Из Иерусалима в Вифанию

Рубрика • Вонмем •

Евангелие от Иоанна, 41-е зачало, 12, 1-18.

Икона Воскрешения Спасителем Лазаря Четверодневного

За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.

Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, а Лазарь был одним из возлежавших с Ним.

Мария же, взявши фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.

Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?

Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор: он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.

Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего;

ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня – не всегда.

Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.

Первосвященники же положили убить и Лазаря.

Потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.

На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышавши, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!

Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:

«Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле».

Ученики Его сперва не поняли этого; но, когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему.

Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых;

Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

Положено к чтению в Неделю 6-ю, ваий, Вербное воскресенье, 16 апреля.

Иерусалим храм Лазаря Четверодневного


Рубрика • Паломничество•

«Путь из Иерусалима в Вифанию было бы приятно совершить одному, с Евангелием в руках, имея в своём распоряжении достаточно времени, – пишет в начале века паломник на Святую Землю. – Повозки в Иерусалиме, да и на всём Востоке, неудобные, расшатанные, полинялые; лошади на вид не в состоянии держаться на ногах, но их выносливость невероятна: они бегут через поля, рвы и дюны, поднимаются вверх рысью, по невозможным дорогам, по косогорам, на которых сто раз, кажется, можно переломать кости… Чтобы сохранить спокойствие, надо предоставить себя Провидению…»

9 апреля 1862. Вифания

Хорошо, покойно читать эти строки. Что-то в них есть от чистого пушкинского времени, чего так не хватает нам в веке XX, с его стремлением не вглядываться, а оглядывать, «считывать информацию».

Год назад наша газета уже печатала заметки современных паломников в Израиль, к христианским святыням. Перенесёмся же сегодня на сто лет назад. В ту пору ещё не изрезали Святую Землю автострады, не проносились чередой по ним автобусы с сонными туристами и говорливыми экскурсоводами, не было всюду израильских полицейских с автоматами и постоянного взрывоопасного противостояния евреев и мусульман. В самом строе жизни в ту пору здесь сохранялось ещё что-то со времён двухтысячелетней давности…

Итак, Вифания, последняя точка на карте древней Иудеи, где останавливался Христос перед торжественным въездом в Иерусалим, перед всеми теми событиями, которые мы вспоминаем ныне в Церкви на Страстной седмице.

В эти дни хочется меньше рассуждать, суетиться, но больше вглядываться, вчувствоваться, постигать сердцем. Попробуем же мысленно перенестись ближе к земным дорогам Спасителя, ближе к Нему и по времени – на целое столетие, и послушаем путешественников на Святую Землю тогда, сто лет назад, – теперь всех их уже давно нет в живых и затерялись могилы… Но дух – он дышит в их строках…

От Иерусалима до Вифании всего лишь один час, даже, может быть, менее – если совершить путешествие пешком, по прямым тропинкам: расстояние едва достигает трёх вёрст.

Дорога из Иерусалима в Вифанию идёт мимо Гефсиманского сада и проходит у подножия Елеона. На покатости Елеонской горы разбросано теперь несколько бедных хижин, которые и составляют нынешнюю Вифанию. Теперь Вифания – не более как бедная мусульманская деревня из трёхсот душ, жалкая, не имеющая какого-либо определённого вида. Почти все дома выстроены из камней, растащенных из когда-то бывших здесь церквей и монастырей. Следы дома Марфы исчезли; место же его нахождения определяют там, где теперь остатки подземной пещеры бенедиктинской часовни. Это древняя базилика св. Бенедикта. От всего этого теперь ничего не осталось, но что до этого? Воздух запечатлён великими словами: «Едино есть на потребу» (Лк. 10, 42).

Христос произнёс это здесь и, конечно, на открытом воздухе.

Сцена из Евангелия здесь всегда как живая. Мы можем представить себе Вифанию – название которой означает «дом фиников», – осенённую пальмами, орошённую каналами, которые поддерживали свежесть этого оазиса. Жилища зажиточных людей, как нам их описывают современные историки, состояли из первого двора, на который выходили жилые комнаты, и из второго двора, где были сады. Эти сады были всегда засажены фиговыми деревьями (смоковницами), несколькими виноградными лозами с переплетающимися ветками и стройными пальмами. Это здесь, в тихом саду, друзья Христа принимали Его в прелестные сентябрьские дни, в праздник Кущей, и потом, в трагические дни Нисана, перед последней Пасхой.

Это здесь Марфа усердствовала в домашней работе, а Мария, сидя у ног Господа, слушала вечные слова…

Боже мой, как жива эта сцена в этой неподвижной земле! Эти женщины, в туниках изящных форм, с открытыми рукавами, с покрывалами на тёмных волосах ещё носят в своих широких корзинах виноград и фиги, которые Марфа срывала… Не представляете ли вы себе этих женщин, с величественными движениями и походкой, сидящими у ног Учителя, задумчивыми и молчаливыми, как Мария?

Марфы всех времён, усердные в службе и работах, всегда будут удивляться тому предпочтению, какое оказал Учитель Марии за её благоговейное внимание к Его словам. Но это одно из заблуждений, это суждение по наружному виду. Наши мысли, предположения, суждения имеют не большее значение, чем столб пыли, который ветер поднимает у наших ног. Один только есть Судия, Который может справедливо судить, так как Он один всё видит. И Он требует прежде всего любви: «Едино есть на потребу»…

Это великий урок Вифании…

 

* * *

Безмерное, бесконечное спокойствие царит вокруг нас. Полнейшая тишина разливается под редкими оливковыми деревьями. Ещё слышится голос Учителя: «Марфа, Марфа»…

Стоит задержаться здесь, прожить некоторое время, и из нашей души одно за другим уйдёт всё чуждое ей…

Подробности смерти и воскресения Лазаря всем известны. Всем известно душевное состояние Марфы и Марии, когда они послали Учителю сказать:

– Тот, кого Ты любишь, болен…

Нет сомнения, что это Мария так выразилась: в словах этих чувствуется сердце, не знающее сомнения, бесконечно преданное и верное, знающее, что для любви немного нужно слов.

И тем не менее эта столь глубокая вера её оказывается как бы обманутой, упование нежное её – несбывшимся: болезнь Лазаря усилилась и он умер.

Столько раз во время его агонии сёстры говорили одна другой:

– О, если бы Он был здесь!

Его тут не было; Он не пришёл, находясь четыре долгих дня там, где застало Его известие.

Что произошло в этих сердцах, где надежда понемногу ослабевала? Не сильнее ли смерти была их доверчивая любовь?.. Эти первые слова Учителю: «О, если бы Ты был здесь!» Был ли это вопль любви или вопль тоски, почти сомнения?..

* * *

Медленно, немного в сторону от Вифании, мы приближаемся к тому месту, откуда можно было видеть идущего Господа. Он со Своими учениками был замечен издали, ещё в пустыне, которая простирается до розовых Моавитских гор.

Вокруг нас тишина, которая предшествует грозе; ни малейшего движения со стороны людей или животных; никакого шума. Душа всецело принадлежит себе самой; ничто не нарушает её сознательного уединения.

Христос шёл через эти пустынные высоты, сопровождаемый Своими учениками. Предсказания Господа и ненависть к Нему священников заставили их предчувствовать близкую Его кончину.

Марфа, первая осведомлённая о приближении Иисуса, выбежала Ему навстречу и упала Ему в ноги как раз в том месте холма, где мы теперь находимся. Пришла в свою очередь и Мария.

Иисус, увидев её и сопровождавших её евреев плачущими, восскорбел духом. Волнение Марии сообщилось Ему. И Он сказал:

– Куда вы его положили?

– Господи, – ответили они, – пойди и посмотри.

И Христос заплакал.

На том месте, где Спаситель, приближаясь к Вифании, был встречен сперва Марфою, а потом Мариею (прежде чем пришёл ко гробу Лазаря), находился большой камень, округлённый и называемый «камнем беседы». Христиане и мусульмане почитали камень этот; больные приходили и прикасались к нему, и по вере своей получали благодать Божию.

Но вот в 1879 г. святогробский архимандрит Спиридоний (впоследствии Патриарх Антиохийский) устроил здесь небольшую, но благолепную церковь в русско-византийском стиле, с довольно высокой при ней колокольней. Сюда он и перенёс тот камень, на котором, по преданию, сидел Спаситель в ожидании прихода Марии. Камень этот, вделанный по правую сторону иконостаса и имеющий над собою благолепный балдахин-киот с иконою, изображающею евангельское событие, связываемое с этим местом, стал привлекать сюда многочисленных паломников. С устроением здесь церкви (которая в народе получила наименование монастыря «Встречи») сюда были перенесены из Иерусалима все богослужения Лазаревой субботы; и так как большинство присутствующих тут богомольцев – наши русские паломники, то богослужение в большой своей части происходит на славянском языке и даже при пении русских певцов и певиц из паломников.

* * *

Главную святыню Вифании составляет гроб праведного Лазаря, находящийся неподалёку от дома Симона прокажённого, на правой стороне Иерихонской дороги. По обычаю иудеев, гробы высекали в скалах; а так как Лазарь был человек достаточный, то для него высечена была особая пещера. С зажжёнными свечами по 25 ступеням спускаются в подземелье или грот, в углу коего сложен из камней престол. На нём франки два раза в год служат литургию. Из этого подземелья через низкое и узкое отверстие сходят по 5 ступеням в небольшую пещеру. Там, на левой стороне, видим в скале гроб – в нём и был погребён св. Лазарь, повитый пеленами, и лежал четыре дня.

От камня, где произошёл разговор Иисуса Христа с сёстрами и Иудеями, до могилы Лазаря расстояние короткое. Турки завладели церковью, воздвигнутой сверху могилы, разрушенной, вновь построенной, ставшей неузнаваемой и в конце концов преобразованной в мечеть. Францисканцы добились за дорогую цену входа вне мечети, через боковой переулок.

И вот вы в том месте, где Господь произнёс победоносные слова:

– Лазарь, гряди вон!

Здесь поучаются могуществу веры, которая устраняет все препятствия, которая сокрушает стену, отделяющую жизнь от смерти. Здесь наводит на вас невольный ужас сама таинственная смерть, которую Христос держит в Своих руках, и вы предаётесь Ему в этот страшный час, хорошо сознавая, что Он пронесёт вас через последние предсмертные томления, как отец несёт ночью своё дитя…

«Не говорил ли Я вам, что если уверуете, увидите славу Божию?» (Ин. 11, 21).

* * *

Остатки дома Симона-прокажённого возвышаются между развалинами и называются у местных жителей замком. Во времена крестоносцев на этом месте был женский католический монастырь – аббатство св. Лазаря; теперь от всего здания остались только две стены, а остальное всё в развалинах. Где был дом Лазаря, там существовала церковь, построенная св. царицей Еленой, от которой уцелел лишь передний красивый фасад; теперь всё это место покрывает арабская мечеть.

За шесть дней до конца, зная все ожидающие Его муки страдания, все трагические подробности Своей близкой смерти, Христос принимает приглашение на пир к Симону. Без сомнения, Господь говорил Своим друзьям так же ясно, как и апостолам. Его поняли. И Мария возлила на голову и ноги Учителя редкое благовонное масло, общенародно выразив таким образом своё к Нему благоговейное отношение.

Здесь, в доме Симона, как когда-то в тихом доме во время укоров Марфы, она промолчала перед лицемерным, лживым, искусственным негодованием Иуды. Как и в тот раз, Христос защитил её, отметив истинный смысл её поступка: она сделала то, что могла: заранее приготовила тело Моё для погребения.

Какое изумление при этих словах в зале пира! Говорил ли кто-нибудь так спокойно о своей смерти?..

Сердце Марии от этих слов разбилось, как выпавшая из её рук ваза благовонного масла…

Учёные археологи, интересовавшиеся этим моментом евангельской истории, собирали в своих музеях много ваз, могущих содержать один фунт нарда, но зачем они представляют себе вазу Марии обыкновенно в виде больших урн? Та ваза была величиною с кисть руки.

Всё это произошло здесь… Здесь были эти проявления любви, которые Иисус принимает и в которых Он видит символ любви всего человечества.

Мария начинает собою ряд тех, которые положат к Его ногам роскошь, великолепие, все блага, цвет молодости, которая никогда не возвратится, все надежды, мечты, верность даже слабых сердец. Ему одному в продолжение двадцати веков человек приносит эти царские дары. И Вифания хранит тайну первого такого приношения, первого дара.

(Продолжение паломничества – в следующем, пасхальном выпуске газеты)

Монастырь в Вифании

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий