Воля к здоровью

Рубрика • Вонмем •

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА, 7-е зачало, 1, 1-12

Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.

Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.

И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.

Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.

Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:

что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?

Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

Положено к чтению в храмах в неделю 2-ю Великого поста, воскресенье, 19 марта.

Исцеление расслабленного

Болеть по нынешним временам некогда. Но болезнь приходит, не спрашивая, некогда тебе или есть когда. Какая-нибудь ангина, а влёжку можешь провести неделю, а то и дольше.

Вот и на днях как-то вдруг слег с 40-градусной температурой. Давний «рецепт», который «прописал» я себе на такие случаи – не давать болезни пробраться внутрь. А пробирается она обычно через сознание: пока считаешь себя здоровым, не смирился с мыслью о болезни, и у хвори нет шансов завладеть тобой полностью и надолго. Дело не в том, чтобы, как страус, не замечать опасности высокой температуры. Важно, чтобы, сознавая угрозу здоровью, усилием воли не покориться ей, выставить ей контраргумент типа: а с детьми кто будет заниматься? или: а работа как? И вот это – встряхнуться и сказать себе, что сползать в болезнь нельзя – самое трудное. Тут одних «контраргументов» может не хватить.

На этот раз, лежа с температурой, я вдруг подумал, что на этот раз мне не выкарабкаться по моему «рецепту» – температурить буду долго. Но случилось, что позвонил мне в тот же день друг и сказал, узнав о болезни, что зайдет. Найдя причиной хвори мое ненадеяние в делах на Бога, но только на себя, заметив, что в последнюю неделю я не показывался в храме, он вытащил из-за пазухи флягу со святой водой: «Пей. Я-то думал, зачем я ее вчера из монастыря вез? Ан вот она где сгодилась…» Зашел чуть позднее и другой друг: работу, которую надлежало делать мне, он взял на себя. «Выздоравливай»,- сказал он, протянув мне на прощание руку. Зашел и третий. Он рассказал, как, вышибая «клин клином» из себя болезнь, бегал в шубе по этажам подъезда, а потом пил чай с малиной.

…Вся эта ситуация очень зримо предстала перед моими глазами, когда я в очередной раз стал перечитывать евангельское чтение о расслабленном. Стремительно выздоровев, я понимаю теперь, что участие моих друзей и их реальная помощь стали тем, что подняло меня на ноги. Но это – всего лишь температура. А насколько же важнее роль друзей и наставников, когда речь идет о недуге душевном, будь то унынии или, напротив, самонадеянной заносчивости! «Есть расслабление духовное от грехов, от страстей, несравненно опаснейшее и более достойное сожаления, чем расслабление тела, потому что влечет за собою нередко вечную смерть. Всякому греху сопутствует расслабление души, как следствие отпадения от Бога… И как мы все грешим, то все – расслабленные. Как исцелиться от этого расслабления, от этого предначатия вечной смерти? – Через искреннее, глубокое, полное раскаяние в грехах» (прав. Иоанн Кронштадтский).

В сегодняшнем евангельском фрагменте есть и ответ на вопрос о том, можно ли и надо ли вторгаться с такие тонкие и глубоко личностные материи, как покаяние. Дорастет, говорят, человек до понимания важности сам… А как те четверо друзей, спросили они у парализованного, хотел ли он быть исцеленным? Правильно, парализованные говорить не могут. Ну а если б и мог – знал ли вообще о Христе расслабленный? Зато мы знаем, что многие больные с застарелыми своими болезнями настолько свыкаются, что уже и не хотят от них избавляться, чаще всего под предлогом того, чтобы врачи вообще не уморили, не «залечили». Вот тут-то, после этого вопроса, встает другой, гораздо более серьезный: не кто-то, а конкретно ты сможешь взять ложе ближнего своего и, преодолев все препятствия («разобрав крышу»), принести-таки его к цели?

Мы частенько стараемся применить евангельские сюжеты к нашему обществу, чтобы лучше понять его. Ведь общество – это, по-своему, тоже организм, живой и растущий. Впрочем, сейчас, кажется, уместно говорить не о росте, а о постепенном угасании… Общество российское сегодня напоминает того расслабленного: утрачена воля к свету, парализовано сострадание к ближнему. Найдутся ли «четверо друзей», что помогут ему найти дорогу к Богу, к покаянию? И какую «крышу» (или стену) придется разбирать, чтобы приблизиться ко Христу? Не стену ли между государством и церковью, возведенную большевиками? А может, стену между интеллигенцией и церковью, которая начала строиться с переменным успехом еще три столетия назад?

А проделывать свой, особый «лаз» ко Христу-Врачевателю нам, похоже, все же

придется. Ибо уж очень тесно вокруг Него столпились сегодня народы, не протолкнешься: кто-то о своей близости к Нему написал аж на банкнотах, кто-то засвидетельствовал на национальном гербе… Запад, в отличие от нас, от Христа не отрекался, видел Его чудеса, даже славил Его, хотя и вразнобой. Словом, «изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали». Это о капернаумцах. Здесь, в Капернауме, Христос совершил не только это чудо исцеления расслабленного, но и множество других чудес. Здесь Спаситель исцелил бесноватого, слугу римского сотника, воскресил дочь Иаира… Все это происходило здесь при большом стечении народа, который всякий раз изумлялся и славил Бога. А вот во Христа-то так и не уверовал. И Господь сказал о городе: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы (т.е. чудеса), явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня (а не был бы стерт с лица земли); но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день Суда, нежели тебе» (Мф. 11, 23-24).

Не дай Господь нам оказаться в толпе этих теплохладных наблюдателей – капернаумцев, чтобы не разделить уготованную им страшную участь! А что до нашего предательства, так ведь Петра Господь простил. И мы будем молить Его смилосердиться над нами…

И.В. (Игорь ИВАНОВ)

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий