Сам себе и врач, и палач

Об опасности самолечения

Помню, как грустно шутил на тему «Сам себе доктор» покойный иеродиакон Варнава (Трудов). Он много лет болел лейкемией, получая массу писем с советами. «Керосин предлагают пить, – сказал он нам как-то с улыбкой. – Я что, самолёт, что ли? Истребитель?»

Врач учится много лет, чтобы получать хотя бы для начала понимание, как заниматься лечением, потом ещё много лет приобретает опыт. И всё равно многие из нас жалуются на недостаток профессионализма у того или иного врача. Да, иногда эти жалобы справедливы – не всем наука идёт впрок. Но что говорить о нас с вами, вообще ничего не смыслящих в медицине и не знающих, что даже употребление безобидных вроде витаминов может привести к тяжёлым последствиям – посадить печень и почки.

В поэме «Мороз, Красный нос» у Некрасова рассказывается, как лечились в старину. Больного с девяти веретён окатывали водой, водили в баню, спускали в прорубь, продевали через потный хомут три раза, клали под куриный насест. Но там врачей не было. Сегодня с этим тоже не всё в порядке, надо сказать. И очереди к терапевтам и другим специалистам подчас огромные, и медиков не хватает, так что можно неделями ждать, когда специалист вернётся из отпуска, и масса других проблем. Но ведь мы же не для галочки лечимся. Объяснительную потом некому будет писать: «Я год употреблял не тот препарат и разрушил остатки здоровья, потому что не смог попасть на приём к неврологу». Это не кому-то, а нам надо. Мой однокурсник и ещё несколько дальних знакомых погибли от воспаления лёгких по вине самолечения, сам я оказался в реанимации из-за того, что лечил гастрит домашними средствами, и ещё много что мог бы сказать на эту тему. Масштабы этого бедствия в какой-то степени представляю.

Опрос одной из крупных страховых компаний показал, что люди, которые начинают приём лекарств без рекомендации врача, в итоге болеют в полтора раза дольше. Что делает обычный заболевший или его родители, попытались выяснить в Институте антимикробной химиотерапии в Смоленске. Оказалось, обращаются к сотрудникам аптеки, которые дают ошибочные рекомендации примерно в половине случаев.

Если говорить о православных и вообще верующих, там картина примерно такая же, если не хуже. «Господь поможет», – говорит человек и… с молитвой принимает лекарство, которое ему никто не прописывал. На этот бесстрашный эксперимент его нередко вдохновляет мнение такого же знатока или даже знакомой санитарки. В общем, тот же хомут или куриный насест, но с учётом среднего, а то и высшего образования. Умнее оно нас не делает, зато помогает человеку грамотно объяснить, что толкает его на какую-нибудь отчаянную глупость. Нет, это совсем не смешно, так как в результате гибнут люди.

Мы обратились с просьбой высказать своё мнение по этой теме к секретарю Сыктывкарской епархии отцу Филиппу (Филиппову) – врачу-эндокринологу.

 Духовное самолечение

– Отец Филипп, хотелось бы расспросить вас о самолечении. Есть люди, которые пытаются самостоятельно справиться с острой фазой болезни, толком не зная, как это делать. Есть те, у кого употребление лекарств превращается в манию. Исходя из опыта врача и священника, что вы можете сказать обо всём этом?

 

Архимандрит Филипп (Филиппов)

– У этой проблемы действительно есть духовная и медицинская подоплёка.

Важно понять, что именно нас привело к той или иной болезни, помочь Господу в её исцелении, поскольку Он наш главный Врачеватель. Люди часто ропщут, говорят, что Бог всемогущ и может нас вылечить от всего, но почему-то этого не делает. Иной возмущается: «Ведь я помолился и свечку в храме поставил, а толку нет». Но понимаете, Господь создал нас свободными, и если мы убиваем свой организм, то помочь нам столь же трудно, как наполнить ветхие меха.

Через утренние и вечерние молитвы мы каждый день исповедуем свои грехи, что даёт понимание и того, что губит нашу душу, и того, что угнетает тело. Анализируя свои поступки, человек занимается профилактикой многих болезней, но если ты всё-таки заболел – внимательно изучи, что могло привести к этому. Ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертония часто являются следствием гневливости, раздражения, чревоугодия – того, что больной перестал сострадать ближним, забыл о милосердии. Осознав это, он поймёт, что гнев нужно изменить на любовь, раздражительность – на слова утешения, чёрствость – на внимательное отношение к людям. И тогда его здоровье придёт в норму, если, конечно, речь не идёт о тяжёлом органическом поражении или вирусных инфекциях. Инфекции от наших грехов зависят мало, можно заразиться и будучи праведником, но многие болезни можно вылечить, изменив образ жизни.

– От онкологии часто погибают и хорошие люди.

– Наши помыслы не видны никому, и даже хороший, как нам это видится со стороны, человек может иметь страсти, которые приводят его к той или иной болезни. Другое дело, что иногда болезнь, страдания очищают и приуготавливают к вечной жизни. Не все бедствия посылаются за грехи, как мы знаем из Книги Иова. Но это тема отдельного разговора. Если же говорить о самолечении, то от бесконтрольного приёма препаратов погибло немало хороших, добрых людей. Это можно сравнить с тем, что происходит в нашей духовной жизни, когда человек начинает «спасаться» без помощи священника, его благословения. Читает великое множество акафистов, постится сверх всякой меры, сам себе ставит диагнозы и губит себя.

Губительное дилетантство

– Если говорить о самолечении, есть ли случаи, когда оно допустимо?

– Да, есть вид самолечения, который неизбежен и поэтому не вызывает возражений, – это оказание экстренной помощи. Не всегда врач может оказаться рядом, когда вам срочно нужно купировать, скажем, сердечный приступ. Если у человека приступ стенокардии, «скорой помощи» можно и не дождаться. Нужно немедленно принять нитроглицерин или какой-то другой препарат, который помогает в таких случаях. То же самое в случае гипертонического криза. Нужно немедленно реагировать, чтобы избежать инсульта. Если температура высокая, следует, не дожидаясь приезда врача, немедленно применить жаропонижающее, не позволив развиться судорожному синдрому.

Самолечением можно назвать и искусственное дыхание, и многое другое. Такими приёмами экстренной помощи или самопомощи необходимо владеть каждому. Именно владеть, обращаясь к медикам. Пусть медики помогут вам их освоить, научат, что делать в критических ситуациях. В любом случае это не отменяет вызова неотложки, а лишь помогает её дождаться.

Святые отцы пишут нам о том, что нужно обращаться в болезни к врачу, что это профессия благословенная, ведь медик выполняет миссию любви по отношению к ближнему. Любое лечение должно иметь строгую систему, которую может прописать лишь человек, который имеет хорошую профессиональную подготовку. Это касается и лечения химиопрепаратами, и вспомогательных методов, например траволечения, которое, как многим кажется, в худшем случае просто не даст результата, но при этом и не повредит. Это не так. Если вы будете пить травы для понижения давления, а оно у вас и без того низкое, результат будет соответствующим.

Просто поразительно, как много людей у нас считают себя знатоками во всех областях: педагогике, культуре, богословии, даже в инженерном деле, не говоря о медицине, где чуть ли не каждый второй великий специалист, как ему кажется. Это, конечно, гордыня. Будучи дилетантом, человек, занимающийся самолечением, с куда большей вероятностью погубит себя, чем исцелит.


Согласно результатам исследования одной из крупных страховых компаний, люди отказываются от помощи врачей по следующим причинам:
● у 41% «нет времени» на посещение клиники;
● 35% заявили, что они и сами достаточно хорошо знают, чем и как себя лечить;
● 26% не верят в компетентность врачей;
● 3% сетуют на нехватку денег.
И только 15% респондентов согласились с тем, что самолечение недопустимо.


– Вы говорите, что всегда нужно обращаться к врачу. Но ведь нередко святые исцеляли силой молитвы.

– История Церкви знает случаи, когда старцы, праведники помогали людям, от которых отказалась официальная медицина, довольно вспомнить праведного Иоанна Кронштадтского. Но даже обладая великим даром молитвы, святые не заменяют, а дополняют медиков. Известны бесчисленные случаи, когда они и сами обращались к врачам, и отправляли к ним своих духовных чад.

Самолечение, повторю, крайнее проявление гордыни. Отношение к телу как вместилищу души должно быть очень аккуратным. Нельзя самостоятельно прибегать к физиотерапии, которая может принести огромный вред, неумеренно потреблять антибиотики, противовоспалительные средства, какие-то гормональные препараты.

Возьмём головную боль. Если она не купируется в течение нескольких часов, обязательно нужно обратиться к врачу. Причин головной боли, боли в грудной клетке, в животе может быть очень много.

Перепробовав всё, больной всё равно обращается потом к специалисту, получая неутешительный вердикт. Самолечение может настолько усугубить течение болезни, что исцеление становится невозможно.

– Можно привести какие-то примеры?

– Да, конечно. Приведу несколько случаев из своей практики. Вот ситуация. Мама лечит своё дитя, при любом проявлении вирусной инфекции самостоятельно назначает ему антибиотик. Спустя какое-то время у ребёнка развивается тяжелейший дисбактериоз, последствия которого коснулись не только желудочно-кишечного тракта, но и центральной нервной системы и других систем организма. Ребёнок фактически становится инвалидом. Для того чтобы поставить его на ноги, потребуются годы, а может, и десятилетия.

Другая история. Один из моих близких обращался ко мне со словами: «У меня высокое давление, 180 и 220». Или говорил что-то подобное. Уговариваю его: «Тебе обязательно нужно обратиться к врачу, сделать суточные измерения давления, выяснить причины гипертонии, подобрать препараты». «А-а, – отвечает он, – ничего, само пройдёт». Естественно, лечил себя сам эпизодически. Это продолжалось довольно долго, около трёх лет, после чего у этого человека, который отказывался меня слышать, начались сердечно-сосудистые осложнения. И он погиб от тяжелейшего инсульта.

Из сравнительно недавнего. Молодой человек, в возрасте между тридцатью и сорока годами, занимал очень ответственный пост. Каждый раз, когда он приходил ко мне, я обращал внимание на то, что у него не очень здоровый вид, просил: «Займись, пожалуйста, своим здоровьем». «Как давление?» – спрашивал. Оказывалось, высокое. «Как сердечко?» – «Беспокоит, сон нарушен». С питанием были проблемы. Прошу: «Обратись к врачу!» «Да нет, сами справимся, жена таблеточки даёт». В сорок лет он получает одновременно инфаркт и инсульт. Сейчас с трудом восстанавливается, принимает препараты строго по схеме врача. Но понимаете, какой ценой ему даётся каждый шаг к тому, чтобы вернуть хотя бы часть здоровья! Если бы не занимался самолечением, правильно отнёсся к рекомендациям, занимался профилактикой, беды удалось бы избежать.

Самая распространённая проблема – самолечение при вирусных инфекциях, которые нередко переходят в пневмонию и заканчиваются летальным исходом. Под видом обычной вирусной инфекции может оказаться что угодно. Например, пневмококковая инфекция, способная привести к летальному исходу.

– Приходилось сталкиваться. Воспаление лёгких обычно самостоятельно не диагностируется, а последствия могут быть ужасны.

– Начинаются сильные боли в грудной клетке, температура держится долгое время – вот некоторые признаки развивающейся пневмонии, которые могут насторожить, но чаще всего на них не обращают внимания, борются обычными средствами. А есть, скажем, атипичная пневмония, которая вообще не имеет особых клинических признаков. Просто ухудшается самочувствие. Ну, одышка некоторая появляется, покашливание, слабость. На основании этих признаков даже таблетки не всякий начнёт принимать или горчичники ставить. А у него развивается тем временем тяжелейшее осложнение, которое может закончиться летальным исходом.


«Сегодня госпитализация в Москве больного с инфарктом миокарда — в среднем около суток от начала болевого приступа. Почему? Не потому, что “скорая” плохо работает, а потому, что люди не вызывают её».

Павел Воробьёв, председатель Московского городского научного общества терапевтов


– По своей специализации вы не могли бы вспомнить какие-то ситуации?

– Как эндокринолог, я регулярно сталкиваюсь с тем, что люди пытаются с помощью народных средств снизить сахар в крови. Среди других случаев вспоминается история, когда пациент, решив, что у него лёгкая форма диабета, пил какие-то травы, сам себе таблеточки покупал. От предложения заняться болезнью всерьёз, от всех предупреждений, что ему, возможно, нужна инсулиновая терапия, отмахивался. Проходит семь лет, и у него развиваются диабетическая ангиопатия и полинейропатия, которые поражают сосуды нижних конечностей, развивается гангрена, и больной лишается одной ноги. Только после этого, став инвалидом, он начал всерьёз воспринимать врачей. К таким результатам приводит самонадеянность. Таких примеров у меня великое множество, могу рассказывать о них бесконечно.

Сам себе фармацевт

– Отец Филипп, а что вы можете сказать о проблемах с неумеренным употреблением препаратов, которые человек сам себе «выписывает».

– Первое, что могу сказать. Есть препараты, несовместимые между собой. Врач знает, что их нельзя выписывать одновременно. Дилетант же находит список препаратов, помогающих от его действительной или мнимой болезни, и начинает их употреблять по нескольку сразу, не задумываясь о том, что за букет он себе составил. Знаю случай, когда человек практически умирал, потому что одновременно начал принимать два лекарства сердечно-сосудистой группы: одно назначенное врачом, другое по своей инициативе. Они оказались несовместимы. Больной худел, бледнел на глазах, было впечатление, что у него развивается какая-то тяжёлая болезнь. Когда всё выяснилось, он воспрял буквально за два-три месяца.

Есть такой термин «полипрагмазия» – одновременный, часто необоснованный приём множества лекарств. Иногда это назначают врачи, что является спорным моментом в медицине. Представьте ситуацию, когда вы лечитесь от нескольких болезней, и разные медики назначают препараты, не согласовав это друг с другом. Когда же человек сам себе что-то безграмотно назначает, здесь всё бывает совсем худо. Чем больше препаратов, тем выше риск, что некоторые из них могут нейтрализовать друг друга или, наоборот, усилить, но не так, как хотелось бы, не в том направлении. Есть даже специальность такая – фармакотерапевт, когда медик изучает, что больной принимает, и даёт рекомендации, что нужно исключить, что оставить. О его существовании многие даже не догадываются.

– Вам приходилось сталкиваться с манией, когда человек слишком сильно увлекается лекарствами?

– Постоянно. Среди моих пожилых прихожан таких очень много. Приходишь, видишь эти залежи, начинаешь смотреть, что там. Очень много находишь лекарств с просроченным сроком годности. Часто сталкиваешься с тем, что человек употребляет препараты в таких дозировках, которые в его возрасте недопустимы. У нас считается, что имеются лишь взрослые дозировки и детские, а ведь есть ещё и те, что актуальны для пожилых людей. Они не понимают, что одно и то же количество лекарства может быть целительно, но может быть и ядом – в зависимости от того, сколько ты его принял. И есть ещё такая позиция: к врачу не пойду, к нему очередь, а то, что он там выпишет, скорее всего, будет дорого, поэтому буду есть, что доступно, о чём где-то вычитал и стоит дёшево.

– Я слышал, есть много дешёвых аналогов, которые не помогают вообще?

– Дженерики, заместители оригинальных препаратов, действительно могут быть неэффективны. Если лекарство вам не помогает, нужно прийти к врачу и поднять этот вопрос. Распространённая ситуация, когда больной принимает средство, которое хорошо снижает давление. Потом покупает то же самое, но выпущенное другой фирмой и не помогающее совершенно. Нужно прийти к врачу, поделиться этим, сказать: «Мне кажется, это лекарство на меня не действует». Я уже не говорю о риске натолкнуться на подделку. Слепо доверять лекарствам не стоит, всегда отслеживайте его эффективность, за вас этого никто сделать не сможет.

– Не раз слышал мнение, что наши отечественные препараты сильно уступают зарубежным.

– Нет, это не так. У нас есть прекрасные лекарства, я сам лично употребляю только их. Есть много хороших и недорогих, которые действуют так же, как импортные аналоги, так что не должно быть знака равенства – зарубежные, значит, хорошие, тем более что из-за границы тоже идёт немало фальсификата. Я полностью поддерживаю нашу фармакологию, уровень которой оцениваю достаточно высоко.

– Как быть с тем, что описано немало случаев, когда человек всё-таки сам себя исцелял? Вспомним хотя бы историю Солженицына, который смог самостоятельно победить рак.

– Это большой вопрос: что он принимал, что ему в итоге помогло, что там вообще было. Да, случается, что человек исцеляется от тяжелейшей болезни, не обращаясь к врачам. Немало бывает и чудес, когда Господь помогает. Но на каждый такой случай приходятся тысячи, если не десятки тысяч других, когда больной погибал в результате самолечения, необращения к врачам.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий