“Кто верует – тепло тому на свете”
Рубрика • Подвижники •
Народ любит своих святых, по сей день из рук в руки передаются рукописные акафисты, сказы, стихи об угодниках, сочиненные самим народом. В №№ 132-133 мы публиковали стихотворный акафист св. Иоанну Устюжскому. Сегодня – рассказ об авторе стихотворного сказа о другом устюжском чудотворце – св. Прокопии Праведном.
…Знакомство с ней началось с того, что мне предложили почитать старенькую потертую тетрадку, зачитанную донельзя. На обложке старинным витиеватым почерком выведено: «Сказание о житии св. Прокопия Праведного, устюжского чудотворца». Что меня больше всего поразило – это живая любовь, светящаяся буквально в каждой строчке этой бесхитростной и незатейливой «поэмы». И мне очень захотелось побольше узнать об авторе этого «Сказания». Ведь уста говорят от избытка сердца.
Устюг начала века – благообразный древний город, прославленный своими купеческими «благочиниями». Каждый купец считал своим долгом перед Богом и людьми содержать на свои средства какой-либо приход в городе или округе, причем эти «благочиния» зачастую устраивались отнюдь не из желания покрасоваться пред людьми, а вследствие глубокой религиозности их попечителей. Вот и у городского торговца Рафаила Истомина тоже был свой приход, существовавший на его средства. В селении Дымково, что на левом берегу Сухоны, поныне возвышаются два белых храма: прпп. Сергия Радонежского и Димитрия Солунского. У супругов Истоминых было семь детей, и все они были воспитаны в духе молитвы, труда и послушания родителям, а веру они пронесли через всю свою жизнь.
Наш рассказ – о второй дочери Истоминых, Людмиле Рафаиловне. Она родилась в 1908 году, и детство ее было безоблачным. Родители старались не только накормить-напоить своих семерых детей, но и своим живым примером воспитать их мягкие податливые души в духе св. Евангелия. Как отец, так и мать любили бывать в опекаемом ими храме, и Люся имела счастье рано приучиться к молитве и добрым делам, помогала матери по хозяйству…
Пришла советская власть, и чинной размеренной купеческой жизни пришел конец. Все вдруг круто изменилось – приход закрыли, священника убили. Истоминых выгнали из просторного двухэтажного дома и поместили в одну маленькую комнатку в гнилом бараке, где они и стали ютиться вдевятером. Отец нанялся куда-то сторожем, чтобы хоть как-то прокормить семью, а мать не работала, потому что дети были еще очень маленькие. Много им пришлось вытерпеть от новых «хозяев страны» насмешек, унижений, в первую очередь страдали они за веру, за то, что не отреклись от прежней Святой Руси. Детям пришлось учиться не в Устюге, а в других городах, так как здесь власти их преследовали из-за происхождения. Мать Софья Александровна быстро состарилась из-за навалившихся невзгод, но доброты душевной не утратила. Об этом говорит хотя бы такая история.
В 1930 году в Устюг привезли раскулаченных южан – тех, кто не пошел в колхозы. Все они были помещены в собор Успения Пресвятой Богородицы. Условия содержания были там нечеловеческие, и люди вымирали. Наши устюжанки помогали им, кто как мог. По ночам, таясь, приносили попить и поесть. Софья Алексеевна взяла на себя подвиг обстирывать несчастных, чем она занималась два года вместе со старшими дочерьми Лидией и Людмилой. Семья жила так бедно, что могла помочь ссыльным только этой скромной, но важной лептой.
Мать оказала большое влияние на воспитание своих дочерей, как вспоминала сама Людмила Рафаиловна. Воспитывала она их по слову Иоанна Златоустого: «Матери, не возлагайте на других воспитания своих дочерей: держите их всегда при себе внутри вашего дома; приучайте их к благочестию и занятиям христианским». В лишениях и испытаниях закалялась душа этой девушки, которой суждено было от Бога в продолжение всей своей долгой жизни быть светильником веры, отогревать иззябшие в атеизме души.
Господу было угодно, чтобы Людмила не вышла замуж, хотя она была очень хороша собой: золотые волосы, которые она укладывала косами вокруг головы, и большие чистые голубые глаза – столько ласки светилось в них! Но вот как в Апостоле сказано: «Замужняя заботится как бы угодить мужу, а незамужняя – как бы угодить Богу».
В 1933 году почти одновременно скончались ее родители, и Люся вместе со старшей сестрой Лидией приняла на свои слабые девичьи плечи воспитание пятерых детей, младшему из которых было еще только пять лет. С младшим братом особенно была дружна Люся, его она воспитала, выучила, проводила на войну, встретила с войны, женила. Потом воспитывала его дочь с 8 лет, помогла ей получить образование, выдала замуж с небольшим приданым; нянчилась поочередно с многочисленными племянниками и племянницами – дети ее очень любили, хотя она и была строгой. Вот что вспоминает одна из ее племянниц, Маргарита:
– В тете Люсе я всегда видела пример горячей веры в Бога. Молитва не сходила с ее уст. Она и ее сестра Лида строго соблюдали среду и пятницу и все посты. Мне запомнилось, что не было для нас, детей, никаких послаблений, пост был для всех. К службе всегда ходили в Прокопьевский храм, я до сих пор стараюсь ходить именно туда. По вечерам собирались гости – милые добрые и верующие люди. Это был «цвет» тогдашнего Устюга – поэты, музыканты и другие представители интеллигенции. Читали священные книги, играли на рояле. Людмила Рафаиловна была человеком разносторонне одаренным. Она сочиняла стихи, подбирала к ним музыку, пела, рисовала – по памяти сделала зарисовки 35 церквей города и пригородов. Свои рисунки раздавала друзьям…
Привечала она и людей совсем другого рода. Очень жалела бедных людей, много их было около церкви. Помню, в воскресенье, после обедни, в нашем доме всегда было человек пять-шесть – нищих, которые были всегда накормлены и иногда оставались на ночлег. Тетя Люся говорила: «Блаженни милостливые, яко тии помиловани будут». Сердце ее было нежное, полное сострадательной любви и жалости к этим убогим и калекам. Мне кажется, некоторые даже и злоупотребляли ее любовью, выпрашивая себе денег и что-либо из одежды, но она никогда никого не гнала. «Господь Сам разберется», – говорила она нам, когда мы ей на это пеняли. Все мысли ее были о том, как спасти душу, а материально мы жили, можно сказать, без всяких излишеств. Да и к чему они?
В 1965 году Людмила Рафаиловна со своей подругой Анной Ольховой, женщиной такого же мужественного и нежного склада души, что и тетя Люся, поехали в Москву ходатайствовать об открытии Прокопьевского храма, который был закрыт в 1964 году. Их делегировал приход, от которого они повезли много подписей. Принял их Патриарх Алексий I ласково, но, сами понимаете, он не властен был что-либо изменить. Так они и вернулись ни с чем. Тогда-то и была ею написана поэма «Сказание о житии святого праведного Прокопия», скорей как плач, чем восхваляющая ода… И еще, тетя Люся всегда была гонима от неверующих, и на работе, и вообще в жизни. Она по профессии была бухгалтером и сменила несколько мест из-за того, что посещала храм. То были страшные времена Хрущева, когда в 1961 году нам было клятвенно обещано, что к концу пятилетки мы увидим последнего живого попа.
– Людмила Рафаиловна, – продолжает Маргарита, – была близко знакома с владыкой Гавриилом, бывшим офицером Белой армии. Он был назначен в Вологодскую епархию в 1950 году, прежде он был миссионером в Китае. Она была его верным чадом и навещала его в Ташкенте, куда он сослан был после провокации в Вологодском кафедральном соборе, когда в суматохе, возникшей из-за ложной угрозы пожара, погиб 21 человек.
Выйдя на пенсию, Людмила Рафаиловна стала петь в церковном хоре Стефановской церкви и пела там до конца жизни. У нее было чистое сопрано. Не помню, чтобы она по лености пропускала службу в церкви, разве что по болезни. Уже будучи тяжелобольной, в 1990 году, в день Прокопия Праведного, у фрески, изображающей святого, тетя Люся решилась наконец вынести на суд слушателей свое творение. С большим воодушевлением прочитала она поэму о Прокопии Праведном. Читала она так проникновенно, что все, кто слушал ее, не могли удержаться от слез. А я плакала оттого, что знала – это уже в последний раз. Она уходила от нас.
Перед смертью тетя Люся поведала мне свой сон: «Иду я над адовой бездной. Внизу пламя, крики, стоны. Боже мой, помоги мне пройти по этой узкой жердочке! А Ангел Хранитель обнял меня за плечи, и я легко прошла свой путь… Это была моя жизнь, Рита. Огненная жизнь. Без помощи Господа я бы по ней не прошла!»
…Она умерла 29 марта 1991 года, в возрасте 83 лет. Мы смотрели на ее старческое детское личико и вспоминали слова, которые она любила повторять: «Блажен, кто верует, тепло тому на свете».
Сколько из нас, ее воспитанников, не сбилось с пути и не утратило веры, живя в безбожном обществе, только благодаря ей. Верю, что молитва ее крепка перед Богом. Потому что в небесную сокровищницу она принесла Ему самое ценное, что имела – свою святую любовь, согревшую нас своим теплом.
Так закончила свои воспоминания о тете Людмиле Рафаиловне Истоминой М. Попова.
«Ничто так не приводит душу ко спасению и не побуждает ее к трудам, как если найдется среди нас учитель, делами проповедующий добродетель», – говорится в Добротолюбии.
Прихожанка Прокопьевского храма,
г. Великий Устюг.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий