Да не судимы будете
Сегодня за литургией передо мной стоял человек, который всю службу елозил из стороны в сторону и суетливо поддёргивал сваливавшиеся спортивные штаны. И у меня, на удивление, не возникло оценок типа: «Фу, какой некультурный!», «Как это можно: в храм – и в спортивных штанах?», «На молитве надо спокойно стоять, чтобы не мешать другим». Я просто констатировала мысленно: стоит человек и подтягивает сползающие брюки. Может, и смешно сказать, но от этой мелочи я испытала настоящее счастье. Господи, как же хорошо не сравнивать человека со своими собственными представлениями о том, как «должно быть»!
* * *
«Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9, 27). Суд этот называют Страшным, потому что на нём безвозвратно определится участь человека в Вечности. Обрести единение с Господом безо всякого суда сможет лишь тот, кто в земной жизни не осуждал своих ближних. Подумаем, велика ли для нас вероятность попасть в их число?
Ох, не зря в Евангелии так часто упоминается грех осуждения. Мы осуждаем постоянно. Осуждаем политиков и преступников, олигархов и бомжей, «развратную молодёжь» и «приходских ведьм», случайных попутчиков и телеведущих, продавцов и соседей, родственников и друзей. Тех, кто обидел нас, и тех, кого обидели мы… Необязательно злобно. «Что же эта девочка такую неправильную причёску сделала, ей же не идёт?» – это тоже осуждение. Мы сравниваем её облик с собственным стереотипом, с эталоном нормальной причёски, хранящимся у нас в голове, – а он непременно «самый лучший».
Где же выход? Как нам избавиться от осуждения? Для начала стоит понять, на чём оно основывается.
Мы все разные. Наше «я» определяется множеством разных факторов: наследственностью, воспитанием, здоровьем, погружённостью в культуру, уровнем образования, окружением… У каждого свой темперамент, набор знаний и навыков… Каждый человек, осознаёт он это или нет, считает именно себя мерилом истины и сравнивает всех остальных с собой. Человек, не соответствующий представлениям о порядочности, образованности, воспитанности, красоте, деловитости и пр., вызывает осуждение. Но почему мы решили, что наши представления верны?
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Люди большею частью судят о других по себе. Так, постоянно пьянствующий нелегко поверит, что есть люди, живущие трезво; привязанный к распутным женщинам считает распутными и тех, кто живёт честно; похититель чужого не поверит, что есть люди, которые раздают и своё». Мы видим ближнего через призму собственных страстей, сами не понимая этого. Мы совершенно уверены, что в нас нет тех страстей, за которые мы осуждаем ближних. Старец Иосиф Исихаст говорит: «Кто больше всего любит судить других? Тот, кто не знает самого себя, свои страсти и немощи. Он не видит в себе недостатков, а видит только дарования. Не видит у других дарований, а только недостатки».
Почему мы не можем просто прекратить оценивать других людей, а воспринимать их такими, какие они есть? Потому что сами сравнения и оценки преследуют человека на протяжении всей жизни. Они намертво закреплены в языке сравнительной формой наречий и прилагательных (больше – меньше, быстрее – медленнее). Казалось бы, вполне нравственно нейтральное сравнение школьников по уровню знаний, подкреплённое постановкой оценок, жёстко фиксирует в человеке представление о том, что оценивать нужно всё и всегда. А родительское: «Посмотри на Петю, какой послушный мальчик. А ты?..» Взвешивание мяса в магазине, интерпретация результатов анализа крови – действия, основанные на сравнении с эталоном, нормой.
Сама идея сравнения так глубоко укоренена в природе человека, что отказ от неё кажется невозможным. А сравнивая, как же не судить?
Но природа, естество каждого из нас – это не та природа, которой наделил человека Творец. Грехопадение прародителей Адама и Евы привело к тому, что человеческая природа исказилась. Все мы наследуем падшую, извращённую природу, все мы не соответствуем замыслу Создателя. Грешить для нас естественно, а добродетельное житьё нам не по силам (не возмущайтесь, лучше посчитайте, сколько раз за сегодняшний день вы, например, соврали). Набор «любимых» грехов у каждого человека свой собственный, и это главное отличие одного человека от другого. Мы все как бы осколки зеркала.
Эталон человечности – Богочеловек Иисус Христос. Он обладал во всей полноте неискажённой человеческой природой – той, которую имел Адам до грехопадения. «В Нём нет греха» (1 Ин. 3, 5). Никакого! Вот с Ним и давайте сравнивать. Правда, чтобы составить представление о Господе нашем Иисусе Христе придётся, как минимум, прочитать Евангелие.
Вопрос: кого начнём сравнивать первым? Логично будет начать с себя, ведь именно себя мы знаем лучше, чем кого-либо другого. Что ж, попробуем. В качестве подсказки на первый случай: как у нас с любовью к родным, друзьям, соседям, сослуживцам? С той любовью, которая долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла… (1 Кор. 13, 4-5). Не очень? А ведь Господь заповедовал и Своим примером аргументировал наказ возлюбить ближнего твоего, как самого себя (Мк. 12, 31).
Сколько-нибудь серьёзные размышления приведут любого здравомыслящего человека к пониманию того, что он очень мало похож на Иисуса Христа. А раз так, значит, идеалом человека он не является и истиной в последней инстанции не обладает.
Только вот, понимая это, мы всё равно продолжаем осуждать ближних за то, что они «хуже», чем я сам. Нечестивый судит грешного – у того недостатков больше…
Помоги нам, Господи, не мнить себя эталоном праведности!
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий