День Святой Троицы
Это не анекдот, честное слово. Сама неоднократно слышала на огласительных беседах такой ответ на вопрос о Святой Троице: «Это Иисус Христос, Богородица Мария и Николай Угодник». Навеян этот ответ, скорее сего, «автомобильными» иконами. Получается, что иконы эти – основной источник знаний о вере для многих людей, считающих себя православными. Давайте всё же попробуем обратиться к более надёжным источникам.

Роспись на потолке алтаря домовой церкви митрополичьих Палат Московского подворья Свято-Троице-Сергиевой Лавры (kanon-tradition-ru)
Наш Бог – Пресвятая Троица. Он един по природе и троичен в Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Каждое из трёх Его Лиц (ипостасей) обладает всей полнотой Божественной природы. Исповедание этого догмата отличает христиан от представителей других религий, не знающих поразительной, непостижимой обычным рассудком тайны Триипостасного Бога.
Но Сам Господь открыл нам эту истину. Для чего?
В человечестве, как и в Боге-Троице, тоже есть единая сущность (наша человеческая природа, естество) и множество личностей (персон, конкретных людей).
Но в отличие от Бога-Троицы каждый человек обладает лишь частицей человеческой природы. Мы делимся на мужчин и женщин, на интровертов и экстравертов, на холериков и меланхоликов, имеем собственный набор черт характера… Мы все – разные. И это прекрасно. Но в то же время все мы ущербны в своей неполноте. Мы приватизировали каждый свой «кусочек» природы и считаем, что эта часть и есть Человек – тот, который с большой буквы. И эту свою индивидуальность, своё отличие от других мы воспринимаем как своё «Я» и очень высоко ценим.
Конфликты самых различных уровней – от межгосударственных войн до кухонных склок – часто основаны на том, что каждая сторона считает себя, и только себя, носителем «истинной человечности».
Самостоятельно восстановить полноту своей природы человек не мог. И тогда пришёл на землю Бог Сын, Иисус Христос. Он открыл нам путь в Царствие Небесное, показав внутреннее бытие Бога – единство во множестве: во время Крещения Иисуса Христа глас Бога Отца с неба повелел слушать Его, а Дух Святой в виде голубя сошёл на Него. Это было одно из величайших явлений Триединого Бога.
Каким же путём воплотить человеку это «единство во множественности»? Нужно увидеть своё несовершенство, перестать мнить себя «центром мироздания». Прекратить считать своё «Я» мерилом всего окружающего, других людей, их поступков… И тогда в человеке начинает действовать Бог, восполняя его ущербность. Господь говорит в Евангелии: «Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сём сохранит её в жизнь вечную» (Ин. 12, 25). Отказаться от себя-частичного, чтобы приобрести себя-целостного. Вроде «выгодная сделка»? Однако… страшно! Страшно потерять себя.
Но вспомним о Пресвятой Троице. Её Ипостаси остаются личностными, обладая всей полнотой Божественной сущности. А мы – образ и подобие Божие, так что нашему «Я» ничего не угрожает. Наоборот, «Я» будет духовно возрастать по мере отказа от возвеличивания «своего» кусочка природы.
О том, что для Бога ценно наше человеческое «Я», говорит и сошествие Духа Святого на апостолов в Сионской горнице в Иерусалиме (Деян. 2, 1-4). На 50-й день после Пасхи, когда Бог Дух Святой почил на каждом из них в виде как бы разделяющихся языков огня. Не попалил всех огнём, а каждому дал Свою особенную частицу. А вместе с ним каждому даровал особую благодать священства, которая передаётся с тех пор через века священникам в Таинстве рукоположения.
Этот день, когда учение Иисуса Христа о Триедином Боге достигло совершенной ясности и полноты, называют днём Святой Троицы – Пятидесятницы. День Святой Троицы считается днём рождения Христианской Церкви.
Людей, сумевших приблизиться к восстановлению в себе самих полноты человеческой природы, не так много в истории человечества. Это православные святые, которые молитвой и аскетическим деланием стяжали особую Божию благодать. Все они чем-то неуловимым похожи друг на друга, и одновременно они очень разные.
Но и не имеющим столь высоких духовных талантов открыт путь к духовному совершенству. Это путь церковной соборности. Церковь – Тело Христово, и, участвуя в церковной молитве и таинствах, мы соединяемся с полной, не частичной, человеческой природой Господа нашего Иисуса Христа. Здесь Бог Отец исполняет молитвенную просьбу Бога Сына о людях: «Да будут едины, якоже и Мы» (Ин. 17, 11). Именно в Церкви человеческие личности становятся как бы единосущны по подобию Лиц Пресвятой Троицы. Мы соделываемся тем Человеком, ради спасения которого и пришёл на землю Бог.
С давних пор существует благочестивый обычай украшать в день Троицы храмы и дома зеленью – ветками берёз, цветами. Троицкая зелень символизирует нашу душу, которая расцветает оттого, что к ней прикоснулась благодать Святаго Духа. Зелень свежа только тогда, когда растёт на дереве, лозе; оторвёшь – погибает. Так и человек спасается, только если он призывает Духа Святаго: «Прииди и вселися в ны…» – призывает и в день праздника Пресвятой Троицы, и во все дни своей земной жизни.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Уважаемую редакцию и всех читателей православной газеты “Вера” поздравляю с праздником Святой Живоначальной Троицы! Хочу пожелать всем Вам здравия и благополучия!
____________
Икона преподобного Андрея Рублёва, классический иконописный образ Святой и Живоначальной Троицы.
На светлом (изначально золотом) фоне изображены три ангела, сидящие вокруг стола, на котором стоит чаша. Средний ангел возвышается над остальными, за его спиной изображено древо, за правым ангелом – гора, за левым – палаты. Головы ангелов склонены в молчаливой беседе. Их лики похожи – будто изображён один и тот же лик в трёх вариантах. Вся композиция вписана в систему концентрических кругов, которые можно провести по нимбам, по абрисам крыльев, и все эти круги сходятся в эпицентр иконы, где изображена чаша, а в чаше – голова тельца. Перед нами не просто трапеза, но евхаристическая трапеза, в которой совершается искупительная жертва. Средний ангел благословляет чашу, сидящий одесную его принимает её, ангел, расположенный по левую руку от среднего, словно подвигает эту чашу тому, кто напротив него.
Средний ангел изображён выше двух других; естественно предположить, что он символизирует Отца, как источник бытия, на что указывает и древо, расположенное за спиной среднего ангела. Это и дуб Мамврийский, под которым Авраам приготовил трапезу путникам (Быт. 18, 1), и древо жизни, которое насадил Бог посреди рая (Быт. 2, 9) Одесную Бога Отца сидит Сын. Об этом в Библии говорится неоднократно: «сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня» (Пс. 109, 1) или «вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы» (Мк. 14, 62). Одежды второго ангела подтверждают такое толкование: телесного цвета гиматий (верхняя одежда в виде прямоугольного шерстяного куска ткани. – Ред.) прикрывает небесного цвета хитон, так как плотью человеческой Христос, сойдя на землю, прикрыл Своё Божество. Его жест означает приятие той чаши, которую благословляет Отец, это жест полного послушания воле Отца. За его спиной возвышаются палаты – это символ божественного домостроительства. Христос – краеугольный камень. Он созидает Свою Церковь, которая есть Его Тело.
Напротив второго ангела сидит третий, который облачён в одежды синего и зелёного цвета. Это третье лицо Св. Троицы – Святой Дух. Зелёный цвет в иконописной символике означает вечную жизнь, это цвет надежды, духовного пробуждения. Линия его склонённой головы повторяет линию склонённой головы среднего ангела. Дух вторит Отцу, ибо Он от Отца исходит. Жест его руки словно способствует скорейшему принятию решения: Дух вдохновляет, освящает и утешает. За спиной третьего ангела изображена гора – это не просто элемент иконописного пейзажа, а гора духовного восхождения.
Композиция рублёвской иконы строится на принципе круга, и мысль человека, созерцающего этот образ, также движется по кругу, вернее, не в силах выйти за пределы круга. И мы вновь приходим от постижения неслиянности – к нераздельности Ипостасей Святой Троицы, к тайне Их единосущности.
Подножия престолов, на которых покоятся ноги ангелов, обутые в готовность благовествовать мир (Еф. 6, 15), образуют линии, точка схода которых расположена вне пределов плоскости иконы, там, где расположен зритель. Точнее, в его сердце, ибо сердце, а не разум – источник созерцания Бога, инструмент Его познания и главный орган общения с Ним. Именно этому учит любая икона, а тем более рублёвская «Троица». Образ Святой Троицы есть прежде всего образ единства – образ, данный, чтобы нас исцелять. Спаситель молился накануне Своих страстей: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и я в Тебе, так и они да будут в нас едино, да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17, 21). Не случайно образ Святой Троицы преподобный Сергий созерцал всю жизнь – этот образ дан для России на все времена для её преображения и духовного возрождения, уча воззрением на святую Троицу побеждать ненавистную рознь мира сего.
Дважды за всю историю человечества открывался Троичный Бог телесному человеческому взору – первый раз святому Аврааму у Мамврийского дуба, знаменуя великое милосердие Божие к роду человеческому; второй раз – на русской земле святому преподобному Александру Свирскому.
В 1508 году, на 23-м году пребывания преподобного в заповеданном месте, ему было божественное явление такой силы, что нельзя было сравнить его ни с какими другими восхищениями его духа — явление Живоначальной Троицы.
Преподобный ночью молился в своей монашеской пустыни. Вдруг воссиял сильный свет, и преподобный увидел вошедших к нему Трех Мужей, облаченных в светлые, белые одежды. Освященные Небесной славой, Они сияли чистотой, ярче солнца. Каждый из них держал в Своей руке жезл. Преподобный пал в страхе, а, придя в себя, поклонился до земли. Подняв его за руку, Мужи сказали: «Уповай, блаженне, и не бойся». Преподобный получил повеление построить церковь и устроить обитель. Он снова пал на колени, взывая о своем недостоинстве, но Господь восставил его и повелел исполнить указанное. Преподобный спросил, во имя кого должна быть церковь. Господь же сказал: «Возлюбленный, как видишь Говорящего с тобою в Трех Лицах, так и созижди церковь во Имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы. Я оставляю тебе мир и мир Мой подам тебе». И тотчас преподобный Александр увидел Господа с простертыми крылами, словно по земле ходящего, и Он стал невидим.
—
В истории Русской Православной Церкви это Божественное нисхождение известно как единственное. На месте явления Бога-Троицы впоследствии была построена часовня, и до наших дней на этом месте содрогается душа человеческая, помышляя о близости Божией к людям Своим.
После явления Святой Троицы преподобный стал думать, где строить церковь. Ему явился Ангел Божий и указал место. В том же году была построена деревянная церковь Живоначальной Троицы (в 1526 году на ее месте воздвигнута каменная).
—
В настоящее время Свято-Троицкий Александро-Свирский мужской монастырь находится в деревне Старая Слобода в Лодейнопольском районе Ленинградской области. Монастырь является известным местом паломничества, так как там хранятся нетленные мощи святого преподобного Александра Свирского.