Христианское воспитание детей
Рубрика • Православная педагогика •
Профессор Николай Пестов
Порядок жизни
«Все должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14, 41)
После падения Адама в человеке появился стыд – стремление прикрыть запятнанное грехом тело. Стыд – это сознание порочности своего естества. И вместе с лишением человека радости постоянного Богообщения «сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Быт. 3, 21).
И пока вера и понятие о грехе сохранялись в людях, до тех пор у них был стыд, и считалось бесстыдством обнажать свое тело или смотреть на чужое обнаженное тело. Так, сыновья Ноя, чтобы не смотреть на обнаженное тело отца, входили в палатку спиной, чтобы накрыть Ноя одеждой (Быт. 9, 23).
Как следствие отступления от Бога и утери веры – исчезает и чувство стыда, воцаряется бесстыдство – культ обнаженного тела, вводимый под разными благовидными предлогами.
Христианин не должен поддаваться проповеди бесстыдства, должен беречь от этого и себя, и своих детей. С пробуждением в ребенке сознания его нужно учить стыдливости. В особенности надо беречь стыдливость девочек и не приучать их ходить в нескромных платьях. Нельзя позволять девочкам купаться без купальных костюмов, а мальчикам без трусиков и так купаться мальчикам и девочкам вместе.
Целомудренная стыдливость оценивается у Бога как одна из добродетелей человека.
Грехом против целомудрия является одевание девочек или девушек, хотя бы в шутку, в мужские костюмы и наоборот. Об этом есть категорическое сказание в Св. Писании: «На женщине не должно быть мужской одежды, а мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий это» (Втор. 22, 5).
В будничные дни одежда детей должна быть скромной и простой. Дорогие одежды вообще противоречат духу учения Христа и Его апостолов, запрещавших наряжаться в «многоценные одежды» (1Тим. 2,9).
Одежда, более нарядная, чем у других, в будничные дни будет питать у детей тщеславие и гордость. И в другие дни христианские дети не должны выделяться по одежде от других, за исключением только чистоты и опрятности, которые всегда и во всем обязательны.
Как в отношении одежды, так и в отношении вообще всех вещей, надо учить детей бережному обращению с ними.
Св. авва Дорофей учит беречь свою совесть не только по отношению к Богу и к людям, но и к вещам: последние есть Божии дары, поэтому их надо беречь.
Такое же отношение должно быть у детей и к хлебу, и ко всякой пище. Для этого надо напоминать детям слова Спасителя об остатках хлеба: «Соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало» (Ин. 6, 12). Поэтому детей надо учить благоговейно относиться к хлебу, никогда не позволять детям играть с хлебом, бросать и оставлять корки, делать из хлеба катышки и т.д.
Вкушение пищи для христианина есть не простое удовлетворение физиологической потребности, как это имеет место у людей, не знающих Бога. Московский старец о. Алексей Мечёв так говорил о принятии пищи: «Во время обеда представляйте себе Отца Небесного, отверзающего руку Свою, чтобы напитать тебя… И что Иисус обедает с тобою… Во время ужина вспоминай о последней вечери Иисуса Христа, моля Его, чтобы Он сподобил тебя вечери Небесной». Если сами родители так будут относиться к принятию пищи, то это передастся и детям, скажется на них, их поведении за столом.
Вставать из-за стола позволяйте детям лишь только после молитвы. Следует вспомнить, как в древности во время так называемых агап, которые следовали непосредственно за богослужением, вкушали пищу в притворе храма первые христиане. По свидетельству Климентия Александрийского, агапы не только начинались и кончались молитвословием, но и сопровождались пением псалмов. Разговоры за столом не рекомендовались даже взрослым. Как известно, у иноков трапеза сопровождается и теперь чтением духовной литературы, чаще всего житий святых. Как много принесло бы пользы возобновление этого древнехристианского обычая в быту православной семьи!
Очень важно приучить детей к уступчивости при взаимном общении в играх. Для этого им постоянно надо напоминать заповедь Господа: «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (Мф. 20, 26). В этом отношении большое преимущество имеют многодетные семьи. Здесь старшие дети, естественно, учатся уступать и жертвовать своими интересами ради младших.
В таких семьях старшие дети также должны приучаться помогать младшим и матери при обслуживании младших, таким образом будет естественно преодолеваться эгоизм.
Самое трудное – воспитать одного ребенка правильно. Такая семья – это почти не семья в настоящем, в полном смысле этого слова. Здесь ребенок является всегда центром внимания и все его балуют. От этого велика опасность того, что он вырастет эгоистом с резко выраженным тщеславием и самомнением.
Пусть радуются родители, если Господь даровал им много детей: чем больше детей, тем больше Божьего благословения на семью, тем легче будет правильно воспитать детей в духовном отношении. И здесь не надо бояться материальной нужды: вспомним еще раз наблюдение царя и пророка Давида: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (Пс. 36, 25).
Тщательно следует обучать детей внешней манере держаться. Внешняя собранность помогает и внутренней собранности.
Св. Амвросий Оптинский писал в одном письме: «Внешнее обучение и видимое благоприличие предшествуют душевному благоустроению».
Дерзость в обращении и развязность в манерах несовместимы со званием христианина.
По учению отцов Церкви не только толчок или удар, но и всякое грубое или фамильярное слово или прикосновение к другому человеку являются дерзостью.
Когда св. Арсений Великий прибыл в Египет, чтобы променять титул «Отца Государя и его детей» на звание смиренного отшельника, он получил от старцев замечание за свою манеру сидеть сложа ногу на ногу. Подобная развязность считалась несовместимой с пребыванием в человеке Св. Духа.
Не надо допускать у детей привычки держать руки в карманах, ходить в незастёгнутом платье, мальчикам быть в комнатах в шапке. Недопустима также привычка бросать на пол мусор, свистеть, хлопать дверьми, плевать и т.п.
Следует также следить, чтобы дети со всеми всегда были вежливы и к старикам почтительны и внимательны, подавая им стул, помогая одеть верхнее платье, поднимая упавшую вещь и т.д.
При разговоре со старшими дети должны стоять, повернувшись к говорящему лицом и отвечать обстоятельно на вопросы, не ограничиваясь односложными ответами или, что еще хуже, звуками вроде «ага», «хм» и т.п.
«Всему свое время, и время всякой вещи под небом», – учит Писание (Еккл. 3, 1). Этой истины не следует забывать при распределении времени детей. Детский день должен быть строго распределен, и дети должны быть приучены к соблюдению такого расписания. Особенно точно должно соблюдаться время, когда дети ложатся спать, встают, принимают пищу. Периоды отдыха, игры, прогулки должны следовать в течение дня за временем занятий, детского труда, исполнением домашних обязанностей и поручений родителей. Поэтому поговорка «кончил дело – гуляй смело» должна стать одним из правил.
Надо приучать детей также просить родителей перекрестить их, когда они уходят в школу или ненадолго из дома. Когда родители осеняют крестным знамением детей, то читать следует, по совету старцев, следующую молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, благослови, освяти и сохрани силою животворящего Креста Твоего».
В промежуток времени между принятием пищи нельзя позволять детям что-нибудь кушать. Сладости должны приниматься только после другой пищи. Выдача их вообще и улучшенный стол должны быть приурочены к церковным и семейным праздникам. В эти дни дети должны по возможности освобождаться от занятий и труда и их время посвящается посещению храма и отдыху. Надо стараться приучать детей по возможности точно соблюдать заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела свои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему» (Исх. 20, 8-10).
В праздничные дни и одежда детей должна быть по возможности отличной от обычной повседневной. Нарядная одежда будет празднично настраивать детей и умерять резкость их порывов и движений.
К семейным и большим церковным праздникам следует приурочить выдачу подарков детям. Здесь стоит вспомнить один прекрасный обычай преподнесения взаимных подарков на Рождественской елке и в семейные праздники – виновнику торжества. В изготовлении подарков участвуют все подросшие дети, девочки готовят какие-нибудь вышивки, мальчики – поделки из дерева, картона или бумаги с художественной раскраской и т.д. Такие подарки готовились детьми в дни именин и рождения как родителям, так и соответствующим крестным матерям и отцам.
Насколько важны для детей хорошие навыки, дисциплина, аккуратность, вежливость, собранность и умение держать себя, говорит такой рассказ.
Одному начальнику торговой конторы нужен был молодой человек для выполнения различных поручений. Он поместил об этом объявления в газете. В назначенный час в его приемной собралось несколько десятков молодых людей, желавших поступить на работу.
Англичанин вызывал их к себе по очереди в кабинет, беседовал с ними и в результате без колебаний остановил свой выбор на одном мальчике.
Присутствующий при этом его друг был удивлен его выбором и спросил: «Почему вы выбрали этого мальчика? Ведь у него не было ни одной рекомендации, в то время как у многих были прекрасные рекомендации от солидных лиц».
«Вы ошибаетесь, мой друг, – ответил англичанин, – у этого мальчика было много ценных и совершенно достоверных рекомендаций, которых не было у других. Я вам их перечислю:
- Когда этот мальчик вошел в кабинет, то тихо затворил за собою дверь, которую другие или вовсе не закрывали, или делали это со стуком.
- Хотя мальчик был одет бедно, но платье было на нем чисто, без дыр, ботинки были начищены и во всей одежде была аккуратность, чего не доставало другим.
- Волосы у мальчика были подстрижены и причесаны, лицо и руки чистые, ногти на пальцах обрезаны и не имели на концах «траура», как у многих.
- Мальчик остался стоять до тех пор, пока я не предложил ему сесть, в то время как некоторые другие садились без приглашения.
- Когда я уронил со стола бумагу, он тотчас же поднял ее с пола, чего не делали другие.
- Когда в кабинет вошла женщина, мальчик немедленно встал и предложил ей стул у моего стола.
- Когда он вошел в комнату, он снял фуражку и все время держал ее в руках, в то время как другие все время клали ее мне на стол.
- Мальчик сидел на стуле прямо, не развалившись, как другие.
- Он ясно, точно и достаточно громко отвечал на мои вопросы, глядя мне в лицо и не говоря ничего лишнего.
- Когда я предложил мальчику дать мне свой адрес, то он написал его хорошим почерком, аккуратно и без ошибок.
Как видите, мой друг, получил я от этого мальчика целых десять совершенно надежных рекомендаций».
Как было бы хорошо, если бы родители постоянно проверяли своих детей – умеют ли они держаться так, как мальчик, избранный англичанином. И этот рассказ следует прочесть детям и всегда держать его в памяти.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий