Финансовая грамотность по Евангелию
Несколько десятилетий назад многие зарубежные страны всерьёз озаботились повышением финансовой грамотности населения. Постепенно это увлечение пришло и в Россию. В 2017 году была принята специальная стратегия, стали проводиться исследования и масштабные форумы, составляться рейтинги регионов, проводиться конкурсы для детей, издаваться учебные пособия. Финансовую премудрость теперь под руководством банкиров и страховщиков усердно изучают все – от детсадовцев до пенсионеров. Одна директор школы в беседе устало поделилась: «Мы, кажется, только этим теперь и занимаемся…»
Да, суровая экономическая действительность заставляет много думать о хлебе насущном и завтрашнем дне. А что же душа, от которой зависит не только благополучие в старости, но и бытие в вечности? Ей дан Творцом выбор между добром и злом. А для испытания и совершенствования предоставлено на время тело и видимый материальный мир, поэтому нам всем действительно очень нужно стать грамотными – и духовно, и финансово.
Попробуем глянуть на финансовую грамотность с точки зрения пользы для души.
Знание – это товар?
Вот, например, образование. Оно частенько рассматривается как «инвестиции в себя», как поиск наилучшего пути «самореализации» и обретения выгодной должности. «Даже знания рассматриваются сегодня не как самодостаточная ценность, а как товар, источник экономического роста и получения прибыли», – пишет академик РАН Валерий Леонидович Макаров.
А должно быть как? Разум, абстрактное мышление – это, наверно, самая выдающаяся сторона образа Божьего в человеке. Значит, главное назначение ума – молиться, познавать. Мозги – это талант, который, согласно известной притче, надо не зарыть в землю, а пустить в оборот и приумножить, возвращая с прибылью Господу, получая за успешно пройденное испытание ещё большие дары, входя «в радость» Его. Вот мы и просим в молитве при начале учения: «Преблагий Господи, ниспосли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующаго смысл и укрепляющаго душевныя наши силы, дабы, внимая преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителем же нашим на утешение, Церкви и отечеству на пользу». Поэтому когда спрашивают совета, на кого пойти учиться, говорим: не ищи удобства и выгоды, но подумай, что у тебя лучше всего получается, в чём ты можешь наибольшую пользу людям принести, что не противоречит вере, а способствует ей – туда смело и иди. Может, не будешь самым богатым, но будешь счастливым каждый день.
Где труд, там и счастье?
Всё сказанное вполне относится и к труду. Грамотный человек знает правильный ритм жизни: «Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмый – суббота Господу, Богу твоему». То есть трудись всегда и не мечтай ни для самого, ни для детей своих о временах обеспеченного безделья. «Двух вещей я прошу у Тебя, – обращался мудрый Соломон ко Господу, – не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрёкся Тебя и не сказал: “кто Господь?”».
Друг рассказывает про режим труда приезжих рабочих на стройке – с 8 утра до 21 вечера, без праздников и выходных. В результате люди оторваны от семьи, измождены и начинают путать даже дни недели, не говоря уже об огрублении души. Удивительно ли, что в такой погоне за деньгами построенные объекты оказываются иногда столь безжизненными и ненадёжными? А самих тружеников не покидают чувство неудовлетворённости и вечная нехватка финансов. Эти ощущения вообще нередко пропитывают повседневные разговоры, и результаты соцопросов показывают это же, хотя уровень жизни сейчас кратно выше, чем в 90-х или, тем паче, в послевоенные времена.
А ведь стоило бы, как заповедано, посвятить Отцу Небесному день воскресный или хотя бы несколько воскресных часов для Божественной литургии, для немногих, но искренних минут общения с родными и бескорыстной помощи нуждающимся, как душа наполнилась бы светлой радостью. Тогда и руки работали бы веселее, а в голову сами собой приходили бы мысли, как то или иное дело совершить проще, правильнее, крепче. Не зря же в древнем церковном уставе предусмотрены как ежедневные утренние и вечерние богослужения, так и «часы», то есть короткие молитвословия в течение дня для постоянного согревания себя благодатью Духа Святого. В итоге у людей на пустые развлечения и напрасный «подъём экономики» времени не оставалось, зато построенное до сих пор изумляет красотой и прочностью.
Один предприниматель говорит: «Обычная философия строителей такова: развернуть проект пошире, отгрохать поскорее стены, а там, когда у заказчика деньги иссякнут, хоть трава не расти. Надо иначе. Дом должен быть по карману обычной семье, не более двух миллионов рублей с отделкой и всеми коммуникациями. А надбавка моя ко всем затратам – не более десяти процентов».
Так он и поступает, возводя дома: сам разрабатывает проекты и даже некоторые бетонные изделия изготавливает своими руками, а потом отвозит их на своей «девятке» с прицепом. Дома у него небогато, но любовь там живёт: много детишек, всегда открыто для гостей, в каждой комнате уголочек с иконами. «Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нём тревога» (Притч. 15, 16).
Вот как замечательно написали о труде студенты техникума после беседы о его библейских основаниях: «Труд – это духовная, материальная и физическая ценность. Двигатель жизни. Преодоление трудностей и препятствий – великий труд, что заставляет двигаться дальше, наполняя жизнь новыми красками. Не даёт погрязнуть в омуте грехов уныния, чревоугодия и похоти. Благодаря труду человек не испытывает зависти, ведь он властен получить то, что ему необходимо».
Как инвестировать в радость?
Другая сфера жизни – сбережения и инвестиции. Понятна человеческая осмотрительность, когда люди вокруг говорят: «Откладывай на чёрный день, копи на будущую пенсию, вкладывай в финансовые инструменты с разумными доходностью и риском». А евангельская грамотность обращает внимание на сердце и предупреждает: «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12, 15). «Как все прелести земные томительны для сердца! – восклицает в духовном созерцании Господа святой Иоанн Кронштадтский. – Как пагубно для сердца и мгновенное пристрастие к чему-либо земному! А в Тебе какой мир, какая свобода, какое пространство, какой свет, какая радость!»
Поразила такая цифра: дефицит доходов, то есть нехватка денег всем малоимущим до прожиточного минимума, составил в целом по России в 2019 году 722 миллиарда рублей, а объём сбережений граждан на банковских депозитах в то же самое время, не считая ценных бумаг, – более 30 трлн рублей. В 40 раз больше! Конечно, проблема бедности чаще происходит от грехов, а потом уже от низких зарплат и пособий, но всё же…
Делая сбережения, человек вроде не совершает явного зла, не причиняет никому вреда. Но и «взлететь» духовно не может, лишает себя силы и радости жить, как «птица небесная», под крылом Божиим, невольно закрывает своё сердце от нуждающихся, от сострадания и любви. Поэтому и заповедано апостолам не брать с собою «ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои» (Мф. 10, 9), чтобы не отягощали душу излишней заботой о земном, но о духовном, о небесном помышляли. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Чистые не только от явной грязи, но и от суеты.
Как-то на защите выпускных работ в университете девушку спросили: «А вы бы лично в какие ценные бумаги вложили миллион, руководствуясь разработанной вами моделью?» И она, растерянно улыбнувшись, сказала: «Ни в какие. У меня папа всю жизнь ночами за компьютером просидел, следя за биржевыми индексами, я так не хочу. Лучше на помощь больным животным отдам».
Можно ли признать высоконравственным делом здоровому человеку «стричь купоны», отдыхать и развлекаться, когда в этом мире столько слёз, боли, одиночества? Правильно ли давать деньги банку под проценты, зная, что он увеличит эту ставку в несколько раз и выдаст эти средства другим людям, в лучшем случае на покупку жилья и другие жизненные потребности, а в худшем – на удовлетворение их «хотелок»? Предприятиям из вкладов населения достанется в форме кредитов лишь одна десятая часть или чуть больше, да и то на таких условиях, что придётся для погашения выжимать все соки, ущемляя работников, скрывая налоги и экономя на всём необходимом.
Особенно сжимается сердце, когда слышишь о поборах по микрозаймам. Понятно, что идут за ними не от хорошей жизни. В результате «бедные беднеют, богатые богатеют». Вероятно, такая экономика и «эффективна» с позиции роста, управления людьми и т.п., но ведь, как в «Вишнёвом саду», «человека забыли!».
Высокая дополнительная пенсия и путешествия по миру, может быть, для кого-то и предел представлений о человеческом счастье. А вот есть у нас в приходе один пожилой христианин, вдовец, скромный и трудолюбивый, любуюсь им. Почти каждый день он на службе в храме, помогает. Ходит ещё добровольцем на склад, сортирует и раздаёт бедным одежду. Учится на богословских курсах, много читает. В своей квартире вместе с другими прихожанами несколько раз в неделю готовит и несёт бродягам в ночлежку горячий ужин. Словом, путешествует постоянно, но не по заморским странам, а по тропинкам своего сердца в Небесный Иерусалим. «Оставь любопытствовать, что делается в том или другом месте; озаботься узнать при помощи Слова Божия, что делается в душе твоей, к какой ты идёшь окончательной цели, к погибели или ко спасению», – наставлял святитель Тихон Задонский.
Сколько стоит живая душа?
Рассмотрим духовно-финансовую грамотность в отношении рождения детей. Неумолимый «калькулятор» в голове, статьи в Интернете и голоса окружающих диктуют: «Каждый дополнительный ребёнок снижает подушевой доход семьи… Зачем нищету плодить… Сейчас не время, надо погасить кредиты (закончить учёбу, найти высокооплачиваемую работу и т.д.)». Господь Бог же говорит нам: «Не бойся, только веруй» (Мк. 5, 36). Действительно, убивать уже зачатого малыша (нечестные врачи, безответственные папаши и подруги выражаются короче и холоднее – «сделать аборт») – значит извергать из своей души Вседержителя с Его заповедью: «Не убивай». Может, на годик-другой и будет полегче с финансами, но ведь «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт» (Гал. 6, 7). Значит, впереди, с разным временны́м лагом и в разных комбинациях, подорванное здоровье, разрушенная семья, скорби других детей, одиночество, тяжёлые душевные муки или, наоборот, окаменение сердца. Поверьте, на каждый пункт из этого списка – многие реальные примеры перед глазами. Разумеется, всё это имеет вполне реальное отрицательное финансовое измерение. И это пока только речь о земной жизни и ответственности. «Но есть и Божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждёт; Он недоступен звону злата; И мысли, и дела он знает наперёд». Какие оправдания найдутся там нашему неверию и малодушию?
Напротив, творение новой богоподобной и бессмертной личности (особенно если не «для себя», а для служения Господу и людям) – это не издержки, а инвестиции. Прибывают душевные и физические силы, поступает помощь от государства и от окружающих, приумножается супружеская любовь, а старшие дети получают хорошую школу самоограничения и заботы о других, веселее глядится в старость и во всякое другое испытание.
Бог становится ближе, утешает и помогает. Понимаешь, почему Его имя образовано в санскрите от bhagas – достояние, счастье, богатство. Потому что Он будет «делать твои дела», если ты исполняешь Его волю «наполнять землю». Вот пример: приходит беременная барышня, парень бросил, мама из дому выгоняет, папа помогать отказывается, образования толком нет, работа на птичьих правах, за день один раз чай пила. Поговорили, книжки духовные дали, стали молиться, сама на исповедь пришла и Святых Таин Христовых с желанием приобщилась, на месяц-два люди с жильём и хлебом насущным ей помогли. В результате и душа от смятения отошла, и помирились-поженились они, ребёночка растят, квартира есть. Может, и не поверил бы, если бы сам не видел.
Особая история – беременность с патологией, ребёнок-инвалид. Чаще всего тут действительно жизнь небогатая светит, хотя и бывают исключения – дети одарённые, талантливые. Зато через этот крест открывается прямая дорога к сокровищам духовным, большинству благополучных обывателей не очень интересным: вере, надежде, любви, покаянию, смирению, терпению, милосердию, воздержанию. Согревает и мысль, что этот особый ребёнок, как сказал духовник родителям одной аутичной девочки, скорее спасётся – он закрыт от большинства соблазнов и страстей нашего мира.
Пострадать во благо?
Вот и со страхованием так же. Кто надеется на полис, а кто на Бога и на людей. У одной семьи сгорел дом. Родственница с раздражением сказала: «Надо было страховать, у меня всё застраховано». Но тут получилось иначе: односельчане быстро прибежали, большую часть вещей спасли. Люди вокруг скинулись, на первоначальный взнос набралось. Кто-то одежду добротную прислал, до сих пор носят. Поручители нашлись, квартира подходящая подыскалась, банк всё за неделю оформил, сил и здоровья трудиться и рассчитаться по ипотеке хватило. Вот так, всем миром, всё и устроилось. Да, ещё богатство нетленное приросло: потихонечку к вере семья пришла, от прежних грехов стала избавляться. «Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим, – говорит псалмопевец. – Закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра».
Одно из хороших, нужных направлений повышения финансовой грамотности населения – это защита от мошенничеств. Людям рассказывают, какие уловки используют преступники, каковы признаки финансовых пирамид, объясняют правила безопасного обращения с банковскими картами и сетью Интернет. Но и здесь без духовной грамотности не обойтись. Ведь преступники, как правило, играют на человеческих страстях и слабостях: жадности, похоти, нездоровом интересе к паранормальным явлениям, излишних страхах за близких, беспечности.
Поэтому первый рубеж защиты – это постоянная молитва, внутреннее трезвение и целомудрие, ограничение внешнего потока рекламы и информации в пользу Священного Писания и советов святых отцов. «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10, 13).
Бывает, что проходимцы апеллируют к милосердию, притворяясь бедными. Но и здесь верующий человек постарается проявить рассудительность, предложит помощь не деньгами, а продуктами или вещами. Если же и будет обманут, то примет это как Промысл Божий и скажет словами Иова Многострадального: «Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно!» (Иов. 1, 21).
Что значит управлять желаниями?
Наконец, много заботятся сейчас о сбалансированности расходов с доходами и о посильном получении кредитов. Вспоминается, как один товарищ жаловался: «Из 30 тысяч рублей зарплаты 25 отдаю на погашение ссуд». И он же говорил: «Эх, посмотрел новую машину, чуть не уговорили, едва не соблазнился взять». Что это? Неумение управлять своими желаниями? Погоня за модой? Обыкновенная безответственность? Боязнь, что жизнь утекает, а ты так и не успел «попробовать всё»? Если так, то никакие лекции и тренинги не помогут, своё вздорное «хочу» всё равно выждет момент и одолеет. Тонут ведь чаще не те, кто не умеет плавать, а хорошие пловцы, тренированные, самоуверенные…
Самая большая победа – победа над собой. Вот одна бабушка в 70 (!) лет задумала переехать в город и помочь сыну приобрести квартиру. Скопила солидный первоначальный взнос, нашла на кого оформить ипотеку, стали работать с дедом на трёх-четырёх работах, питаясь очень скромно. Рассчитались за четыре (!) года. Жильё небогатое, но дети и внуки и поныне там живут. А старики всю жизнь так и провели: не себе, а нуждающимся; не безделье, а труд; не избыток, а воздержание. Словом, любовь во всём. Сейчас уже на девятом десятке, дай Бог и нам их годов достичь.
Совет хитрого домоправителя
Итак, поголовное «повышение финансовой грамотности» населения, может быть, и задумано кем-то для заполнения наших душ денежными вопросами и вытеснения оттуда Бога. Но под Его наставничеством можно и в «малом» (т.е. земном, экономическом) верным оказаться и через это благодать спасительную, добродетели душевные приобрести. Самая сильная об этом евангельская притча – о неверном домоправителе.
Сей лукавый менеджер вовремя смекнул, что грядёт отставка, и стал себе приобретать будущих благотворителей. Вот и Сын Божий, Иисус Христос, нам советует: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.
Наши деньги, вещи и даже само здоровье и знания действительно есть «богатство неправедное», поскольку не мы его создаём и поддерживаем, а Единый Царь царствующих и Господь господствующих. Нам же даётся оно на время земной жизни, чтобы научиться раздавать его, «обменивать» на хорошие отношения с людьми и милость Божию. «Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне».
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий