Как научиться почитать новомучеников?

Прославление святых, возможно, самое главное дело Церкви. Об этом очень эмоционально заявил недавно секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых прот. Владимир Воробьёв. Это было в конце января на конференции «Прославление и почитание святых. Новомученики и исповедники Церкви Русской и их почитание в России и Зарубежье» в зале церковных соборов Храма Христа Спасителя. Там присутствовали представители нескольких десятков епархий и Русской Православной Церкви Заграницей.

Действительно, сегодня прославлено более 1700 новомучеников. Вот только есть ли в православном сообществе достойное их почитание? Очень часто оно слабо и формально. Как научиться почитать новомучеников, соделать почитание живым и естественным?

 

«2017-й – год молитвенного стояния…»

«Необходимо понимать, что далеко не всем нравится то, что мы делаем, – считает настоятель храма Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в Бутове, член Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Кирилл Каледа. – Именно поэтому 2017 год для нас должен стать годом молитвенного стояния, серьёзного духовного делания. Одним из важнейших событий этого года должен стать путешествие по всем епархиям Русской Церкви ковчега с мощами новомучеников».

Отец Кирилл напомнил, что в 2015 году Правительство России утвердило концепцию по увековечиванию памяти жертв политических репрессий.

«Россия не может в полной мере стать правовым государством и занять ведущую роль в мировом сообществе, не увековечив память многих миллионов своих граждан, ставших жертвами политических репрессий», – говорится в этом документе. И далее важнейший тезис: «Помимо колоссальных потерь, понесённых в период Гражданской и Великой Отечественной войн, Россия пережила целый ряд иных трагедий, в числе которых гонения на представителей религиозных конфессий».

Дальше речь идёт об эмиграции, коллективизации и связанном с ней голодом, массовых репрессиях. Но всё-таки первыми стоят религиозные гонения, и в первую речь – пусть и по умолчанию – идёт о гонениях против Русской Православной Церкви.

В концепции чётко говорится: «Недопустимыми являются продолжающиеся попытки оправдать репрессии особенностями времени или вообще отрицать их как факт нашей истории». И подчёркивается необходимость «формирования принципов деятельного патриотизма в партнёрстве с религиозными и другими общественными объединениями».

– О чём это свидетельствует? Что государство понимает проблему и предлагает обществу совместно работать в этом важном деле, – обратил внимание собравшихся отец Кирилл. – А потому со своей стороны мы с полным правом можем руководствоваться этой принятой на самом высоком уровне концепцией при взаимодействии с властями. Итак, первое (не по значимости, а по очевидности) – мы должны использовать возможности сотрудничества с властями в просвещении наших соотечественников о подвиге новомучеников.

 

Услышать и запомнить живые голоса

– Сегодня наши оппоненты утверждают: Церковь Русская жила в ХХ веке хорошо, а новомученики – это некий частный факт по принципу «лес рубят – щепки летят». Что противопоставить этому? – задаётся вопросом Игорь Гарькавый, директор Мемориального центра «Бутово», член Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников. – Прежде всего, живой голос людей, переживших гонения. Замечательно, что за 15-20 лет вышли серьёзные монографии, публикуются архивные документы. Но особенно важно услышать голоса реальных свидетелей эпохи. В последние десятилетия скептическое отношение к устной истории, к воспоминаниям постепенно исчезает. А в церковной традиции для устной истории, для воспоминаний есть очень точное слово – «предание». Да, тех, кто помнил 1930-е, мы уже проводили в мир иной. Людей, которые помнят 1940-е годы, ещё застать можно. Но сейчас, я считаю, нужно сделать упор на общение со свидетелями 1950–60-х годов – времён хрущёвских гонений. Вот эти люди ещё живы. И мы должны их успеть записать.

С этой целью Мемориальный центр решил создать портал «Русская Церковь в советское время», где будут собраны воспоминания людей об истории нашей Церкви и страны.

 

Забота о местах упокоения

Поименованных захоронений новомучеников известно не так много – только 60 из 1700 прославленных. Поэтому так важно искать и находить места расстрелов и упокоения подвижников, ухаживать за ними.

В газете «Вера» («Вятские воины», № 566, июнь 2008 г.) я уже писал о первых новомучениках Вятской земли: протоиерее Павле Дернове (1870–1918), священнике города Елабуги (в то время Елабуга входила в состав Вятской епархии) и его трёх сыновьях – Борисе, Григории, Семёне, зверски убитых отрядом красногвардейцев 27 февраля 1918 года. Об отце Павле Святейший Патриарх Тихон молился на литургии 31 марта/13 апреля 1918 г. в память всех за веру и Церковь Православную убиенных.

Именно в Вятке (Кирове) в 2008 году впервые прошли мероприятия, посвящённые Дерновым, в которых приняла участие и внучка о. Павла Анна Сергеевна Филиппова.

За прошедшие годы имена Дерновых постепенно стали возвращаться в жизнь как Вятской, так и Татарстанской митрополий. В Елабуге на местном кладбище был открыт памятный знак, посвящённый семье мучеников.

Протоиерей Павел Дернов в бытность студентом Казанской духовной академии

Протопресвитер Александр Дернов (фотография 1915 г.)

К слову сказать, благодаря возобновлению памяти о новомучениках начали общаться между собой потомки рода Дерновых, которые живут в разных регионах нашей страны и ближнем зарубежье. Одним из реальных дел этого воссоединения семьи стало восстановление на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга усыпальницы протопресвитера придворного духовенства Александра Дернова. Отец Александр (1857–1923), старший брат о. Павла, член Синода в 1915–1917 годах, был другом праведного Иоанна Кронштадтского и, будучи настоятелем Петропавловского собора, стал инициатором сбора свидетельств исцелений на гробнице императора Павла I. В 2011 году упавшее после урагана дерево повредило семейное захоронение Дерновых. Благодаря участию многих неравнодушных людей и, конечно, потомков Дерновых осенью 2016 года захоронение удалось восстановить.

 

«Последний портрет»

– Когда мы открыли в Екатеринбурге Музей святости и исповедничества на Урале в ХХ веке, – рассказывает Оксана Иванова, автор основной экспозиции музея, – то столкнулись с тем, что для большинства людей образ новомучеников был непонятен. Кроме того, многие, даже те, кто сочувствовал нашему делу, не знали, как можно проявить свою солидарность и заинтересованность. Ведь традиционная музейная экспозиция предполагает пассивное восприятие темы. Даже специалисты признают, что «достучаться» с её помощью – особенно до молодёжи – сегодня очень сложно. Поэтому мы решили провести выставку-акцию «Последний портрет». Это фотографии из следственных дел мучеников и исповедников Урала. Мы решили разместить их на 12-м километре Московского тракта, где расстреливали и хоронили людей – в общей сложности там похоронено 20 тысяч человек. Мы увеличили фотографии, сделали их из влагоустойчивого материала, чтобы они могли выдержать любую погоду.

На 12-м километре Московского тракта в Екатеринбурге прошла выставка «Последний портрет» с 50-ю фотографиями репрессированных, сделанными перед расстрелом

– Нас поддержали священники, деятели культуры, политики, – продолжает Оксана Иванова. – Каждый день в социальных сетях мы выкладывали по одной фотографии с подробным рассказом о том, кто на ней изображён. И люди откликнулись, начали нам помогать, собирать средства. К акции присоединились не только жители нашей области, но и из Якутии, Тюмени, Перми, даже из США. Чтобы расширить число участников, мы включили в скорбную экспозицию не только портреты наших уральских новомучеников, но и расстрелянных деятелей культуры, представителей других конфессий. Важно и то, что во время работы архивисты передали нам фотографии православных священнослужителей, которых у нас не было. Многие, кто побывал на самой акции на 12-м километре, говорили, что она произвела на них сильнейшее впечатление…

Труды потомков новомучеников

– В базе данных Саратовской епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия 1334 человека, репрессированных по церковным делам, – сообщил секретарь комиссии иерей Максим Плякин. – Когда было установлено празднование Всем святым, в земле Саратовской просиявшим, с самого начала оно проходило в два дня. В воскресный день служим в честь прославленных святых. Но накануне, в субботу, обязательно совершается соборная панихида духовенства по всем пострадавшим в годину гонений.

В сентябре 2011 года совместно с музеями и архивами была организована выставка «Гонения на Русскую Православную Церковь в Сартовском крае в ХХ веке», которая стала передвижной и побывала во многих районах нашей области. Затем был издан альбом, куда вошли материалы, которые не были включены в экспозицию. В создании выставки и издании альбома нам помогли потомки репрессированных. Они сами предложили создать общество «Возрождение», куда вошли потомки репрессированного духовенства. Конференция этого общества стала в Саратове одним из обязательных мероприятий наших ежегодных памятных дней. На этой конференции члены общества рассказывают, что им удалось сделать за год. Учитывая, что они изучают не просто историю храма или жизнь священника, но, по сути, историю своих родов, они делают эту работу качественно, добросовестно, находят очень интересные сведения. Их деятельность, бесспорно, реальная помощь епархиальной комиссии по канонизации.

 

Скрижали памяти

В Екатеринбурге мне довелось увидеть одну из выставок, посвящённых новомученикам: «Опыт духовного сопротивления на Урале и Русском Севере в XX веке». Часть экспонатов посетители могли подержать в руках. Такие выставки необходимы, только нужно, во-первых, насыщать экспозиции местным материалом, во-вторых, продумывать работу с посетителями, для которых, как говорилось выше, эта тема нередко далека (если не чужда).

И ещё. Есть интересный опыт установки различных памятных знаков, посвящённых новомученикам. Например, «скрижалей». Что это такое? Эти информационные знаки в форме креста возле храмов, где служили пострадавшие за веру священнослужители и миряне. Такие скрижали в разных формах уже установлены в ряде регионов (например, в Пензе и Саратове, причём местные архиереи активно участвовали в этом благом деле). Вот для примера надпись на «скрижали», которая размещена в Саратове на Свято-Троицком кафедральном соборе:

«В Свято-Троицком соборе служили: с 1901 по 1911 год священномученик епископ Саратовский и Царицынский Гермоген (Долганёв), убитый воинствующими безбожниками 16/29 июня 1918 года и прославленный в лике святых в 2000 году; с 1927 по 1928 год – священномученик архиепископ Саратовский и Петровский Фаддей (Успенский), казнённый 18/31 декабря 1937 года и прославленный в лике святых в 1997 году».

Что и говорить, пример, достойный подражания.

Артемий Маркелов, кандидат исторических наук (г. Вятка)

 ← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий