У Бога все живы

Здравствуйте, редакция газеты «Вера»! С приветом к вам старушка из глухого посёлка. Надумала к вам со своей просьбой обратиться. Народу у нас в посёлке немного, а глубоко набожных и совсем нет. Кто чего скажет, кто как придумает, делают всяк по-своему. А как по закону и без греха похоронить родителей? Меня это волнует давно, и охота от вас получить правильный ответ. Мне тоже умирать придётся скоро, мне 97-й год. Хотя мне годов и много, но я об этом ничего не знаю, а хочется, чтобы по-христиански меня похоронили. Родители мои умерли рано, я ещё была молода. Церковь у нас не работала в советское время, а потом храм открыли в 40 км от нас. Транспорта не было долго. Жили в колхозе: семья – работа; в храме редко бывали, от случая к случаю, и то если у кого что случилось, какое горе. И придёшь когда на исповедь через 20-30 годов, что священнику скажешь, какие грехи? – всё забыла… Ближе к делу. Я ваш журнал выписываю давно, прочитываю от корки до корки, а вот что меня интересует, этого не пишут. Пожалуйста, напишите, как обращаться с умершим человеком: как его обмыть, как в гроб положить. Псалтырь у нас никто читать не умеет, да и нет ни у кого. Нужно или нет сразу ставить свечку в головах и когда класть в гроб иконку? Можно ли её с собой домой забирать? У нас говорят, что икону в гробу не оставляют, везут домой. А вот на днях хоронили пожилого мужчину – ко кресту поставили икону и оставили. Мы спросили священника, правильно ли они сделали, а батюшка сказал, что не знает. Откуда же нам должен поступить правильный ответ, чтобы мы не совершали греха?

Теперь про ладан хочу спросить: когда надо умершего окадить и какой человек должен это сделать – родственник или любой из соседей? Что нужно при этом говорить и как идти вокруг гроба – по солнцу или против?

А ещё. Если умер человек в говенье, как потом его поминать? Поминки у нас собирают такие, как на свадьбу. И с вином обязательно, а если без вина да узнают – никто не пойдёт тебе помогать в похоронах.

Или вот если 40-й день умершему – на последней неделе перед Рождеством в среду или в пятницу. Отложить на какие дни вперёд или сделать поминки ране? Перед Пасхой Страстная неделя строгая, можно ли править поминки? Добрые люди говорят, что в эту неделю и хлеб кушать грех.

Про это всё вы нам сообщите, не откажите в милости. Мы будем очень рады, не будем грех совершать и других подтолкнём, как надо делать. Люди сомневаются, меня спрашивают: ты старая, знашь, как поступить. А я что скажу? – и сама не знаю. Добрые люди ещё и обижаются: старая, а ничего не знашь! А я бы рада подсказать человеку в трудный час, да сама не знаю.

Р. Б. Александра, пгт. Лальск Кировской области

Рано или поздно каждому из нас придётся хоронить близкого человека или друга. И когда настаёт горестный час, мало кто из нас знает наверняка, что нужно делать. К сожалению, Интернет, к которому мы привыкли прибегать за помощью, здесь далеко не лучший советчик. Вот какие «подсказки» там можно найти: «Постель, на которой умер человек, не надо выбрасывать, как это делают многие. Возьмите её и вынесите в курятник, пусть она там полежит три ночи, чтобы, как гласит поверье, петух отпел её трижды…» Это лишь одно из суеверий, которыми со времён языческих оброс обряд похорон. Но Святая Церковь говорит: в приметы верить не нужно; жизнь человека зависит не от примет, а от исполнения Заповедей Божиих.

Так как же следует вести себя, чтобы проводить дорогого человека в последний путь достойно?

Омовение

Сразу же после кончины тело усопшего омывают тёплой водой – это символизирует, что он в чистоте предстанет пред лицом Божьим по воскресении. Обмывают мокрой губкой – протирают все части тела крестообразными движениями по три раза: сначала лицо и всю голову, затем грудь и живот. Затем мёртвого поворачивают на правый бок и омывают ему спину. Далее омывают всё остальное. Древняя традиция состоит в том, что если в день перед смертью умерший причащался Св. Таин или соборовался, то омывается только нижняя часть тела. При этом читают «Трисвятое» или «Господи, помилуй». Омовение совершают обычно люди старшего возраста. Лампада или свеча горят до тех пор, пока в доме находится покойник.

После омовения тело усопшего одевают в новые одежды, часто светлые, что символизирует радость будущей встречи с Богом, покрывают до пояса погребальным покрывалом с изображением креста, святых и надписей с молитвами (его можно приобрести в церковной лавке или магазине ритуальных услуг) или же просто белой простынёй. На лоб надевается бумажный венчик с изображением Иисуса Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи (они имеются в церковной лавке). Он символизирует надежду на то, что усопший обретёт венец вечной жизни. Каждый усопший христианин для Церкви – воин, сражавшийся со страданиями и искушениями, которые выпали на его долю. Если оказалось, что на христианине нет креста, его обязательно надевают. Руки и ноги усопшего связывают (развязывают их перед выездом из дома). Руки складывают так, чтобы правая была сверху. В левую руку усопшего полагают крест, а на грудь – святой образ. Это делается в знак того, что усопший веровал во Христа и предал Ему душу. Мужчинам обычно кладут иконку Спасителя, женщинам – Божией Матери. Но это не является жёстким правилом – можно положить и другую икону, например образ соименного умершему святого. Иконка забирается из гроба. Она может храниться в доме близких родственников, а можно отнести в храм и поставить на канон перед распятием, куда ставят свечи за усопших, а через 40 дней со дня смерти забрать домой.

Когда наступит время укладывать усопшего в гроб, кропят святой водой его тело и гроб, извне и изнутри. Можно окадить и ладаном. Не столь важно, кто это сделает, важно лишь, чтобы человек был верующий. В какую сторону двигаться вокруг гроба – не важно. Гроб ставят посреди комнаты перед домашними иконами, обращая к ним лицо умершего. Вокруг гроба зажигают свечи (хотя бы одну) в знак того, что умерший перешёл в область света – в лучшую загробную жизнь.

Молитва

Когда тело усопшего омоют и оденут, начинают читать канон «Последование по исходе души от тела». Если человек умер не дома (в больнице или ещё где-то), после чего его тело оказалось сразу в морге, можно читать молитвы дома. Порядок чтения обычно в тексте указывается. Перед тропарями читается стих (припев): «Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (усопшей рабы Твоей)» с прибавлением полного имени усопшего (усопшей). «Последование» читается от лица усопшего с той целью, чтобы милосердие Божие по молитве нашей за умершего облегчило душе его горечь от расставания с телом и первое время пребывания души вне тела. Затем в течение трёх суток над телом усопшего читают Псалтирь.

На третий день после кончины принято совершать отпевание в храме и погребение (при этом первым днём считается сам день смерти, независимо от времени кончины).

За час или полтора до выноса гроба из дома над телом умершего ещё раз читается «Последование». Гроб выносят, обращая лицо умершего к выходу (ногами вперёд). При выносе тела провожающие поют песнь в честь Святой Троицы: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас».

В народе существует поверье, что гроб должны нести чужие люди, однако, согласно правилам Церкви, несут его близкие родственники или друзья умершего.

Отпевание

Нужно заранее договориться со священником об отпевании. Это заупокойный богослужебный чин, которым Церковь провожает в вечную жизнь скончавшегося. Во время отпевания мы молимся о прощении его грехов и даровании ему вечной жизни в Царстве Небесном. В храме гроб с телом умершего ставят посреди церкви лицом к алтарю и по четырём сторонам гроба возжигают светильники. По учению Церкви, душа человека на третий день после смерти проходит мытарства и нуждается в помощи Церкви. Чтобы облегчить переход душе в другую жизнь, над гробом православного христианина и читаются канон и Псалтирь, а в храме совершается чин отпевания.

Почти все, кто присутствовал на чине отпевания, говорят о том, что глубокая скорбь постепенно уступает место светлой печали и надежде на будущую встречу. Сам Христос устами священника утешает и обнадёживает скорбящих родных.

В конце священник читает разрешительную молитву – усопшему разрешаются, то есть прощаются грехи, в которых он покаялся или которые были позабыты, и он с миром отпускается в загробную жизнь. Текст этой молитвы тут же полагается на листке в правую руку умершего его родными или близкими. При пении стихир совершается прощание с усопшим. Пришедшие проводить родного человека в последний путь с поклоном просят прощения за невольные обиды, целуют венчик на лбу и икону на груди умершего. После этого тело целиком закрывают простынёй и священник крестообразно посыпает его землёй, со словами: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и все живущии на ней». Гроб закрывается крышкой и больше не открывается. С пением «Трисвятого» гроб выносят из храма.

Отпевание не совершается в первый день Пасхи и в день праздника Рождества Христова до вечерни.

Заочное отпевание

Часто случается, что церковь находится далеко от дома усопшего, тогда по нему совершается заочное отпевание. Родственники заказывают отпевание в церкви. После чина отпевания родственникам даётся венчик, разрешительная молитва и земля (или песок) с панихидного стола. Дома умершему в правую руку вкладывается разрешительная молитва, на лоб полагается бумажный венчик, а после прощания с ним на кладбище тело его, закрытое простынёй с ног до головы, крестообразно (от головы к ногам и с правого плеча на левое – чтобы получился правильной формы крест) посыпается песком. Если есть возможность пригласить священника с собой на кладбище, то служится лития – ещё одна поминальная служба. После её окончания священник сыплет крестообразно землю на гроб со словами: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней». Если священник не едет на кладбище, то родные сами у могилы крестообразно посыпают гроб землёй, освящённой после отпевания.

Поминки

После погребения родные и близкие почившего собираются вместе на поминальную трапезу. Это уже не церковная традиция, а наша человеческая потребность собраться вместе и помянуть дорогого человека добрым словом. Поминки должны проходить тихо и благоговейно, на столе не должно быть спиртного. В крайнем случае – немного «Кагора».

Не нужно и ставить в честь усопшего столовый прибор или того хуже – перед портретом ставить водку в стакане. Новопреставленный нуждается в молитвах, добрых делах и мыслях ради него.

Дни памяти

Что делать, если человек умер на Пасху или Рождество, или на строгий пост приходятся дни памяти, а нужно справить поминки? Есть правила, по которым определяют, как перенести день памяти усопшего. В течение Светлой седмицы в храмах не совершаются заупокойные богослужения. Однако священники продолжают поминать усопших на проскомидии; людей, умерших в эти дни, отпевают по специальному пасхальному чину, и, конечно, никто не может вам запретить дома молиться за ваших почивших близких. Если поминки приходятся на Страстную седмицу, то справлять их не принято. Но в день памяти дорогого человека нужно сходить в церковь и за литургией помолиться о его душе, а по окончании службы желательно отслужить панихиду – это самое главное. А поминальную трапезу можно справить на Радоницу.

Не делают поминки, если они приходятся на большие праздники, обычно не делают поминки в воскресный день.

Если память пришлась на сочельник, то поминки надо перенести на день раньше, то есть помянуть усопшего 5 января, так как Рождество Христово великий праздник, и всё внимание должно быть направлено на него. Также и сочельник – это день приготовительный, день строгого поста. 5 января поминающим следует прийти в церковь на панихиду, сделать поминки дома, стол должен быть постным, без рыбы.

По церковным правилам при необходимости можно устроить поминальную трапезу заранее, можно – позже. Главное в годовщину – это молитва за усопшего, по возможности – в храме.

На поминальный обед можно собраться и в пост, но трапеза должна быть постная. Великим и Успенским постом разрешаются только продукты растительного происхождения. Утром посетите храм, помолитесь, закажите литургию об упокоении и панихиду.

(По книге протоиерея Валентина Мордасова «У Бога все живы. Православный обряд погребения. Утешение скорбящему. Молитвы за усопших» и др. материалам)

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий