О воинском долге
В связи с событиями в Чечне митрополиту Кириллу, Калининградскому и Смоленскому, был задан вопрос, ответ владыки на который мы воспроизводим по магнитофонной записи.
– Моего брата послали воевать в Чечню. Мама плачет, хочет ехать за ним, забрать его оттуда, но ведь это будет дезертирство. Что делать?
– Я не хочу здесь входить в вопрос, почему и как возникла эта война, каковы ее причины и кто виноват. На эти вопросы, я думаю, наше общество ответит. Но хочу ответить именно на эту записку.
Несколько дней назад я после Литургии выхожу из кафедрального собора, и подходит ко мне полковник ВВС и говорит: «Владыко, я так больше не могу! Я в Афганистане воевал, теперь я в Чечне воюю, я не могу бомбить, не могу убивать, вообще это несправедливо» и т.д. Я тогда ему сказал: а почему тогда ты свои погоны не снимаешь? А почему ты в армию-то пошел? Вот я не могу убивать – я стал священником, ни врага – никого. Если ко мне подойдет с оружием человек, я в него не выстрелю, даже если у меня будет оружие, Бог с ним, будь что будет. Вот рядом со мной математик (мы вместе шли) – он профессор, он тоже не может убивать. Но ты-то в армию пошел!
Дело в том, что мы должны разделить две вещи: политику и собственно воинский долг. Во всем этом есть внутренний трагизм, но нужно помнить, что если в армии перестают выполнять приказ и присягу, то армия перестает быть армией, а государство перестает быть государством. А вот ответственность за применение армии несет не полковник ВВС, не солдат, который выполняет приказ, а несут те политики, которые используют армию: перед Богом, перед историей, перед народом, перед своей совестью, – и народ ответит, в свое время ответит, правильно или не правильно была употреблена армия в Чечне. Сам же военный, в силу присяги, клятвы, которую он давал, освобожден от этих нравственных вопросов. Он несет ответственность только за выполнение своего долга. И в данном случае, понимая, какой трагизм, когда умирают люди в Чечне, мы должны помнить, что они выполняют приказ.
Представьте себе, если бы там вдруг перестали выполнять свой долг. Где гарантия, что после этого будут выполнять приказ в другом месте, где гарантия, что если с востока или с запада на нас какие-то полчища напрут, и если кто-то у нас в московских газетах скажет, что они, дескать, правильно на нас поперли, так нам и надо, – где гарантия, что и тогда не найдутся военнослужащие, которые заявят: вы знаете, а я считаю аморальным стрелять?! К чему ж мы придем?
Поэтому здесь все должно быть на своих местах. Армия есть армия, и военный человек обязан выполнять свой долг. А Церковь ему должна помогать сегодня. И все общество должно помочь. Действительно: а собираем ли мы вещи для наших военных? Помогаем ли мы сегодня тем сыновьям и внукам, которые сегодня в грязных окопах лежат. Они ведь свой долг выполняют! И задача общества – поддерживать их в этом. (23 января 1995г.)
Записал И. ИВАНОВ
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий