Объединяя силы

Рубрика • Православное образование•

«Россия страдает и мучается от кровавой внутренней борьбы, от страшной во всём дороговизны, от безбожия и крайнего упадка нравов. Судьба печальная, наводящая на мрачные думы. Но всеблагое Провидение не оставит России в этом гибельном состоянии. Оно ведёт её к возрождению».

 

Эти слова св. праведного Иоанна Кронштадтского напечатаны на пригласительном билете на Первые Иоанновские образовательные чтения, проходившие с 30 марта по 1 апреля в Архангельске. Мысль в словах этих выражена как бы открыто: какими путями ведёт? через что может возродиться Россия? Несомненно, ответ на это был одной из главных задач состоявшихся Чтений. Через понимание путей спасения возродится страна, через научение вере православной, через духовное просвещение юношества.

По-видимому, понимание этого и объединило учредителей Чтений – Архангельскую епархию, а точнее возглавляемый игуменом Трифоном епархиальный отдел образования и катехизации, администрацию Архангельской области и Поморский педагогический университет. Представители всех выступали в первый день, на открытии Чтений, говоря об этом важные, но всё-таки общие слова, из-за чего открытие Чтений, по отзывам, показалось несколько затянутым. Зато в этот же день произошло весьма примечательное в жизни епархии событие: между епископом Пантелеимоном и главой администрации области П.Н. Балакшиным был подписан Договор о сотрудничестве между епархией и властью (на снимке): намерения заявлены самые широкие. Дай-то Бог им осуществиться. В одном из ближайших номеров мы предполагаем напечатать этот документ, так что читатели сами в дальнейшем смогут судить, как он реализуется.

Во второй день работали на секциях всё в тех же просторных помещениях областной администрации. Самым представительным было обсуждение проблем взаимодействия государства и Церкви в сфере образования и духовно-нравственного воспитания детей. Какие это проблемы? Рамки, налагаемые на эти взаимоотношения законом об образовании. Лично я вывод из выступлений сделал такой: с помощью одного и того же закона можно и способствовать углублению религиозного образования в школе и, наоборот, тормозить его, как это произошло в Краснодаре, где власти запретили какое бы то ни было преподавание религии в школе. Запрет этот, естественно, сработал против православного священника в рясе и с крестом, но остался не затронут сектант в пиджачке… В Краснодаре, кстати, на днях тоже состоялись образовательные Чтения, на которых обсуждалась эта ситуация.

Другие семинары были посвящены педагогическому наследию прав. Иоанна Кронштадтского (уроженца Архангельской земли), методике преподавания Закона Божия, личности преподавателя религиозных дисциплин. Кстати, в связи с последней из заявленных тем запомнилось предостерегающее выступление о. Георгия Митрофанова (СПб Духовная академия). «Троянским конём безбожия в православном образовании» назвал он ту многочисленную рать бывших преподавателей атеизма и «научного коммунизма», «профессиональных религиоведов», как они любят себя называть, которыми теперь полны вузовские кафедры истории религии во всех регионах. Преподавателем православных дисциплин в школе, в вузе должен быть прежде всего православный человек, а уж потом – профессионал. Без убеждения (если уж нет веры) холодный «профессионализм» превращается в поверхностное всезнайство, способное навсегда отбить у учеников тягу к углублению познания религии.

Оба дня Чтений завершились концертами. На одном мне довелось присутствовать: выступала академическая хоровая капелла под руководством В. Максимова. Пели от сердца духовные песнопения, и вдруг – евхаристический канон, и это с эстрады-то!

…Завершились Чтения поездкой в Антониево-Сийский монастырь. Нас, всех приехавших, после молитвы усадили за длинный монастырский стол обедать: игумен Трифон взял «Отечник» и стал читать вслух. Поднятые уже ложки застыли в воздухе: что делать? слушать? но ведь суп остынет! Через это недоумение надо пройти, чтобы потом навсегда запомнить эту трапезу в монастыре с традиционным чтением «из святых отец» вслух (дабы и во время еды думали о вышнем)…

Так часто бывает у нас, когда с открытой душой стремимся мы войти в православие, но шаги наши оказываются неуверенными и неуклюжими; именно для того и нужны такие Чтения, чтобы в огромном мире православной культуры мы чувствовали себя как в родном доме, знали бы «где что стоит» и могли «показать» это другим.

Игорь ИВАНОВ

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий