Кого Бог хочет наказать

Безрадостные новости, начиная с пожара в «Зимней вишне» и заканчивая угрозой прямого военного столкновения с США, шли одна за другой непрестанно, словно время внезапно ускорилось, кто-то отпер врата, через которые в мир хлынуло зло. Но в любой ситуации встаёт вопрос: что делать?

Мой знакомый обошёл все кинотеатры в Сыктывкаре, в том числе те, что на верхних этажах торговых центров. Запасные выходы были закрыты везде. Это о выводах, которые были сделаны по итогам трагедии в «Зимней вишне». Можно не сомневаться, что так по всей стране. Объясняют это обычно тем, что боятся безбилетников, что не хватает людей, чтобы контролировать несколько залов. Хотя решается проблема просто, именно так делалось во всех советских кинотеатрах: ставится засов, запирающий дверь изнутри, – и можно забыть о безбилетниках и заметно увеличить безопасность зрителей. То есть при желании ответственных лиц проблема эта разрешима.

Вот что происходит в других местах: «У дочери в школе сработала сигнализация. 10-й класс. Учитель вывела класс и повела к западному выходу, как положено. Две двери! Одна заколочена, вторая запенена!» Начали ломать первую, но ответственный за безопасность человек объяснил, что в этом нет смысла – со второй дверью всё равно не справиться. Повторяю, это по всей стране.

В школьном учебнике основ безопасности жизнедеятельности для восьмого класса написано: «Проходя через горящие помещения, накрываться с головой мокрой тканью. Двигаться пригнувшись: в этом случае меньше вероятность задохнуться в дыму». Как сделать так, чтобы это засело в голове намертво, с малых лет? Большинство людей в таких ситуациях гибнет не от огня, а от угарного газа. Но угарный газ поднимается кверху, внизу его минимум. Поэтому нужно, если нет возможности быстро покинуть помещение: двери закрыты или давка у входа, падать на пол в самой низкой точке помещения, туда, где не затопчут, и уже дальше думать, что делать. Желательно, конечно, пропитать какую-нибудь ткань водой и дышать через неё, но воды под рукой обычно нет. В этом номере «Веры» в очерке «Три главных события в жизни Георгия Казаринова» вы можете прочитать, как герой рассказа ночевал как-то в храме с проблемной печкой. Однажды проснулся, почувствовав, что угорает. Успел упасть на пол, где его и нашли утром, взломав дверь. Отвезли в реанимацию, откачали. Хотя бы одно правило! – если больше не запомнить.

Почему я начал с засовов и правил поведения на пожаре? В любой противопожарной инструкции можно прочитать про «эвакуационные пути», «основные и запасные выходы» и пр. Но если на практике они заколочены, если не делается элементарного, понятного любому, что уж сказать о большем. Человек, всё дальше отходя от Бога, вместо того чтобы становиться рациональнее, как надеются атеисты, впадает в какое-то безумие. И это сверху донизу, повсеместно.

Обратите внимание на бесчисленные заборы, десятки, а возможно, сотни тысяч километров решёток, которые растут по всей стране между многоквартирными домами. Металла, денег, которые на это расходуются, хватило бы, наверное, на строительство целого флота. Там, где ты ходил годами, вдруг вырастает очередная решётка с калиткой, запертой на ключ. Вы думаете, это делается ради безопасности? Ничего подобного. С одной стороны двор закрыт, зато с другой в него может зайти любой желающий, в том числе преступник. Миллионы людей усложняют себе жизнь, при этом не в силах объяснить, зачем они это делают. А вот чтобы упростить, сделать безопасней, поставив засов на запасном выходе из кинотеатра, – этого нет. Потому что вектор другой – словно нечистые духи стараются запутать человека, свести с ума. Ум даёт Бог, и чем дальше человечество от Него отходит, тем больше общество напоминает психиатрическую лечебницу.

Что больше всего поразило меня в деле Сергея и Юлии Скрипалей, якобы отравленных Россией? Не откровенная наглая ложь английских властей, не подразумевающая даже намёка на доказательства вины России в этом. Политики врали всегда, но больше всего убивает откровенная ненормальность в обращении не с нелепыми обвинениями даже, а с фактами и версиями: отравлены в ресторане, нет, на лавке, нет, в машине, нет, намазана дверная ручка, нет, отравлена гречка, привезённая из России… Кот Скрипалей уничтожен британцами, потому что он якобы был просто пропитан ядом, хотя почему-то спокойно прожил после этого две недели. Сначала заявлено, что яд сильнейший, убивающий почти мгновенно или калечащий навсегда, но вскоре одна из отравленных выписывается из больницы – выздоровела… Отравлены полтора десятка человек. О большинстве из них никто ничего не слышал, а остальные выздоровели. И так день за днём.

Когда стало ясно, к чему всё это, появились разведданные относительно другой провокации, которая готовится в Сирии, и Россия раз за разом начала предупреждать: готовится химическая атака, которую припишут Ассаду. Предупредили всех. Провокация всё равно последовала, а следом полетели ракеты…

Невозможно представить ничего подобного в 50-е годы или 80-е. Были войны, были заговоры, но такого безумия не было. Мировая политика стремительно деградирует, так же как обыденность, в которой мы живём. Из человечества словно выдернули стержень, ему кажется, что оно становится прагматичнее, а на самом деле наоборот.

Не нужно думать, что это совершенно не затрагивает Церковь. Несколько лет назад, например, был провозглашён курс на миссионерство, и практически одновременно из храмов начала исчезать литература. Православные издательства, и без того испытывающие огромные сложности, заполучили дополнительно столько препон, что преодолеть их они, как правило, не в силах. Пугает именно иррациональность происходящего, когда люди, по слову апостола Павла, «называя себя мудрыми, обезумели».

Вспоминается сказанное замечательным писателем-христианином Гилбертом Честертоном: «Воображение не порождает безумия – его порождает рационалистический ум» и «Логик стремится засунуть небеса в свою голову – и голова его лопается».

Время, когда невозможно доверять людям, называющим себя рациональными. Доверять можно только верующим и боящимся Бога. В мире, который сходит с ума, они – последние островки здравого смысла.

Оглавление выпуска     Следующая публикация →

Добавить комментарий