По мотивам прошедшего лета
Лето в этом году выдалось холодным, по крайней мере в Петербурге. Но и малое количество тёплых дней открывает пугающую картину: когда народ сменяет тёплые одежды на открытые футболки и топики, бросается в глаза отсутствие нательных крестиков чуть не у половины православных людей. Точнее, тех, кто сам считает себя православным, а таковых у нас, по данным социологических опросов, 70-85 процентов.
Так было не всегда. В дореволюционной России крестьяне (помните, нам долго рассказывали, какими они были тёмными и необразованными?) нательный крестик не снимали, даже когда ходили в баню. А там ведь жарко, металлический крест нагревается и может обжечь тело. Чтобы этого не случилось, они на время «помывки» заменяли металлический крест на деревянный. В каждой семье были такие специальные «банные» кресты. Может, чего-то умного и не знали эти люди, но сердцем чувствовали, что без креста православный человек не может оставаться ни на минуту.
О смысле Таинства крещения сказал нам Сам Господь: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Дорогу на Небеса проложил нам Иисус Христос, взойдя на Крест и приняв страшную крестную смерть. Принимая крещение, мы обязуемся следовать за Ним, берём на себя каждый свой крест.
Крест ведь символизирует всю нашу земную жизнь. Всех нас подстерегают на жизненном пути какие-то скорби, болезни, невзгоды, даже трагедии. Но разные люди относятся к ним по-разному. Кто-то обижается на судьбу, ропщет на Бога, борется за справедливость, жалуется властям предержащим… Другие же стараются воспринимать все свои жизненные обстоятельства благодушно. Как говорится в молитве Оптинских старцев, «какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твёрдым убеждением, что на всё Твоя святая воля». То есть этими словами человек просит Господа дать силы принять свою скорбь как крест. Принять с верой и смирением и достойно понести.
Православным заповедовано именно такое отношение к своей жизни. Мы верим, что у Бога есть замысел о каждом человеке и что Он лучше нас знает, как нам следует прожить жизнь. Это естественно, ведь Он наш Творец и Создатель. И если Его замысел отличается от наших собственных желаний и планов, то мы согласны отказаться от них и положиться на Божию волю. А ношение нательного крестика делает эти наши намерения зримыми.
А может быть, неслучайно множество наших сограждан нательный крестик не носят? Они, по крайней мере, не пытаются скрыть под внешним символом своё нежелание осваивать духовную жизнь. Это ведь очень трудно – отказаться от представления о том, что ты центр мира и можешь делать всё, что только пожелаешь. Тяжело осознать, что своей собственной жизнью на самом деле распоряжаешься не ты, а Господь…
* * *
И ещё одно наблюдение. Так и норовят в тёплые дни зайти в храм мужчины и женщины в шортах, а дамы ещё и в топиках, прикрывающих максимум бюст. А почему бы и нет? Комфортно на улице, терпимо в транспорте… Можно и в церковь зайти в таком наряде.
Но церковь – это особый мир. Это пограничный пункт между привычным нам материальным миром и миром духовным, в котором каждый человек окажется после физической смерти. Здесь меняется видение мира, здесь другие правила и нормы поведения. Здесь мы постигаем законы Царствия Небесного, чтобы вступить туда как в свой родной дом.
В храм люди приходят, чтобы общаться с Богом. Они сосредоточены на молитве, на внутреннем диалоге. По крайней мере, так должно быть. Взгляд человека устремлён внутрь себя, туда, где происходит эта таинственная Встреча. И вдруг… на глаза попадается полуобнажённая фигура. Всё, молитвенный настрой сбит.
Давайте уважать своего ближнего!
Поэтому в храмах так заведено: соблюдать общепринятые нормы приличий во внешнем облике. Для женщин – покрытая голова, юбка ниже колен и верх, не оголяющий плечи, тем более живот. Для мужчин – длинные брюки и сверху что-то более объёмное, чем майка-алкоголичка.
У нецерковных людей православный дресс-код часто вызывает протест. Но даже если вам не нравится такой стиль одежды, всё равно лучше постараться его соблюдать. Подчиняясь этому регламенту, вы покажете, что готовы принять и другие церковные порядки. Вызывающая, слишком открытая одежда, напротив, будет означать, что вы претендуете на установление собственных правил и в Царствии Божием. А этого, как легко понять, делать не стоит.
На замечания, которые могут сделать вам церковные служащие, реагируйте спокойно. Мысль «я к Богу пришёл, какое право вы имеете меня к Нему не пускать» – мысль неправильная. «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Иак. 4, 6). Начинать свой путь к Богу с проявления самости было бы ошибкой.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий