Свидетель
Завершаем год юбилея революции мы сегодня небольшим вернисажем – картинами художника Ивана Алексеевича Владимирова, со дня кончины которого – 14 декабря – ныне исполнилось 70 лет. В советское время Владимиров был хоть и заметным, но всё же «середняком» художественного цеха. Он рисовал Ленина, делал портреты Сталина, фиксировал свершения первых пятилеток…
Владимиров прожил богатую событиями жизнь. Он побывал на всех российских войнах ХХ века – на русско-японской войне в качестве художника-корреспондента журнала «Нива», затем на фронтах Балканской и Первой мировой войн, а завершил свою творческую биографию полотном «Бой на улицах Берлина» (1946 г.). Он писал: «Во всех моих художественных работах основная идея была выразить устремление наших бравых бойцов к отражению и уничтожению ненавистных, но сильных и злобных врагов Родины». Именно поэтому современники воспринимали Владимирова прежде всего как художника-баталиста. Но это не совсем правильно: тематика его творчества гораздо шире, скорее это был жанровый художник.
В последние годы наиболее востребованными оказались акварельные этюды художника на исторические темы, долгое время хранившиеся в его архиве. То есть историческими эти темы являются для нас теперь, а для Владимирова это были просто зарисовки из окружающей его жизни. Что-то он рисовал по газетным заметкам, но что-то, скажем, было хорошо ему знакомо по работе в Петроградской милиции в 1917 году.
Разглядывая эти летучие зарисовки, трудно поверить, что автор их искренний противник русской монархии, участник революционного движения, вполне себе официозный творец – член Ассоциации художников революционной России, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, заслуженный деятель искусств Российской Федерации… Слишком уж откровенны его картины. Вот копаются в помойке нищие, вот революционные солдаты грабят винный магазин, а надменный чекист простреливает голову заключённому. Сегодняшнему человеку с опытом советского или же нынешнего двоемыслия трудно представить такого цельного человека, который без фиги в кармане мог бы бесстрастно фиксировать как ужасы, так и достижения новой власти.
Мы привыкли, что уж если ты либерал, то любое патриотическое слово – «предательство». И наоборот. Может быть, по этой причине сегодня некоторые пытаются притянуть Ивана Владимирова к тайным диссидентам. Но придётся, видимо, как-то сломать себе мозг, согласиться, что и такое возможно: жить не по лжи, даже имея совершенно определённые политические и иные пристрастия. Вообще-то это нормально для русского человека – верить в судьбу, надеяться на правителей и в то же время смотреть на окружающую действительность с хитрым прищуром. Таким, по-видимому, и был Иван Владимиров, далёкий от веры, но не чуждый понимания справедливости, искренне любящий своё дело профессионал, но не холодный фиксатор, а сочувствующий своим героям художник. Он словно через десятилетия обращается к нам, к простому русскому человеку: если ты не рождён быть борцом, гением, хозяином, то стань свидетелем – и тогда останешься человеком. В этом, как мне кажется, состоит главное послание жизни и творчества Владимирова к нам.
Иван Алексеевич прожил долгую жизнь и умер в Ленинграде 14 декабря 1947 года, ему было 77 лет. Но он не дожил до краха его страны – Советского Союза.
На глазах нашего поколения ушла целая эпоха, и вот снова меняются времена… Какое искусство способно пережить такие сломы, что заинтересует нового зрителя? Я имею в виду не только художественное мастерство, но и содержательно. Наверно, это такое творчество, сквозь которое просвечивает правда – тайная валюта всех времён. Картины Владимирова находили отклик у советских зрителей, находят они отклик и в моей душе, пусть у этого отзвука и совершенно другая тональность.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий