Доктор Трезвость

Исторически Санкт-Петербург всегда был центром трезвеннического движения. Например, до революции во всероссийском Александро-Невском обществе трезвости, по некоторым данным, состояло около 140 тысяч членов. В 90-е годы прошлого века в Северной столице также возникли первые у нас трезвеннические организации. И когда в нынешнем году при храме Спаса Нерукотворного образа в Парголово, что в Выборгском районе города, возникло Братство трезвости во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», то большим событием это не стало. Но необычно то, что инициатором его создания стал профессиональный нарколог-психотерапевт с 20-летним стажем, ищущий новые средства для излечения алкоголиков.

С Юрием Ивановичем Литвиненко, заведующим отделением Межрайонного наркологического диспансера № 1, что на улице Жака Дюкло, мы встретились в его кабинете, где он принимает алкоголезависимых и их родственников. Тысячи людей побывали здесь, сидели на этом офисном стульчике, делясь своей бедой – самой страшной на Руси, из-за которой гибнут люди и разрушаются семьи. И первый вопрос к наркологу – понятно какой…

Юрий Иванович Литвиненко

Почему вино не веселит

– Юрий Иванович, алкоголика вылечить можно? Или это на всю жизнь?

– Знаете, я об этом постоянно думаю. У нас в первом отделении на учёте состоит примерно три тысячи жителей Выборгского района. Ежеквартально мы «снимаем» сотню и «ставим» сотню. То есть за год примерно 400 человек приходит и 400 человек уходит. При этом основная масса «уходящих» просто умирает. За шесть лет количество стоящих на учёте на сто процентов обновляется. И это я говорю про тех, кто попал в поле нашего зрения, а много ведь неучтённых, которым уже и родственники диагноз поставили, и на работе, но к медикам они не обращаются, считаются формально здоровыми. Выздоровление, да, бывает. Но это единицы. Причём это абсолютные трезвенники.

– То есть если немножко выпьют, то снова начнут?

– Речь вообще про это не идёт – человек абсолютно исключает алкоголь из своей жизни. Он становится как бы другим человеком, поднявшись на ступеньку вверх в самосознании, а иначе из алкогольной ловушки никак не выбраться. Ловушка ведь в чём? В убеждении, что алкоголь что-то хорошее человеку даёт.

– Пьяницы, бывает, шутят: «Водка – это зло. Поэтому мы с ней боремся, выпивая досуха». Неужели они и вправду считают алкоголь благом?

– Вы, я вижу не в теме, давайте немножко введу в курс дела. То, чем мы в отделении занимаемся, принципиально отличается от тех подходов, которые проповедует классическая медицина. Вот спросите меня, что такое алкоголизм? Отвечу по писаному: хроническое заболевание, вызванное употреблением алкоголя, которое разрушает организм, и так далее. Следует ли из этого определения, как лечить? Нет. Приходит пациент – и что делать? Процедуры предложить всякие, чтобы не пил. Отчего ему плохо? Наливает себе. Значит, надо сделать, чтобы не наливал. И сами алкоголики просят: «Доктор, вы можете дать такое средство, чтобы меня вырвало один раз и я понял, что это плохо, и чтобы когда думал про алкоголь, то сразу бы рвать начинало?» Но у нас нет такого средства. Если бы оно было, тогда зачем наркологи нужны? И что доктор отвечает? «Вот вам таблетки, чтобы вас не тянуло. Может, у вас ещё депрессия, вот вам таблетки и от депрессии. Может, у вас ещё чего-то, давайте и это полечим…» Лечат – и без толку.

А есть другой подход. Что такое алкоголизм на самом деле? Это когда человек видит в выпивке и удовольствие, и возможность расслабиться после работы, снять какой-то стресс, и даже «полечиться» от нервов или сужения сосудов. То есть видит какие-то плюсы. Это мы называем проалкогольной запрограммированностью. Если её убрать, то можно легко избавиться от зависимости. Чем в отделении мы и занимаемся.

– Как понял, алкоголизму вы противопоставили абсолютную трезвость. А чего-то среднего добиться нельзя? Чтобы по праздникам человек пил, а в другое время воздерживался.

– Зачем?

– Ну, есть же социальные обязанности, поддерживать компанию, кого-то чествовать.

– Подождите. Если я приду на праздник и подниму бокал не вина, а сока – от этого что-то изменится? Для чего мне алкоголь-то?

– Наверное, веселия ради.

– Вот это и есть часть запрограммированности. Вы действительно думаете, что алкоголь даёт веселье, радость?

– Ну как минимум располагает к этому.

– Давайте проведём простой эксперимент. Вы закроетесь в полуосвещённой комнате, где только стол, стул, бутылка с рюмкой и журнал с авторучкой. Будете наливать в рюмку, опрокидывать и отмечать в журнале, после какой рюмашки радость появится.

– Да уж какая тут радость!

– Именно. Не будет её. А на похоронах зачем пьют?

– Чтобы погоревать об усопшем.

– Да как же погоревать, когда вы только что предположили, что алкоголь радость даёт? Что за бред?! На самом деле во всех случаях алкоголь снимает торможение, которое нам Богом дано, чтобы быть самим собой и не распоясываться. Что мы часто видим на похоронах? Сначала горе заливают, покойного поминают, а потом о нём вообще забывают, в разгул пускаются. Или, скажем, пришли на свадьбу – хорошо, а морды-то потом зачем бить? В основном же по пьянке дерутся, а трезвому бы и в голову это не пришло. Согласны?

Всего лишь ради этого – возможности растормозиться – человек становится алкоголиком, ломает жизнь себе и своим близким. И ладно бы другой возможности растормозиться у него не было, так ведь есть же! Музыка, разные увлечения, доброе общение – это ведь тоже раскрепощает человека. Но здесь надо прилагать усилия. А с алкоголем: налил, выпил – и готово. Так проще. И какова цена этой «простоты»! Человек сам гибнет и тянет других за собой.

– То есть алкоголизм – проблема психическая?

– В первую очередь. И заниматься ей должны психотерапевты. Не думаю, что какие-то открытия в химии ситуацию изменят. Таблетки проблему не решат.

«Не тот продукт»

– А вы как лечите?

– Просто беседую с человеком. Обычно нужно встреч двадцать пять, чтобы добиться результата. Запрограммированность мы разрушаем через подробное рассмотрение, что из себя представляет алкоголь, как он на химическом уровне действует, что происходит с организмом.

– Это вроде страшилки? Как раньше на плакатах было: «Капля никотина убивает лошадь».

– В том-то и дело, что на страх мы не воздействуем, это бесполезно. Да и вообще внушением не занимаемся. Мы – объясняем. На нашей стороне правда, естественное положение вещей, как Бог всё создал – в противовес искусственным влечениям. Этим и можно победить.

Человек видит, как алкоголь «работает», и начинает понимать, что он ничего ему не даёт. Ну совсем ничего – не веселит, не бодрит, не укрепляет и не расслабляет. А всего лишь растормаживает. И вопрос остаётся один: а нужно ли тебе это? Ещё мы подробно рассматриваем убеждения, какие есть в человеке в отношении алкоголя. Помните, реклама была про водку: лето, жарко, ручеёк журчит – а давайте, мужики, выпьем. Как бы на фоне жажды. А разве алкоголь утоляет жажду? Такие вот вещи рассматриваем. Или, например, кто-то пьёт водку ради вкуса? Разбираем конкретные жизненные ситуации, и выясняется, что всё, что алкоголю приписывается, этого нет. Когда человек начинает понимать, когда это переходит в убеждение, то у него пропадает влечение к выпивке.

– Совсем-совсем? А сорваться такой человек может?

– Нет. Бывали случаи, нашим исцелённым их «друзья» в шутку подливали в сок водку на праздниках. И ничего. Выпил, почувствовал опьянение и… понял, что употребил не тот продукт. Тут принципиальная разница с тем, кто просто воздерживается от пьянства. Такой человек случайно выпил и в панику: «Всё пропало! Я сорвался! А-а, да что уж теперь… Как хорошо сейчас. Вот дурак я, что раньше не пил!» И он уже в запое. А у нашего человека не воздержание, а просто знание, что пить бессмысленно. Знание на самом глубоком уровне. Можно ведь осознать, как и почему у человека появилась запрограммированность. Например, в детстве родители на Новый год выпивают, а вам не дают. А на Новый год-то дают всё самое вкусненькое, значит, вино тоже вкусное. Уже такая установка закладывается. Выпили, песни поют, веселятся – и ребёнок думает: веселятся потому, что выпили. Я сам в 30 лет справлял Новый год в реабилитационном центре, где алкоголя не было. И для меня стало шоком, что было весело, интересно, просто классно. Увидел своими глазами, что алкоголь на самом деле ничего не даёт.

Или, бывает, ребёнок видит: отец с матерью поругался, после этого напился – ага, водка помогает пережить огорчения. Фильм «Москва слезам не верит» помните? С женщиной расстался и сидит три дня в запое – вот вам тоже внушение, что алкоголь всё снимает. Ребёнок в этом вырастает, а потом пробует первый раз алкоголь: «Ой, невкусно. Что за дела? А почему всем, кого видел, нравилось?» Нормальный, здоровый организм протестует – и ему бы остановиться, а он уже запрограммирован на алкоголь, морщится и всё равно пьёт, ещё и ещё. И всё – привыкает, уже «вкусно».

Вино Каны Галилейской

– Юрий Иванович, говорите вы убедительно. Но вот лично для меня вопрос: Господь на свадьбе в Кане Галилейском превратил воду в вино, чтобы люди радовались. Значит, в винопитии всё же есть радость?

– А почему вы думаете, что у Него была такая цель? Почему Бог не останавливает убийцу, когда тот ножом замахивается? Он даёт человеку выбор, чтобы у того была свободная воля. Протоиерей Владимир Головин из Чистопольской епархии рассказывал такой эпизод. Сидит он, что-то делает, тут прибегает внучка, подаёт бумажку, свёрнутую трубочкой: «Дедушка, на, я тебе конфетку сделала». Он: «Ну, спасибо тебе, внучка». Она, радостная, убежала. И что на это говорит отец Владимир? Что Бог всё нам даст, сделает всё, что мы очень просим, даже если нам это не особенно надо. И в этом проявление Его любви, Его снисхождения к нам. И апостолы тоже говорили: ничего вам не запрещено, но не всё полезно. И Господь на той свадьбе, в Кане Галилейской, что по сути сделал? Ответил на просьбу людей, которым не хватило вина. Снизошёл до их слабости. Хотя, я думаю, там этим вином не упивались, а запивали еду. Вино ведь всегда было на столе.

На свадьбе в Кане Галилейской вином не упивались, а запивали еду (Фото с сайта stihi.ru)

И раз уж вы вспомнили Священное Писание, то вспомните и то, что говорилось про Иоанна Крестителя: «Он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится ещё от чрева матери своей» (Лк. 1, 15).

– Сикер – это вроде древнееврейского пива? Так пророк Иоанн и хлеба не ел, одними акридами питался.

– Вот именно. Он встал на ступеньку выше в духовном плане. Из этого следует, что вино не есть грех, но не пить его – более благое дело. И в чём работа нарколога заключается? Мы людям помогаем встать «на ступеньку выше» обычного здорового человека. Потому что эти люди превратили вино в грех, и избавиться от этого греха можно лишь через самосовершенствование. Большинство не хотят так духовно потрудиться, мол, я буду как все. А не получается «как все», ты уже другой со своими запоями, и у тебя путь только вверх или вниз.

– С Каной Галилейской понятно. А как быть с Вечерей, на которой Господь указал на хлеб и вино и сказал: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое… Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета»? (Мф. 26, 26-28.) И мы причащаемся преосуществленным вином. Сам же Господь заповедовал!

– Так вы сами ответили: причастие совершается не вином, оно уже преосуществлено.

И вообще, при чём здесь вино? Если бы Христос пришёл не к евреям, которые жили на юге, а к эскимосам, то что бы Он им заповедовал? Эскимосы хлеб не выращивали, виноградники не сажали. А у южных народов вино – часть культуры и быта. Почему там пили вино? В отличие от воды оно не переносило микробов. В ту пору в тёплых странах было много инфекционных заболеваний, целые деревни от эпидемий пустели. А вино – хороший антисептик. Помните, как в Евангелии добрый самарянин лечил израненного разбойника? Возлил на его раны вино и елей. То есть обеззаразил раны.

Вино и елей постоянно в Библии упоминаются. В награду за соблюдение заповедей: «И благословит плод чрева твоего и плод земли твоея, пшеницу твою и вино твоё и елей твой, и стада волов твоих» (Втор. 7, 13). Вино было признаком нормальной, сытой жизни. Между тем раз мы обратились к авторитету Библии, в ней также сказано: «Муж скуден любит веселие, любяй же вино и елей не обогатится» (Притч. 21, 17). То есть в те времена порицалось использование вина не просто для пищи, а для веселия.

– Хам смеялся над пьяным отцом. Значит, всё-таки упивались.

– А почему смеялся? Потому что такое было в диковину. Вообще, еду тогда запивали не таким вином, какое мы знаем, а «молодым» или, как ещё его называют в Евангелии, «новым». То есть сделанным в текущем году и ещё не переброженным. Фактически это виноградный сок. Им и причащались апостолы на Вечере: «Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26, 29). Здесь прямое указание на «новое» вино.

К тому же я где-то читал, что переброженного вина вообще не могло быть на Вечере. Справляли её в Пасху 14 нисана, а в Писании Богом дано чёткое наставление, чтобы в этот день в домах Его народа не было ничего квасного, то есть сделанного при участии дрожжей. А в производстве алкогольного вина действует как раз принцип брожения – когда сахар с помощью определённых грибков разлагается на спирт и углекислый газ.

В Священном Писании сказано, что даже младенцы пили «вино»: «Дети и грудные младенцы умирают от голода среди городских улиц. Матерям своим говорят они: “где хлеб и вино?”» (Плач Иер. 2, 11). Понятно, что речь о виноградном соке. Иначе считать – заблуждение, которое у многих является частью проалкогольной запрограммированности.

Что мешает исцелению

– Алкоголизм лечить сложнее, чем другие болезни?

– Однозначно. Хотя бы потому, что нет такой болезни, где больные были бы настолько разными. Два крайних примера приведу. Вот мужик сорока лет. Его жена в конце мая забрала детей и уехала на юг. Он две недели бухал, а к её возвращению вызвал врача, тот поставил ему капельницу – жена вернулась и даже не узнала, что он всё это время пьянствовал. И другая ситуация – человек уходит в запой, находится в нём три месяца. Ко мне приходят родственники: «Юрий Иванович, давайте что-то делать». А он отказывается лечиться, ничего не хочет. С работы уволили, жена ушла, остались только родители, которые бросить его не могут. И между этими крайностями находится куча алкоголиков, у которых свои ситуации. Одни могут сами лечиться, о других просят: «Можно мы сами будем его водить?» Его доводят до двери, он вырывается и убегает.

– Неужели так бывает?

– Сплошь и рядом. Никто лечиться не хочет. Бывает, просят прийти домой к алкоголику, потому что его никак не вытащить. А некоторые желают лечиться «наполовину»: «Доктор, вы меня немного полечите и справку для работы дайте, а то уволят». Приходится работать со всеми, постепенно вытаскивая их из такого состояния ума.

Кто готов сам лечиться, тому наркология наша не нужна. У нас ведь ведётся учёт, и если, например, ему понадобится справка на вождение, то её не дадут – сведения, что он алкоголезависимый, уже забиты в базу данных. Поэтому он идёт в частную контору, даёт деньги. Ему капельницу поставили, в стационаре полежал, больничный лист получил – и доволен. А мы здесь, в 1-м отделении, с кем имеем дело? В основном с социально деградировавшими людьми, которым ничего не надо.

– Вы вначале сказали, что процент излечившихся очень мал. Почему?

– Наш метод снятия запрограммированности – он довольно эффективен. А результаты и вправду мизерные сравнительно с общим числом наших алкоголиков. Я много думал об этом и пришёл к такому выводу. Есть алкоголики, у которых зависимость является чистым грехом – ну, например, как чревоугодие. Просто получает мнимое удовольствие от винопития, и всё. Но таких очень мало. В основном у алкоголиков на грех невоздержанности наслаиваются другие грехи, другие страсти. И вот эти бесята не дают им выздороветь. Приходится дело иметь и с ними. И победить их вместе очень сложно.

Я давно пришёл к убеждению, что алкоголизм и вся наркология связаны с проблемами духовного плана. Те мои коллеги, кто занимается наркоманами, также пришли к выводу: это био-психо-социо-духовная болезнь. Только они духовное ставят на последнее место, а я, как православный врач, считаю, что из духовного плана происходит и всё перечисленное. Поэтому вне Церкви проблему не решить.

– Вы сами в храм пришли до того, как стали медиком, или специальность к этому привела?

– Можно сказать, что уверовал я десять лет назад, а до этого был атеистом, с детства. Крестили меня практически насильно, когда я был в 3-м классе. Приехали мы к бабушке на Украину. Бабушка начала «сказки», как я подумал, рассказывать: «Знаешь, Юра, если ребёнка окрестят, то он, когда в рай попадёт, будет играть золотыми яблочками. А если не окрестят, то никаких яблочек не будет». Повели в храм. Когда миром мазали, в алтарь заводили, то помню, у меня приятное чувство было, что очень важное, «небесное» происходит. Но когда подносили к иконам со словами «поцелуй иконку», я только носом касался, делая вид, что прикладываюсь. И потом всем рассказывал: «Я икону не целовал, а только носом тыркался». И матери жаловался: «Вот мы приедем домой, и я всем расскажу, что вы меня крестили!» А затем был период, когда я снова жил у бабушки летом и она мне про церковь рассказывала, про молитвы. После служил в армии и мама мне молитвы присылала, какие-то я сам узнал. Потихоньку шёл к вере. И был уже врачом, после военно-медицинской академии, когда понял, что да, я уже здесь.

Думаю, болезни, в том числе алкоголизм, посылаются нам либо за грехи свои, либо за грехи родителей, либо во славу Божью – чтобы человек пришёл к Богу. И я всем говорю, что я православный врач и приглашаю их, в том числе родителей и детей алкоголиков, приходить к нам в Братство трезвости, участвовать в молитве по соглашению. Потому что без помощи Божьей ничего не будет.

На чудо уповая

– Как появилось ваше братство?

– Недалеко от моего дома два храма, в Спасо-Парголовский я ходил на раннюю литургию своих детей причащать. Узнал, что его община активно занимается социальной работой, в том числе там выделили помещение для анонимных наркоманов. Подумал: а что же про алкозависимых забыли? Предложил организовать братство, настоятель поддержал, назначил нам духовника – протоиерея Кирилла Борисова.

Как сказано, «где трое или двое соберутся во имя Моё, там Я посреди них». Будем вместе пытаться тех людей, кто одной ногой в аду стоит, как-то вытягивать. Но братство не только для спасения алкоголиков, но и в поддержку их родственников, которым приходится в жизни тяжко, у которых руки опускаются. Один раз в неделю, по вторникам, мы собираемся, молимся, общаемся. Вижу, что там реальная поддержка. Пьяный муж жене грубит, угрожает – она к нам приходит, и её женщины уже бывалые успокаивают: «Это ещё ерунда, бывает хуже…» И делятся с ней, как такие ситуации разрешить. Грубо говоря, наше братство помогает людям свой крест нести рядом с алкоголиками. Ну и я, конечно, там свою работу провожу.

Возникают самые разные вопросы. Например: «Почему со мной такое случилось, что муж пьёт?» Начинаем разбирать. Может, и жена тут в чём-то виновата? Обычно-то оба в произошедшем участвуют.

Протоиерей Владимир Головин рассказывал реальный случай про жену, которая полгода молилась за мужа пьяницу и только через полгода начала понимать: «А ведь он из-за меня пьёт». От этого открытия она внутренне изменилась, и муж перестал пить. Ну чудеса просто – моментально переворот произошёл.

Или такой случай, на моих глазах произошёл. Десятиклассница пьёт, вся школа об этом знает – она и в «ВКонтакте» фотки с бутылками выложила. Признаётся бабушке, что бросить уже не может. Мать при этом ведёт какой-то непотребный образ жизни, только православная бабушка встаёт на борьбу за девочку. Обращается в одно из братств трезвости, при храме Державной иконы Божией Матери, к отцу Игорю Илюшину. Просит батюшку, чтобы поговорил с внучкой. Отец Игорь пришёл к ним, а внучка ни в какую. Он: «А к доктору пойдёте? Вот есть Юрий Иванович, он поможет». Приходит бабушка ко мне: «Что делать?» В общем, уламывали внучку разными способами, чтобы явилась ко мне. При этом, кстати, я сказал, чтобы девочку не обманывали, мол, пойдём погуляем, а сами её – в наркологический диспансер. Обман ничего не даст, надо всегда правду говорить. Пришла. Сидит здесь на стуле, хмыкает: «А я и не собираюсь бросать пить, мне нравится – это помогает жить, я так новых нахожу друзей. Бывает, правда, что напьюсь, выйду на дорогу и хочется под машину броситься. Но это редко, а так мне очень хорошо». Расспрашиваю дальше, выясняю, что ей уже и бесы пару раз являлись. Короче говоря, бабка начала молиться, шесть или семь раз акафист прочитала. Внучке поставили капельницу, и она вообще перестала пить. Теперь убеждена: «Да ничего в выпивке интересного нет! Глупость одна».

Я это к чему? Можно двадцать пять раз с алкоголиком встречаться, беседы проводить – и ничего. А кто молится, тому Бог Сам всё раскрывает – чик, словно сустав на место становится, будто ничего не и было.

– А как быть с теми, у кого нет верующих родственников, а он уже на грани, нужно срочно спасать? Кодирование здесь поможет? Вообще оно допустимо?

– Я считаю, что есть люди, которым его нужно делать – если помогает. Есть разные процедуры – подшивка, имплантация, химзащита. Считаю, что бесовского начала, как некоторые утверждают, они не несут. И «торпеду» алкоголику ведь тоже можно поставить с молитвой. Технологию так называемого кодирования я хорошо знаю и думаю, что название не верно, нет там кодирования как такового. Другое дело, что это не панацея. Ну пусть хоть некоторое время не пьёт, всё ж добро.

– Ваша работа связана с несчастьем людей. Пессимистом от этого не стали?

– Знаете, по статистике у нас в России стали меньше пить. Я вижу людей, которые приходят к нам за справками на оружие, на вождение и так далее, и замечаю: появляется всё больше и больше настоящих трезвенников. Люди потихоньку начинают трезвиться. Выздоровление, я считаю, возможно. И у нас есть обнадёживающие результаты. Отчаиваться не надо. С Богом всё возможно.

Контактные телефоны Братства трезвости при Спасо-Парголовском храме:
8-921-325-19-38, 8-921-992-01-95, (812) 554-1658, (812) 513-2472.

 ← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий