Много званных…

Рубрика • Вонмем •

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ, 89-е зачало, 22, 1-14

Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:

Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего

и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.

Опять послал других рабов, сказав: «скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир».

Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле своё, а кто на торговлю свою;

прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.

Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их.

Тогда говорит он рабам своим: «брачный пир готов, а званые не были достойны;

итак, пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир».

И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.

Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,

и говорит ему: «друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?» Он же молчал.

Тогда сказал царь слугам: «связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов»;

ибо много званых, а мало избранных.

Положено к чтению в храмах в неделю 14-ю по Пятидесятнице, день воскресный, 14 сентября.

 

«Царь устрояет брачный пир для своего сына, посылает за зваными однажды, посылает дважды, не идут из-за житейских забот: тот занялся хозяйством, тот торговлей. Сделано новое приглашение в других сферах, и брачная палата наполняется возлежащими. Между ними оказывается один, не одетый по-брачному, и потому извержен. Смысл притчи ясен. Пир брачный – Царство Небесное; приглашение – проповедь Евангелия; отказавшиеся – совсем не уверовавшие; не одетый по-брачному – уверовавший, но не живший по вере. К какому разряду кто из нас относится, сам всякий разбери.

Что мы званые, это ясно, но верующие ли? Ведь можно быть и среди верующих, под общим их именем, без веры. Иной совсем не думает о вере, словно нет ее; иной кое-что ведает о ней и из нее, и доволен; иной криво толкует веру; иной совсем враждебно относится к ней; а все числятся в кругу христиан, хоть у них ровно нет ничего христианского.

Если ты веруешь – разбери, сообразны ли с верою чувства твои, дела твои,- одеяние души, ради которых Бог видит тебя брачно и небрачно одетым. Можно знать веру хорошо и ревновать по ней, а в жизни работать страстям, одеваться, то есть в срамную одежду души грехолюбивой…»

Так пишет святитель Феофан Затворник, и добавить к этому мало что найдется: главное сказано. Все же видный богослов и проповедник заметил очень важную черту именно современного христианина, взросшего в обществе потребления, и именно сегодняшнего общества, все более погружающегося в заботы о материальном благоустроении и прилепляющегося к ценностям мира потребления.

Святитель Феофан Затворник

«Не так ли бывает часто с нами и по отношению к Богу и по отношению друг к другу? – размышляет митр. Антоний Сурожский о нашем неумении приобщаться чужой радости. – Когда чужую радость – будь то Божию, будь то человеческую – мы можем разделить, чтобы она стала нашей радостью, не только приобщиться чужой радости, но и присвоить себе хоть какую-то долю ее, – мы с готовностью идем. Но когда нам надо только радоваться чужому счастью, когда в конечном итоге радость окажется не нашей, а его – Божией или человеческой, – нам некогда, мы заняты землей, у нас своя радость, свой брак; у нас своя земля, своя работа, нам некогда пойти только ликовать, потому что это кто-то другой ликует…

Митрополит Антоний Блюм

Делить горе мы иногда – не всегда – кое-как умеем, а разделить радость бывает очень трудно. Нужно очень много отрешенной, великодушной любви, чтобы уметь радоваться той радости, которая в конечном итоге останется собственностью другого, не моей. А вместе с этим, если мы не можем радоваться так, то, значит, любви к человеку – или к Богу – у нас очень, очень мало; и оказывается, что мы умеем радоваться только тогда, когда рассчитываем, что радость будет наша, что мы сможем ее присвоить.

И об этом говорит вторая черта сегодняшнего Евангелия. Когда все близкие, приближенные отказались, Господь повелел собрать незваных нищих, бродяг, людей, которые никогда к Нему раньше близко не подходили: пусть Мой пир исполнится… И вот собрались люди; все приходили недостойные этого пира и этой радости; приходили нищие в нищенском рубище, и всех принимал Господь… их принимали, и одевали, и мыли, и вводили в чертоги царские…

Но среди них оказался такой, который пришел не разделить радость Господню, а пришел насытиться трапезой Господней; он, видно, прошел мимо тех, которые хотели его и умыть, и одеть, и приготовить к пиру: не для того я пришел, чтобы прихорашиваться, я пришел поесть, насытиться… – и прошел прямо в пир.

И когда вошел хозяин, он увидел такого, который только от жадности пришел – и того Он своим гостем не признал; этот человек не пришел для того, чтобы с Ним разделить радость, не пришел возрадоваться радостью Господней, а только насытиться Его щедрот. И такому на пиру не оказалось места…

Приходим ли мы с готовностью разделить со Христом все то, что Он Собой представляет? Приходим ли мы с готовностью так приобщиться к Христу, чтобы не только вечная Его слава, но и временный Его подвиг, страданье, крест стали нашим достояньем?»

«Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими», – завещал нам апостол (Рим. 12, 15). «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп. 4, 4). Вспомним, как часто идем мы «на брачную трапезу» в храм Божий не для того, чтобы приобщиться к торжеству, но чтобы нечто исхлопотать себе там, поставив ли свечку или же «в уме» попросив у Господа того-то и того-то. Даже причащаемся не с мыслью о том, что Христос – в нас, что мы соединились с Ним, но «для здоровья» или чтобы нечисть изгнать из себя и т.п. Конечно, широкая радость во Христе не исключает и радость от благодеяний Божиих, оказанных нам. Важен здесь исходный, побудительный момент – те самые «брачные одежды», о которых говорится в притче Христовой.

               Святитель Тихон Задонский

«Не может там не быть радости, где любовь, ибо любовь порождает радость, а “Бог есть любовь”; и потому где Бог со Своею благодатью, там и радость. А поскольку сокровище это – радость духовную – внутри имеют и всегда и везде носят ее в себе, то ничто ее отнять не может: ни счастье, ни несчастье мира сего, ни честь, ни бесчестие, ни богатство, ни нищета, ни болезнь, ни раны, ни скорбь, ни узы, ни темница, ни даже сама смерть… И чем кто большую имеет любовь, тем большую чувствует в себе радость, тем безбоязненнее за имя Христово подвизается»

(святитель Тихон Задонский).

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий