Ульяновское предзимье
Репортаж из дальнего монастыря
Новый колокол
Покинув трассу Усть-Кулом – Сыктывкар, какое-то время, чтобы попасть в монастырь, идёшь параллельно большой дороге. Потом начинаешь удаляться от неё, пока перед глазами не откроется красивейший вид на обитель. В этом есть некий символизм: вот так, постепенно удаляясь с «широкого пути» на узкую дорожку, к монастырской ограде 30 насельников проделали путь не только ногами, но и своей душой.
Захожу в монастырские ворота. Совсем безлюдно, лишь два ослика слоняются по территории. Охотно дают себя гладить, а после плетутся следом: угости чем-нибудь.
Но вот, наконец, встречаюсь и с отцами. Один из них, Афанасий, определив меня в монастырскую гостиницу, обещает натопить её как следует. С наместником игуменом Саввой (Гладковым) мы идём посмотреть, как живёт обитель (об о. Савве «Вера» рассказывала в 2003 году: «Отчий дом», № 434, март).
Привезти осликов – его идея. Батюшка родом с Кубани, куда ездит каждый год, из одной такой поездки и привёз лопоухих питомцев. Коричневый – Крепыш, серенький – Пчёлка.
Скоро они подрастут, и есть надежда, что дадут потомство. Зачем они здесь? Монастырь открытый, часто сюда приезжают дети, которые очень любят играть с симпатичными добрыми осликами. Со временем животных научат катать детей верхом, на тележке и в санях. Они привносят детскую непринуждённость в суровый уклад жизни монастыря, к тому же не менее полезны в хозяйстве, чем лошадь, так что даром есть сено не будут.
Поднимаемся с отцом наместником по крутым и узеньким лестницам многоярусной колокольни. Сегодня ставят новый колокол вместо того, что два года назад от мороза дал трещину.
Раньше, как рассказал отец Савва, для высотных работ приходилось нанимать рабочих, а сейчас есть свой человек, профессионально обученный промышленному альпинизму.
Монастырь возведён на пригорке, и отовсюду видны северные просторы: тайга, река Вычегда, посёлок Ульяново на берегу реки. От вида сверху вообще дух захватывает. Но сегодня вид довольно серый и унылый: первый снег закрыл собой всю округу, пасмурно, не углядеть красоты. Помню, как лет десять назад, когда нас, студентов сыктывкарского истфака, привозили сюда с экскурсией, мы наслаждались чудесным осенним пейзажем, оранжево-зелёной тайгой, в которую вкраплены соседние сёла, поля, а поздно вечером видны и огни райцентра Усть-Кулома, что в двадцати километрах отсюда.
Спускаемся вниз.
– Скоро дрова будем заготавливать, – говорит отец наместник. – Их, как видите, много надо. Кельи, гостиница, храмы, дом для трудников.
– Сколько в год уходит?
– 15 лесовозов.
Батюшке сообщили, что в доме, где до сих пор живут местные жители, что-то не так с печью – дымит. Оказывается, монахи заботятся не только о насельниках обители. Иеромонах Антоний приносит лампу, и мы идём осматривать печь по всей высоте, а это три этажа и чердак. Дом полуразвалившийся, с грудами мусора, но что делать – он принадлежит муниципалитету, который не слишком беспокоится о своём имуществе.
Нашли причину, по которой дым повалил в дом: дыра в трубе ослабляет тягу. Отец Савва распорядился отремонтировать, и один из трудников немедленно берётся за дело. Идём на нижний этаж, где по сравнению с остальной частью дома царят чистота и порядок. Интересно, почему? Остаюсь поговорить с хозяйкой.
По молитвам родных священномучеников
Галина Николаевна Резакова живёт в бывшем монастырском доме с сыном Алексеем. Но в отличие от других жильцов переехала сюда сравнительно недавно, в 1995-м.
– Сначала мы ездили сюда помолиться и потрудиться, – рассказывает она, – а потом батюшка Питирим (будущий епископ Сыктывкарской епархии. – Ред.) пожалел нас и оставил здесь насовсем.
– Вам негде было жить? – спрашиваю я.
– У нас квартира в Печоре. Я прежде работала в БТИ чертёжником: дороги, канализация, водопровод… Потом вышла на пенсию, получив большую премию, так что мы ни в чём не нуждались. Но дело в том, что у сына Алёшки серьёзное заболевание: в 12 лет он получил травму и стал инвалидом. И тогда я подумала: тут, в монастыре, нам лучше. И вот 23-й год мы здесь. Первое время, конечно, здесь царила разруха. Как люди жили, не знаю. Батюшки со слезами расчищали храмы и приводили обитель в порядок. Представляешь, в храме Зосимы, Савватия и Германа местные устроили туалет и помойку. Отцы с подростками-скаутами работали в повязках, чтобы защититься от смрада.
Тогда ещё батюшка Питирим, теперь архиепископ, назначил мне послушание – 10 лет я стирала бельё, запечатывала посылки, которые монастырь отправлял заключённым. С Божией помощью справлялась. А ведь нужно было ещё и за сыном ухаживать, воду таскать… Обустроила я жильё, а раньше здесь стены сыпались, везде был грибок, половые доски сгнили, тараканов и мышей было великое множество. Я всех вывела. Закрыла туалет в доме, построив во дворе. Жильцы поначалу были нами ой как недовольны! Бывало, под окнами прохожу, а в меня бутылка летит – страшно было. Не только нас не любили, а и всех, кто приехал сюда налаживать монастырский быт. Сейчас-то привыкли, отношения у нас с соседями хорошие…
Галина Николаевна спохватывается:
– Ой, я ж сегодня пирожков напекла, попробуй. Боюсь, не получились.
Указывает на подоконник, там рядом с иконами стоит тарелка с круглыми пирожками. Пробую: тонкие, хрустящие, с капустой. М-м-м! Вкусно! Галина Николаевна предлагает пройти в другую комнату пить чай.
– Завтра еду в Сыктывкар с племянницей и её детками повидаться, вот и думаю пирожками из печи порадовать, – говорит хозяйка, а потом знакомит меня с сыном.
Ему 45, но выглядит на десяток лет младше. Показывает свою часть комнаты – иконы, книги, диски с фильмами. Замечаю гитару на стене.
– Какие песни поёте? – спрашиваю.
– Мирские, – с улыбкой отвечает Алексей, снимает со стены инструмент и запевает «Город золотой» Бориса Гребенщикова. Неплохо так получается.
Тепло, уютно, чистота, стены и печь побелены, в больших полукруглых окнах виден монастырь.
– Трудно вам здесь? – спрашиваю Галину Николаевну.
– Я люблю работать, двигаться, – отвечает она. – Если бы в городе была, наверно, умерла бы уже давно или заболела чем-нибудь. В молодости жила, как все, не прочь была походить по кафе и ресторанам, но беда с Алёшкой направила меня к Богу.
– Про деда расскажи, – обращается к матери Алексей.
– Ой, деды-то у нас святые! Мой родной дед – отец Иоанн Павловский, отец Палладий Попов – его шурин, в 38-м они были расстреляны. В 2001 году их прославили как новомучеников, в сыктывкарском Свято-Стефановском соборе их иконы есть.
Отец деда Иоанна – Пётр – тоже был священником. Нам мама не рассказывала про них, потому что боялась, – такое время было страшное. Теперь, видно, они молятся за нас, по их молитвам мы сюда и попали.
Всегда на связи
Монастырский эконом – иеромонах Антоний (Ольшанов) – всё время ходит с трубкой радиотелефона. И, пока мы беседуем, то и дело выходит с кем-то на связь.
– Требы заказывают: сорокоуст, полугодовая, годовая. А то и просто задают вопросы на духовные темы. Раньше у нас дедушка сидел на вахте, – вспоминает отец Антоний. – Звонок – он берёт трубку и, если нужно, бежит за батюшкой. А сейчас мы вахту с собой носим. Занимаешься своими делами, а когда звонок – отвечаешь.
– Наверное, много имён приходится зачитывать, а кто-то записан на вечное поминовение. Много ли времени уходит, чтобы всё прочитать? – интересуюсь я.
– У нас не такой большой монастырь, и возрождён он не так давно, чтобы список был огромным. Да и треба на вечное поминовение – не из дешёвых, десять тысяч стоит. Я бывал в больших монастырях, которые не закрывались. В Пюхтицком, скажем, целые коробки с пачками записок стоят аккуратными, ровными рядами. Но там много насельниц, так что есть кому читать, не пропустив ни одного имени. В Москве на подворье Афонского монастыря я как-то был на всенощном бдении. Проскомидия там совершается всю ночь: из двух мешков просфор отцы всю ночь вынимают частички.
Отец Антоний, рассказывая о себе, о своём духовном пути, упомянул и о своей бабушке, которая хранила веру и часто молилась. Ни храмов, ни священников в то время не было. Однажды он спросил бабушку, о чём она молится, и она произнесла молитву в форме стишка: «Варварушка у окошка, помоги немножко» – что-то такое.
– Такая стихотворная молитва дойдёт до Бога?
– Если человек обращается искренне, то конечно. А есть такое стихотворение:
О Господи, прости мои грехи,
Услышь мои негромкие молитвы,
И с милостью остави мне долги,
И мужества подаждь на поле битвы.
. . .
Подаждь нам, Господи, терпения и сил,
Спаси, Святый, и сохрани, Владыко,
Подаждь добра и правды на Руси,
Подаждь нам веры и любви великой!
Это молитва, только в стихах. У кого-то всё закончится знакомством со стихами, а кто-то продолжит духовные поиски. Я помню, ещё в детстве, бывая на похоронах, задавался вопросом: а что дальше-то, после смерти? Храм в нашем селе Кослан был закрыт, никто на этот вопрос мне не отвечал. Наука даёт ответы на многие, в том числе и очень тонкие, вопросы, но настолько ли, чтобы душа успокоилась? Душа – она по природе христианка, хочет большего, вот и мне было недостаточно. Повзрослев, я нашёл ответы на свои вопросы в Церкви.
Помню, заехали как-то к нам несколько человек на экскурсию. Я стал рассказывать о монастыре, дополняя словами из Писания. А они мне: «А это из какой части Библии?», «А это какая глава?», «А какой это стих?». Это вместо того, чтобы задуматься над сказанным. Оказалось – евангелисты. С ними был пастор, который начал говорить о почитании икон, Богородицы и святых – спорить не спорит, на мои доводы не отвечает, а так с одной темы на другую перескакивает по списку. Молодёжь молчит, говорит только пастор. Прошло какое-то время, и в следующий раз молодые ребята, которые были с ним – я их узнал, – заехали к нам снова, но уже без пригляда. Тогда они столько вопросов задали, что не хватило сил ответить на все. Видно, что душа-то ищет. Что ещё меня тогда удивило – они вроде и на русском говорят, и сами русские, а манера речи, вид у них – как у американцев. Дух другой, не русский.
Прогресс на службе у паломников
К нашей беседе присоединился паломник с большим стажем – Андрей Канев. Приехал причаститься и потрудиться во славу Божию. За горячим чаем в монастырской гостинице продолжаем разговор уже втроём. Андрей рассказывает о местах, где побывал: Греция, Израиль, Турция, Франция, Чехия и даже Шри-Ланка. Андрей человек небогатый, но поездки себе может позволить. Семьи у него нет, родных тоже – он вырос в детдоме. Получил от государства жильё, живёт теперь в благоустроенной квартире в большом селе Зеленец под Сыктывкаром. Работает дворником, получает пенсию по здоровью. Хватает и на жизнь, и на поездки.
– А я вот уже два или три года нигде не бывал, – говорит отец Антоний. – Раньше через службу «Покров» ездил. Мне, как священнику, это обходится бесплатно, только до Москвы самому надо добраться. У них есть услуга – наличие священнослужителя в поездке. Во-первых, с батюшкой почти везде пропустят. Во-вторых, перед приездом в святое место у паломников появляется возможность исповедаться в автобусе, чтобы на службе только причаститься, не стоять большую очередь.
– Зато самому ездить интересней, – говорит Андрей, – вникаешь во все тонкости места.
– Есть, конечно, свои плюсы и свои минусы, – рассуждает о. Антоний. – Когда едешь через службу – всё организовано, ни о чём не надо беспокоиться. Минус – ограничения по времени. Вот в Израиле лет пять назад были. Приехали на Галилейское озеро, представляете – там же Господь ходил по воде, там первые рыбаки были призваны в апостолы! Приехали, покушали в столовой рыбу, только спустились к озеру, ноги не успели замочить, как нам уже кричат: «Собираемся!» А сам приехал, так хоть неделю на озере живи. Хорошо, особенно если языки знаешь.
– А сейчас даже можно не знать, – возражает Андрей. – У меня в телефоне есть переводчик: я диктую по-русски, а голос из динамика говорит на любом языке. Я так не раз с иностранцами общался.
– Даже на коми язык переведёт? – улыбается батюшка.
– На коми не переведёт, но на английский, греческий, арабский – запросто. Двадцать первый век, батюшка, век высоких технологий… Слушайте, а не съездить ли нам с вами вместе? Давайте неделю в Грецию, а потом – неделю в Италию…
– Так не пойдёт, каша в голове будет. Я всё-таки считаю, вся поездка должка быть посвящена одной стране: либо Греции, либо Италии…
Договорившись, что они ещё обсудят возможную поездку, отец Антоний откланялся и ушёл. Андрей же продолжил о своих поездках:
– Слава Богу, много чего довелось повидать. В Мёртвом море купался, а вот в Иордане пока не довелось.
«Предоставьте себя господу»
С шести утра идёт тихая монастырская служба, очень располагающая к молитве. В храме лишь несколько человек. В монастыре пять священников, и службы они ведут по очереди с понедельника по пятницу, в субботу и воскресенье – вместе. Сегодня службу ведёт иеромонах Матфей (Мартюшев).
Приходит в движение монастырское хозяйство. Трудники отправляются возить сено к телятникам.
Пытаюсь сфотографировать, один из них громко возмущается: «Не снимай, ты нарушаешь мои права!» Ладно, не буду. Правда, какие у него здесь права, кроме права на жизнь и на труд, – непонятно. Остальные права – дома, но там человек жить не смог, оттого и оказался здесь.
Другой трудник, Алексей, не стесняется рассказать о себе, понимает, что шёл не той дорогой. Рассказывает:
– В городе я постоянно пил. Уже понимал, что жизнь пропиваю, но поделать ничего не мог. Рассказали мне про монастырь, приехал сюда, полгода пожил и в мир вернулся. Стал вроде нормальным человеком, но то с одним встречусь, то с другим – начал возвращаться к старому. В июне снова приехал сюда и в город пока не собираюсь. Но ты не думай, это не только изоляция от мира, я и на службы хожу…
Алексей продолжил заниматься своими делами. Я же подошёл к отцу Афанасию.
– Здесь у них другая жизнь, человек чувствует, что не брошен и может приносить пользу, – говорит батюшка. – Правда, бывает и так: живут себе, трудятся вдали от городских соблазнов, а родня приедет парня повидать и привезут тому денег, а он раз и в деревню побежал, в магазин. Как его удержишь? Мы же не будем за решёткой его держать. Винопитие – беда. Случай был. Приехали люди: «Мы из Усть-Кулома, вот мать привезли. Пьёт она безбожно, сделайте с ней что-нибудь, чтобы перестала». У меня глаза округлились от удивления: вот так просьба! И уехали. Я с той женщиной поговорил, вижу – не по своей воле она здесь, а раз так, толку не будет. Уехала. Спустя год дети её снова приехали, на этот раз поделиться радостью: «Мать-то у нас перестала пить, а что пила раньше, так это в нас было дело». Прежде они её от себя отталкивали, мол, зачем нам такая мать. Она от этого ещё больше пила. Стоило детям поменять отношение – и мать изменилась. На что Господь дал нам пятую заповедь? Чтобы мы почитали родителей. На первом месте у нас – Бог, на втором – родители, и мы будем в ответе перед Богом за выполнение заповеди.
Батюшка собирает старые вещи в дальнем помещении гостиницы и погружает на тележку. Накопилось много лишнего, придётся сжечь. В основном это женские вещи.
– Говорим жертвователям: не приносите женские вещи, у нас мужской монастырь, – недоумевает отец Афанасий. – Нет, приносят. Раньше бедствующие жители Ульяново что-то забирали, сейчас перестали. Жизнь, что ли, у них налаживается?
Сейчас он не может делать тяжёлую работу, но то, что комнаты паломников натоплены и убраны, – дело его рук. В феврале батюшке сделали операцию – онкология. А так и не скажешь, настолько он жизнерадостный.
– Я очень легко это воспринял, – говорит, – и благодарен Господу, Божией Матери. А некоторые с похожими диагнозами озлоблены, рассуждают: «Для чего мне это даётся, что я, хуже всех?» Жаль этих людей. В октябре прошлого года у меня было четыре приступа. Положили в больницу. Вижу, врач пытается подбирать слова, чтобы помягче озвучить диагноз. Я ему с улыбкой: «Вы говорите как есть, слава Богу за всё!» Наверное, там думали, что свихнулся батюшка. А я радовался, что через болезнь Господь ко мне обратился. Был готов к худшему, но сделали операцию, и, слава Богу, сейчас всё в порядке. Ни химии, ни облучения не назначили, как часто бывает. Была третья стадия, стала первая. В декабре снова поеду на обследование. Когда ко мне приходят люди с онкологией и делятся горем, я говорю им: «Не расстраивайтесь. Исповедуйтесь, причаститесь и предоставьте себя Господу». Даже благочестивый человек может заболеть – такое ему испытание. Но не роптать нужно, а понимать, что Господь посетил ради нашего блага.
Ещё вспоминает:
– Как-то позвонили из Помоздино: бабушка умирает, приезжайте причастить и пособоровать перед уходом. Думали, кончились бабушкины дни. И вот я соборую, смотрю – бабушка глаза открывает. Ещё немного времени – она уже вместе со мной читает молитву. Дети-внуки увидели – чуть не попадали от удивления.
На кухне тоже кипит работа. Трудники чистят картошку, двое монахов готовят.
Отец Викторин – главный на кухне – очень доброжелательный и улыбчивый человек. Однако от разговора отказался:
– Понимаете, нам нужно уединение, а не получается: паломники, журналисты, разговоры. Я смиренно к этому отношусь, но всё же стараюсь отстраняться. Когда мы читаем жития святых, кажется, что святая жизнь складывается легко. На самом же деле это духовная брань. Так и у нас, и любое общение с миром отталкивает от духовной работы, во всяком случае меня.
Обед в трапезной, короткий отдых – и обитель снова вся в размеренных трудах. Так и протекают монастырские будни.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Чудесное место,прекрасные люди, монахи,живущие там! Бог им в помощь на многая и благая лета!!!