Народный учитель

Рубрика • Православная педагогика

Недавно я прочитала замечательную книгу, изданную до революции – «Учитель народной школы». Сама я будущий учитель, студентка, и для себя открыла в этой книге важное: учитель ответственен не только перед директором школы и отделом образования, не только перед родителями детей, но и, главное, перед Богом. То есть перед Тем, Кто вложил в ребёнка душу чистую и непорочную. И учитель будет отвечать за эту чистоту перед Богом. Не только за себя он будет держать ответ…

Близится пора выпускных экзаменов, школьники думают, куда поступать. Думаю, тем, кто ищет себе призвание педагога, было бы полезно прочитать эту книгу. Поскольку её трудно достать, я сделала конспект, который и предлагаю вашему вниманию.

 И.РОЧЕВА, студентка

 Искони в течение веков народ наш имел свои школы. Искони школы эти были под руководством Церкви и её служителей. Церковь и создала эти школы ещё во времена св. Владимира. Первою целью этих школ было религиозное просвещение народа. Всё, чему учили – грамота, письмо, пение, – служило этой главной цели. С течением времени присоединялись сюда и некоторые знания, потребные в житейском быту, каково счисление, грамматическое учение, но всегда эти предметы стояли на втором плане.

Ведь учительство – это прежде всего нравственное служение, это должность общественная. Учитель – сеятель на девственной почве детской невинности и чистосердечия – он призван посеять в детской душе семена веры, знания и добра. Он полагает основание зданию. И учитель должен помнить: каждое призвание свято, призвание же учителя и воспитателя – в сугубой мере.

Ввиду важного значения должности учителя, приготовляющиеся к сему званию должны размыслить, имеют ли они к нему призвание? Кто хочет изучить искусство, тот должен иметь к нему способность или дар. Апостол вопрошает: разве все вы учители? (1 Кор. 12, 29); и в другом месте даётся предостережение учителям непризванным: Не всякий решайся быть учителем (Иак. 3, 1). Поэтому на призвание к учительству нужно смотреть как на дар Божий (1 Кор. 12, 4).

И вот что надо помнить решившемуся стать учителем. Приобретённые знания могут забыться, а доброе воспитание останется в человеке на всю жизнь. Поэтому религиозно-нравственное воспитание есть венец и голова всякому учению, и последнее без первого не имеет никакой ценности. Св. Тихон говорит в своём наказе об устроении школ: «Обучать надлежит не токмо грамоты, но и честного жития, страху Божия, понеже грамота без страху Божия есть не что иное, как безумному меч».

Религиозно-настроенный учитель не начнёт своего дела без благословения Церкви, и первый день занятий его в школе будет первым днём совокупной молитвы с детьми. Посещение храма Божия вместе с учениками будет для него не внешней обязанностью, но потребностью сердца. «Вот я и дети, которых дал мне Бог» (Евр. 2,13) будет звучать в сердце учителя, приводящего детей в церковь…

Сознавая нравственные свои обязанности, добросовестный учитель должен постоянно следить за собою, за своим языком, сердцем и образом жизни. Он не должен быть высокомерным и считать себя совершенным педагогом, которому уже нечему поучиться у других; напротив, всматриваясь в свою деятельность, он будет всячески заботиться об исправлении своих недостатков. Первый плод добросовестности – скромность. Добросовестный учитель должен быть терпеливым к детям, чтобы не раздражаться и иметь к ним снисхождение. Чтобы иметь терпение, учитель должен любить детей той любовью, которая свойственна христианину. Любовь порождает доверие, а доверие утверждает любовь. Если учитель относится к детям с любовью христианскою: истинною, бескорыстною, самоотверженною, верною, назидающею, терпеливою, снисходительною, ласковою, серьёзною и твёрдою, то воспитательное влияние его будет неотразимо сильно и благотворно. Эта любовь не требует слов, но показывается делами. Плодом её будет любовь и доверие учеников к учителю, уважение и привязанность к нему, а вследствие этого и послушание – свободное, без принуждения.

Здравая любовь имеет целью благо ребёнка; строгая и наставительная, она бдительна в предохранении дитяти от ошибок и всего дурного и решительна в принятии мер против зла; она справедлива в похвале и порицании, в награде и наказании. Любовь открывает учителю сердца детей и даёт ему власть над ними.

Религиозно настроенный учитель должен быть справедлив. Всякая несправедливость, пристрастие тяжело отзываются на учениках. Учитель не должен иметь любимцев, которым бы всё прощалось; он должен беспристрастно относиться ко всем, особенно в наградах и наказаниях. Он должен оценивать действия учеников по их действительному достоинству, не действовать по произволу, по минутному впечатлению и настроению, и должен точно знать цену своей меры, прежде чем решиться на неё. Для этого нужны рассудительность, спокойствие духа, а также и самообладание. Эти качества необходимы, чтобы авторитет учителя стоял высоко и дети относились к нему с полным доверием.

Радостному настроению детей много способствует ласковое и приветливое отношение наставника. И наоборот, дурное расположение духа в учителе весьма тяжело отзываются в учениках и вредит преподаванию. Учитель должен понимать это и должен запастись самообладанием, непоколебимым спокойствием духа и не делать других ответчиками за свои личные неприятности. Достоинство и решительность действий наставника должны сливаться с весёлою и ласковою снисходительностью, свежесть и живость духа – с спокойствием и благоразумием.

Ближе всех других к школе стоит священник, он же и законоучитель школы. Учитель никогда не должен забывать, что священник есть пастырь и духовный отец всего населения, окружающего школу, и старых и малых, и родителей и детей, и самих учащих; что он есть служитель церкви, уполномоченный «народный учитель». Пусть не тяготится этим учитель, но во всех потребных случаях обращается к священнику за советом и помощью. Его слово веско и значительно во мнении прихожан; его содействие может оказать школе много добра.

А вот некоторые высказывания авторитетнейших людей, которые подтверждают вышеизложенное:

Между учителями преподаёт лучше не ученейший, но тот, кто имеет большее нравственное влияние на учеников.

Роме

* * *

Добродетели можно научить только добродетелью.

Платон

* * *

Выше живописца, выше ваятеля, выше всякого другого художника я считаю того, кто умеет образовать детскую душу.

Златоуст

* * *

Каких бы средств ни употребляли мы, чтобы очистить и облагородить склонности вверенных нам детей, чтобы научить их обязанностям и уважению к ним, – несмотря на это, наши труды неминуемо останутся недоконченными, если не положим в основу религиозного воспитания; потому что только религия доставляет человеку возможность достигнуть полноты нравственного характера, свойственного человеку.

…Под руководством истинно религиозного наставника сердце дитяти само собою открывается для восприятия благодатной веры, как чашечка у цветка перед лучами животворного светила.

Де Жерандо


Неизвестный Ушинский

Константин Дмитриевич Ушинский

Именем великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского, 170-летие которого мы отмечали в прошлом году, в советское время названы улицы, академия, крупнейшая в стране педагогическая библиотека, ряд учебных заведений, о нём написано более двух тысяч книг и статей, не один десяток диссертаций, в том числе докторских. Официально было признано, что «по глубине проникновения в сущность процессов воспитания и обучения… по степени научной обоснованности его педагогическая концепция не имеет себе равных». И в то же время… суть этой концепции у нас замалчивали. Ведь основоположник русской педагогической науки, имеющий огромный авторитет во всём мире, в своей концепции убедительно доказывал: нет и не может быть педагогики без христианства. Ниже мы публикуем некоторые высказывания Ушинского – из того, что у нас предпочитали не тиражировать.

  • «Христианская идея… Такого глубокого понимания души и её коренных свойств мы не встречаем нигде (больше): ни в философско-религиозных системах Востока, ни в философских системах классического дохристианского Запада».
  • «Всё, чем человек, как человек, может и должен быть, выражено вполне в Божественном учении – и воспитанию остаётся только прежде всего и в основу всего вкоренить истины христианства».
  • «Христианство даёт жизнь и указывает высшую цель всякому воспитанию».
  • «Религия есть необходимое основание воспитания».
  • «У каждого европейского народа есть три основы общественного воспитания: народность, христианство и наука».
  • «Современная педагогика выросла исключительно на христианской почве».
  • «Не забудем, что величайшие (педагоги), двигатели дела народного воспитания: Франке, Песталоцци, Арнольд именно в христианстве почерпали силы для своей плодовитой и энергичной деятельности, пересоздавшей воспитание Европы».
  • «Душа человеческая Божественна по своей природе, она принадлежит вечности».
  • «Зерно существа человека составляет бессмертный дух, и он требует иной (не материальной, а духовной) пищи.
  • «Для нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая – безголовый урод …деятельность без цели и без результата впереди».
  • «Ни одна материалистическая теория не может говорить о развитии (человека), ибо когда нет души с её собственным содержанием, то развиваться нечему».
  • Страшно «подумать о том состоянии человека и общества, в которое они пришли бы, если бы материалистическое воззрение на мир сделалось таким же источником нравственных стремлений и общественных отношений, каким доселе являлась христианская религия, создавшая в обществе европейских народов то глубокое общественное мнение, которым так увлекаются сами последователи материализма».
  • «Как ничтожна и шатка теория морали материалистов!»
  • «Мы вправе ожидать плодовитого сближения между сторонами русской жизни: между Церковью и образованием. Если этого сближения ещё не произошло, в этом никак не виновата религия, потому что православие есть единственная религия, предоставляющая все условия для такого сближения».
  • «Лукавое отделение религий от жизни (в том числе от образования) есть идолопоклонство, оскорбляющее религию и разрушающее жизнь».

(Цит. по Собр. соч., тт. 1-10)

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий