На Илью Пророка

Рубрика • Церковная жизнь •

Пять лет сотрудник дирекции по охране памятников Сергей Павлюшин восстанавливал Вознесенскую часовню в селе Средняя Отла Княжпогостского района. И вот нынешним летом, 10 июля, завез уже туда рамы оконные. «Ну, к осени с ремонтом управимся», – пообещал он княжпогостскому священнику о. Максиму.

Введенская часовня в Ср. Отле

 

Часовня в Средней Отле до реставрации Фото 1980 г

 

Часовня в Средней Отле после реставрации

Прошло две недели – и снова весть, уже от других людей: найдена икона из Вознесенской часовни, пока что единственная, других не осталось. На иконе вознесение Ильи Пророка на небо на огненной колеснице. И нашли-то икону как раз накануне праздника Ильи! «Вот бы на пророка там службу сослужить», – невзначай обронил отец Максим. И надо же такому случиться, позвонил вдруг Павлюшин из Отлы: «Батюшка, ремонт-то мы раньше закончили, так получилось. В часовне можно уже служить. Приезжайте». В аккурат на Илью Пророка успели.

Отец Максим – единственный в районе священник и приходится ему много ездить, служить по селам и деревням. Полюбился ему храм в Онежье – большой, благолепный, хорошо в нем. Даже сейчас, среди разрухи, чувствуется, каким он был намоленным… В селе священник нашел дочь последнего старосты этой церкви. Старушка показала благодарственную грамоту от епископа, данную ее отцу в 30-х годах за храбрый поступок. В те годы онежскую церковь власть закрыла, но староста набрался смелости и добился, чтобы храм снова открыли. Чем он рисковал – можно представить. Но такова вера в человеке была… В храме служили еще полтора года, пока не закрыли окончательно.

Кем из святых был вдохновляем этот человек? Может быть, перед его глазами стоял Илья Пророк – бесстрашный ревнитель Божий? Думаешь об этом – и охватывает чувство раскаяния за мой народ. Вот если бы все были такими, как этот онежский староста, сколь много бы сохранилось на нашей земле! Малодушие все и погубило… А от малодушия до погибели духовной – один шаг.

Есть в онежской церкви фреска с образом Христа Искупителя в терновом венце. Лик Его прострелен пулей из мелкашки, кто-то забавлялся стрельбой… Фрески сохранились в основном на куполе. Сколько раз их фотографировали на слайды – и никто не замечал на высоком своде небольшую дырку, размером с ведро. А батюшка Максим своим «духовным зрением» сразу ее увидел: эта аккуратно вырезанная дыра была расположена таким образом, что дождь через нее попадал как раз на несущую стену храма, в самое слабое место. Эта небольшая незаметная дырка в основном и разрушила храм. Десять минут понадобилось священнику, чтобы взобраться на крышу и задвинуть дыру железным листом.

Даст Бог, и в этом храме будут служиться службы. А обретения продолжаются… Недавно найден колокол – самый большой из тех, что на звоннице о. Максима.

Г.С. (Григорий Спичак)

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий