«Искал видеть Иисуса, кто он…»
Рубрика • Вонмем •
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ, 94-е зачало, 19, 1-10.
Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.
И вот, некто именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом;
И забежав вперед, влез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.
Иисус, когда пришел на это место, взглянув увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.
И он поспешно сошел и принял Его с радостью.
И все, видя то, начали роптать и говорили, что Он зашел к грешному человеку.
Закхей же став сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама;
Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
Положено к чтению в храмах в неделю 33-ю по Пятидесятнице, день воскресный, 5 февраля.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Закхей по своему служебному положению был мытарем, то есть сборщиком налогов с народа в пользу государства. Он в течение многих лет вел греховную жизнь, обижая и обворовывая других, и на этом нажил себе огромное богатство. Он уже настолько привык грешить, что для всех его окружающих казался неисправимым грешником.
Дорогие мои! Но каким сладким бы ни было богатство, как бы оно ни радовало человеческий глаз, оно все же опустошает человеческую душу, делая ее черствой, холодной и равнодушной, да и у такого человека ведь всегда бывает и неспокойно на сердце. А неспокойно на сердце бывает по трем причинам:
Первая из них, так это боязнь потерять богатство или то место, откуда он это богатство черпает; вторая причина беспокойства – жадность, как бы это богатство удвоить, утроить и еще больше обогатиться; и третья причина беспокойства – это упреки совести, что ты неправедным путем наживаешь богатство, обманывая и унижая других.
Напрашивается вопрос: а угоден ли такой человек Господу Богу? Конечно, нет. Ибо еще в Ветхом Завете было сказано: «Кто любит серебро, тот не насытится серебра, а кто любит богатство, тому нет пользы от того. Ибо все это суета» (Еккл. 5, 9). Такой же суетной и ложной была и земная жизнь Закхея-мытаря. Но вот в город Иерихон, где проживал Закхей, пришел с проповедью Евангелия Господь наш Иисус Христос. Закхей, как и все горожане, много и прежде слышал и знал о Иисусе Христе, как о великом Проповеднике, Чудотворце и Праведнике, что поэтому Христа всегда окружают простые, но достойные люди. Вместе с тем он слышал и о том, что Христос общается и с грешниками, наставляя их на праведный путь. «А что, если и мне попытаться встретиться со Христом, может Он и меня направит на праведный путь, и этим облегчит мою душу?» – подумал Закхей. По-видимому, в эти минуты Закхей вспомнил о том, как когда-то и он жил праведно, без богатства. И немедля он вышел из дома навстречу Христу.
Заметим, дорогие мои, что духовный подъем к жизни праведной у Закхея был настолько велик, что он, будучи мал ростом, даже влез на дерево, чтобы хоть издали, хоть краем глаза взглянуть на Того, Кто учит о правде и истине, и прощает грехи кающимся грешникам.
А дальше, по Евангелию, мы наблюдаем такую картину: Закхей с дерева увидел Христа и взглянул Ему в очи, то же самое сделал и сердцеведец Христос. И Христос увидел, что Закхей еще не погиб, но близок к спасению, ибо он казнил себя за грехи и умолял о помиловании. И Господь милостиво говорит ему: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19, 5). И мытарь, как говорится в Евангелии, бегом направился домой, где принял Христа с великой радостью.
Мы не знаем, о чем беседовал Христос с Закхеем в его доме, потому что Евангелие об этом умалчивает, но зато мы видим, что окончание этой беседы было для Закхея моментом исключительной радости. «Господи, – воскликнул он, – половину имения своего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19, 8). На что Христос Господь ответил ему: «Ныне пришло спасение дому сему». Ибо Я для того и пришел на землю, добавил к сказанному Господь, чтобы «взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19, 10)
Дорогие мои! Однажды, в беседе с народом, Христос Господь сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Эти слова Господни подтверждают то, что храмы Божии и впредь, всегда будут наполнены богомольцами, до скончания века, пока живут люди на земле и пока они идут каждый своей дорогой жизни. Ибо разными путями Христос Господь призывает человека к Себе, в Свои отеческие объятия, и разными путями человек шел и будет идти ко Христу, к своему Спасителю и Богу.
Одни приходят в храм Божий ко Христу, потому что так научены своими благочестивыми родителями; другие приходят ко Христу путем тщательного анализа и после долгих размышлений – как это сделал Закхей; третьих призывает Сам Христос только лишь Ему одному известными путями, как когда-то призывал на апостольское служение простых галилейских рыбаков.
«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною», – читаем мы об этом в Откровении Иоанна Богослова. И чтобы быть со Христом и стать Его последователем, немедля и без каких-либо колебаний надо лишь открыть Ему дверь нашего сердца.
Согласитесь, что это очень просто, но только ради этого надо сделать над собой некоторое усилие, прийти в храм Божий, на нашу с вами общую и радостную христианскую молитву, на Божественную литургию. Ибо за Божественной литургией и по сей день звучит божественное слово Христово. А слово Христово, слово святого Евангелия, «живо и действенно, оно проникает в глубину человеческой души и судит наши помышления, и намерения сердечные» (Евр. 4, 12). И несомненно, что человек от этого соприкосновения со словом Божиим может духовно возродиться и стать последователем Христа.
Чтобы убедиться, что это так, вернемся вновь к Закхею; ведь и тут все могло быть иначе. Христос мог целый день проповедовать Свое Евангелие на городской площади Иерихона, а Закхей в тоже время мог спокойно себе сидеть дома и развлекаться в кругу своих друзей.
Но получилось иначе, и лишь благодаря тому, что Закхей вышел навстречу Христу, и даже влез на дерево, то есть сделал над собой некоторое усилие, проявил силу воли, чтобы удовлетворить потребность своей души – души, жаждущей спасения и благ вечных. А ведь какую краткую фразу сказал ему Христос: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме (Лк. 19, 5). И Закхей, как видим, от этих слов Христа духовно возродился. Для него это были самые счастливые минуты в его земной жизни.
Так и по сей день, кто делает над собой некоторое усилие и приходит в храм Божий, на нашу с вами общую и радостную христианскую молитву, на Божественную литургию, тот, несомненно, встретит Христа в своем сердце и услышит Его божественный голос, призывающий: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим, ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11, 28-30).
Божественное слово Христово, слово святого Евангелия «живо и действенно», оно, подобно солнечному лучу, проникает в жаждущую душу человека и освещает в ней все, всю греховную грязь, и осуждает эту греховную грязь. И несомненно, что человек от евангельских слов Христа может духовно возродиться и, подобно Закхею, ответить Христу такими словами: «Господи, всё то, что сделано мною плохое, я исправлю, а если кого чем обидел, то постараюсь покрыть добром». И спасена душа такого человека.
А ведь таким человеком, как Закхей, жаждущим спасения и благ вечных, могут оказаться ваши знакомые и соседи, ваши дети и внуки. А поэтому не стесняясь, напоминайте им о том, что они крещеные, что они христиане, что они – чада нашей Русской Православной Церкви и имеют храмы Божии, где они могут встретиться со Христом, стать Его истинными последователями.
Вот это и есть, дорогие мои, ваша главная задача: чтобы ваши дети и внуки, а также ваши близкие и знакомые стали вашими подражателями и, как и вы, были бы истинными чадами Божиими, верными сынами и дочерьми нашей святой Православной Церкви. Аминь.
Протоиерей ИОАНН Лапко
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий