Зеркало благополучного общества?

Четыре года в Москве работает «Ангар спасения», организованный православной службой «Милосердие». Это большая каркасная палатка, куда любой бездомный может прийти, чтобы согреться, поесть, помыться и получить чистую одежду. Когда социальные работники поняли, что некоторые стали бывать в палатке постоянно, появился проект «Хостел». Бездомных, психологически готовых вернуться к нормальной жизни, размещают в мини-гостинице, выясняют причину, по которой они оказались на улице, помогают восстановить документы и найти работу.

Фото: dvinatoday.ru

В ноябре РИА Новости и служба «Милосердие» объявили о начале социального эксперимента. Журналисты регулярно и в подробностях будут освещать жизнь четырёх бомжей, попавших под крыло «Милосердия». Цель – помочь вернуться к нормальной жизни, на что им даётся несколько месяцев.

В православных кругах нет единства во взгляде на современных бездомных. Оно и понятно, ведь большинство «бомжей» скатились на дно жизни по своей воле. Как к таким относиться? Наверное, в любом случае с состраданием. А вот оказать помощь таким людям готов не каждый. Из магазина и даже из храма дурно пахнущего бездомного непременно прогонят. Но Бог даёт нам встречу с ними тоже неспроста.

Татьяна Зальцман, завкафедрой социальной работы Свято-Тихоновского университета, рассуждает:

– Мы видим, кто нуждается в помощи, а кто просто врёт и вымогает деньги на водку. Знаем, почему тот или иной человек стал бездомным, какие грехи мешают человеку исправиться. Встреча с бездомным – это всегда большой жизненный урок. Бездомные – лакмусовая бумажка, которая проявляет наши человеческие качества, наше христианское мировоззрение.

Диакон Олег Вышинский имеет огромный опыт помощи бездомным – с 2001 года. Он называет таких людей «зеркалом благополучного общества»:

– Эти бездомные люди – плоть от плоти и кость от кости нашей. Мы тоже теплохладны, вот и имеем бездомных около четырёх миллионов человек – целый мегаполис! Можно быть уверенным, что дом, который рухнул, стоял на ненадёжном фундаменте. Однако упрекать в этом самого хозяина дома преждевременно – он ещё под завалами. Надо разобрать завалы, спасти человека, а затем озаботиться новым фундаментом и новым домом – в широком смысле. А главное – посмотреть, всё ли в порядке с нашим собственным фундаментом? Вспомним евангельские строки: «Думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13, 2–5).

При всей внешней возмутительности сравнения есть и некоторое сходство юродивых и бомжей. Часто Христа ради юродивые были бездомными. От юродивых так же скверно пахло, часто они позволяли себе «похабство», обличая этим «безумием мнимым – безумие мира». Например, два новгородских юродивых – Феодор и Николай – как-то безобразно подрались на мосту, разделявшем Софийскую часть города от Торговой, обличая безумство междоусобий горожан, ходивших «стенка на стенку». Конечно, бомжи радикально отличаются от юродивых своим неверием или маловерием, но их поведение – обличение нам. Сообщество бездомных – это гротеск, пародия на наш падший мир, выставленные на наше обозрение «издержки» общественного бытия.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий