Чудесный улов
30 апреля Церковь празднует память преподобного Зосимы, игумена Соловецкого
В старину пели на Поморском Севере красивую протяжную песню:
Не было ветру – ох, не было горя,
Было спокойное Белое море.
Ветры холодные дунули,
Подняли волны огромные.
Ой ты, море, море ты моё,
Ох, чёрные глыбы…
Мечутся чайки, да прячутся рыбы.
Но моряки настоящие
В море уходят штормящее.
Опасно на море, даже когда корабль современный, надёжный. Не зря говорят: «Кто на море не бывал, тот Богу не маливался». А в прежние века, когда шторм мог в одночасье смять деревянное судёнышко, как щепку, на кого ещё надеяться было, как не на Бога!
В житиях Зосимы и Савватия Соловецких, что были составлены в начале XVI века, со слов мореходов записаны были девять чудес, случившихся на море. Вот некоторые из них.
Четверо соловецких монахов ловили однажды рыбу на реке Выг, у Золотца. У одного из них, Елисея, было заветное желание: принять великую схиму – «ангельский образ», как тогда говорили. Но он вдруг сильно заболел, и товарищи решили везти его в Суму, где был монастырь. На море они попали в шторм. Ветром порвало парус, сломало руль, и братья были в большом унынии, потому что не знали, что с ними теперь будет. Только Елисей не унывал: он один видел, что с ними на судне плывёт помощник – преподобный Зосима. Вскоре ветер утих, рыбаки очутились у Сумского пристанища, но с ужасом увидели, что Елисей скончался! Однако спустя некоторое время в мёртвом затеплилась жизнь, он был пострижен в великий ангельский образ и причастился Святых Тайн.
А однажды – дело было зимой – сгорели в Соловецком монастыре Успенская церковь и трапезная со всеми запасами. Было решено отправить нескольких братьев за милостыней в Новгород. Плыли долго, а когда настала ночь, пришлось причалить к одному берегу, хоть место было неудобное. Мореходы были неопытные, а кормщика своего, старого монаха, не слушались. Велел он им вёсла и дрова отнести подальше от воды – оставили около корабля… Кормщик по монашеской привычке не стал им прекословить, лёг со всеми спать. Утром встали – ни вёсел, ни дров, всё волнами отнесло в море. И стали горевать: как теперь согреться, как в море пуститься? Со слезами призывали на помощь Господа Бога, Пречистую Богородицу и преподобных Зосиму и Савватия. И глядь – что за чудо! – дрова и вёсла к берегу плывут, будто гонимые кем-то, и дались в руки. Много чудесного было с ними в том плавании: по небу летели белые птицы (это зимой-то!), а рыбы наловили столько, что корабль едва выдержал.
Преподобные Зосима и неразлучный с ним Савватий и сегодня помогают мореходам, попавшим в беду, а монахи Соловецкой обители, с молитвой опускающие сети в море, никогда не остаются без улова.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий