“Рассудок” или факты

Рубрика • По поводу •

 

Спор святителя Стефана с пермским волхвом Памом

В газете «Коми му» (за 8 июня) была опубликована статья кандидата филологических наук Г. Беляева, название которой можно перевести с коми языка так: «Не потерять бы нам рассудка». В ней автор рецензирует статью кандидата филологических наук В. Мартынова о подвиге св. Стефана Пермского (журнал «Войвыв кодзув», № 4, 1995 г.) и критикует коллегу: мол, вы правы, Стефан много хорошего сделал для коми народа, но… Цитирую: «Но многие авторы забывают почему-то напомнить, что Стефан пришел в Пермь с дружиной – не только с крестом, но и с мечом и огнем». При этом Г. Беляев призывает всех к здравому смыслу (в буквальном переводе – «головному рассудку»). Мол, рассудок разве не подсказывает, что не мог миссионер прийти в чужую землю один, без войска?

Г. В. Беляев

Удивительно, но до сих пор этот вопрос дискутируется. Кто-кто, а научный работник должен полагаться не на свой «рассудок», а в первую очередь на факты. Нигде – ни в летописях, ни в житии святого (написанном современником), ни в народном предании – о войске ничего не сообщается. Как убедимся ниже, скрывать это никому бы и в голову не пришло.

Когда фактов нет, историк волен выдвигать свои гипотезы, но при этом он должен опираться на исторические аналогии. Итак, были ли случаи, когда крестить приходили с войском? Да, были. Скажем, новгородцев, финнов, эстонцев именно так и крестили. Но факты эти никогда не замалчивались, они на виду, остались в памяти народов. Доныне сохранилась народная поговорка о событиях, произошедших тысячу (!) лет назад: «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем». Эта поговорка, кстати сказать, укоренилась в языке настолько, что стала словесным клише. Не случайно ведь Г. Беляев и автор другой статьи, со схожей позицией, В. Лодыгин («Дзу» – «Коми му», 28 января 1995 г.) не сговариваясь употребляют одну и ту же фразу: «мечом и огнем». Повели они речь о крещении пермян – и клише уже готово. «Мечом и огнем» – и все тут, чего, мол, неясного?

Судя по тону авторов, они действительно полагают, что так, бывало, и крестили: сожгут дома и мечами гонят в реку креститься. Но это полный абсурд. Возьмем даже самый одиозный пример с Путятой и Добрыней… В летописях подробно описывается, что происходило в Новгороде. Зная воинственный характер горожан, боярин Добрыня (сам недавно крестившийся) с дружиной отправился вслед за миссионерами. Там язычники по наущению жрецов убили его жену и нескольких родственников. Боярин послал тысяцкого Путяту схватить убийц, из-за чего народ взбунтовался, разрушил уже имевшийся в городе православный храм, выступил с войском. Чтобы остановить кровопролитие, Добрыня поджег несколько домов на берегу – и сеча остановилась, новгородцы бросились тушить, пришли в себя. Вот с тех пор и стали подтрунивать над новгородцами, говорить с иронией: вас-то крестили мечом и огнем – и гордые новгородцы всегда в ответ сердились. Считалось обидным, что так нелепо они приняли спасительную веру… Вот как выглядит историческая правда. Кровавые события никогда не замалчивались летописцами, напротив: если бы новгородцы крестились без принуждения, это бы отметили одной-двумя строками, а не развернутым рассказом. Если бы в Перми случилось нечто подобное, летописцы бы не пожалели чернил – для назидания потомкам.

Да, печальные факты в истории были. Немецкие рыцари из католического ордена крестоносцев сжигали деревни прибалтов-язычников. Финны-язычники вбивали гвозди в головы шведских миссионеров, шведские воины убивали финнов. Карелы, спасаясь от шведов, бежали в Новгородскую землю и там принимали православие. Александр Невский «по зимнику» ходил в Швецию «попугать» крестоносцев – и финны-язычники вели его дружину по замерзшим озерам и болотам, всячески помогали против шведов. Все это описано в исторических хрониках. Но спросите сейчас финна: благодарен ли он шведским миссионерам? гордится ли он своим национальным флагом, на котором изображен не языческий, а христианский символ – крест? Думаю, он счел бы вас за ненормального. Каждый здравомыслящий человек понимает, что с нашей колокольни нельзя оценивать прошлое.

Святой князь Александр Невский сказал: «Не в силе Бог, а в правде». Но в те времена (да и сейчас) в мире еще действовал древний языческий закон: «Кто силен – тот и прав». И многие благие дела из-за грубости нравов, недостаточной просвещенности христианством сопровождались конфликтами и кровью.

Теперь проведем обратную историческую аналогию: а были ли примеры, когда христианские миссионеры приходили проповедовать без сопровождения, в одиночку? Конечно, были! Вот наиболее близкий св. Стефану пример. Доподлинно известно, что лопарей (на Кольском полуострове) св. Трифон Печенгский пришел крестить без спутников, один. Сначала по наущению жрецов его побили, так что он до конца жизни остался горбатым. Но скоро этот, с подорванным здоровьем, человек сумел в одиночку обратить язычников к христианству на обширной территории, основал Троицкий монастырь. До сих пор у народа, проживавшего в той местности, сохранилось православие, празднуются престольные праздники, почитается святитель Трифон – хотя господствующей религией там является лютеранство. И таких примеров множество!

Если уж автор так любит свой «рассудок», а не факты, то пусть внимательно перечитает житие св. Стефана. Сколько там подробностей, которых жизнеописатель просто не мог сам выдумать. Например, эпизод, когда спящего монаха пермяне хотели «запалить», накидав охапки соломы. А где же были пресловутые «войска»? Да у него даже охраны не было!

Ученый должен знать предмет, о котором рассуждает. Должен представлять, как жили православные монахи, о чем думали, что чувствовали – уж коли взялся судить о миссионерстве. Знает ли Г. Беляев, что для христианских проповедников было в порядке вещей постоянно рисковать жизнью, что умереть от руки язычника (пострадать за Христа) было великой честью для настоящего монаха? Знает ли он, что имя Стефан было дано будущему миссионеру в память о первом христианском мученике архидиаконе Стефане, забитом камнями за его проповедь?

Вспомним еще одну историческую аналогию. Христос, принявший человеческую плоть, один перевернул весь мир. И не было никакого насилия, а только любовь и самопожертвование, смерть на кресте за людей. Так что же сильнее: крест или меч с огнем? Любовь или «здравый рассудок»?

М. Попов

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуск

Добавить комментарий