День Святой Троицы

Это не анекдот, честное слово. Сама неоднократно слышала на огласительных беседах такой ответ на вопрос о Святой Троице: «Это Иисус Христос, Богородица Мария и Николай Угодник». Навеян этот ответ, скорее сего, «автомобильными» иконами. Получается, что иконы эти – основной источник знаний о вере для многих людей, считающих себя православными. Давайте всё же попробуем обратиться к более надёжным источникам.

Роспись на потолке алтаря домовой церкви митрополичьих Палат Московского подворья Свято-Троице-Сергиевой Лавры (kanon-tradition-ru)

Наш Бог – Пресвятая Троица. Он един по природе и троичен в Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Каждое из трёх Его Лиц (ипостасей) обладает всей полнотой Божественной природы. Исповедание этого догмата отличает христиан от представителей других религий, не знающих поразительной, непостижимой обычным рассудком тайны Триипостасного Бога.

Но Сам Господь открыл нам эту истину. Для чего?

В человечестве, как и в Боге-Троице, тоже есть единая сущность (наша человеческая природа, естество) и множество личностей (персон, конкретных людей).

Но в отличие от Бога-Троицы каждый человек обладает лишь частицей человеческой природы. Мы делимся на мужчин и женщин, на интровертов и экстравертов, на холериков и меланхоликов, имеем собственный набор черт характера… Мы все – разные. И это прекрасно. Но в то же время все мы ущербны в своей неполноте. Мы приватизировали каждый свой «кусочек» природы и считаем, что эта часть и есть Человек – тот, который с большой буквы. И эту свою индивидуальность, своё отличие от других мы воспринимаем как своё «Я» и очень высоко ценим.

Конфликты самых различных уровней – от межгосударственных войн до кухонных склок – часто основаны на том, что каждая сторона считает себя, и только себя, носителем «истинной человечности».

Самостоятельно восстановить полноту своей природы человек не мог. И тогда пришёл на землю Бог Сын, Иисус Христос. Он открыл нам путь в Царствие Небесное, показав внутреннее бытие Бога – единство во множестве: во время Крещения Иисуса Христа глас Бога Отца с неба повелел слушать Его, а Дух Святой в виде голубя сошёл на Него. Это было одно из величайших явлений Триединого Бога.

Каким же путём воплотить человеку это «единство во множественности»? Нужно увидеть своё несовершенство, перестать мнить себя «центром мироздания». Прекратить считать своё «Я» мерилом всего окружающего, других людей, их поступков… И тогда в человеке начинает действовать Бог, восполняя его ущербность. Господь говорит в Евангелии: «Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сём сохранит её в жизнь вечную» (Ин. 12, 25). Отказаться от себя-частичного, чтобы приобрести себя-целостного. Вроде «выгодная сделка»? Однако… страшно! Страшно потерять себя.

Но вспомним о Пресвятой Троице. Её Ипостаси остаются личностными, обладая всей полнотой Божественной сущности. А мы – образ и подобие Божие, так что нашему «Я» ничего не угрожает. Наоборот, «Я» будет духовно возрастать по мере отказа от возвеличивания «своего» кусочка природы.

О том, что для Бога ценно наше человеческое «Я», говорит и сошествие Духа Святого на апостолов в Сионской горнице в Иерусалиме (Деян. 2, 1-4). На 50-й день после Пасхи, когда Бог Дух Святой почил на каждом из них в виде как бы разделяющихся языков огня. Не попалил всех огнём, а каждому дал Свою особенную частицу. А вместе с ним каждому даровал особую благодать священства, которая передаётся с тех пор через века священникам в Таинстве рукоположения.

Этот день, когда учение Иисуса Христа о Триедином Боге достигло совершенной ясности и полноты, называют днём Святой Троицы – Пятидесятницы. День Святой Троицы считается днём рождения Христианской Церкви.

Людей, сумевших приблизиться к восстановлению в себе самих полноты человеческой природы, не так много в истории человечества. Это православные святые, которые молитвой и аскетическим деланием стяжали особую Божию благодать. Все они чем-то неуловимым похожи друг на друга, и одновременно они очень разные.

Но и не имеющим столь высоких духовных талантов открыт путь к духовному совершенству. Это путь церковной соборности. Церковь – Тело Христово, и, участвуя в церковной молитве и таинствах, мы соединяемся с полной, не частичной, человеческой природой Господа нашего Иисуса Христа. Здесь Бог Отец исполняет молитвенную просьбу Бога Сына о людях: «Да будут едины, якоже и Мы» (Ин. 17, 11). Именно в Церкви человеческие личности становятся как бы единосущны по подобию Лиц Пресвятой Троицы. Мы соделываемся тем Человеком, ради спасения которого и пришёл на землю Бог.

С давних пор существует благочестивый обычай украшать в день Троицы храмы и дома зеленью – ветками берёз, цветами. Троицкая зелень символизирует нашу душу, которая расцветает оттого, что к ней прикоснулась благодать Святаго Духа. Зелень свежа только тогда, когда растёт на дереве, лозе; оторвёшь – погибает. Так и человек спасается, только если он призывает Духа Святаго: «Прииди и вселися в ны…» – призывает и в день праздника Пресвятой Троицы, и во все дни своей земной жизни.

В. Фирсов. «Явление Святой Троицы преподобному Сергию Радонежскому» (stihi.ru)

 ← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий