Окрылённый человек
Во славу Отечества
Дорогие ребята, сегодня «Колокольчик» открывает новую рубрику. Она посвящена нашим соотечественникам, которые своими открытиями и трудом прославили Россию. А первый герой рубрики – русский изобретатель Александр Фёдорович Можайский, имя которого связано с Русским Севером и – навсегда – с небом.
В 12 километрах от Вологды, в селе Можайское, до сих пор стоит красивый деревянный дом в два этажа. Здесь полтора века назад поселился потомственный моряк дворянин А. Ф. Можайский со своей семьёй. За его плечами были тысячи миль морских походов, полных самых невероятных приключений, а теперь пришло время «оседлой» жизни в имении жены. Жили супруги счастливо. Из раскрытых окон дома доносились звуки рояля, детский смех. Но вот почтенный отец семейства вёл себя – как могло показаться со стороны – несколько странно, даже несолидно: то вместе с деревенской ребятнёй без конца гонял голубей, то запускал воздушных змеев. Этими бумажными змеями и какими-то чертежами был завален весь письменный стол в кабинете Александра Фёдоровича. А на Бычихинском холме за селом происходили и вовсе диковинные дела: на огромном воздушном змее летал сам хозяин усадьбы!
Верёвкой змей был привязан к телеге, запряжённой тройкой отменных рысаков, и по команде Можайского возница ударял коней кнутом, кони срывались с места – змей, будто огромный парус, взмывал в воздух, отрывая от земли изобретателя. Так что же изобретал Александр Можайский? Ответ можно прочесть на мемориальной доске этого двухэтажного дома: «Здесь в 1862–1869 годах жил Можайский Александр Фёдорович – создатель первого в мире самолёта». Вот для чего нужны были бесчисленные опыты с голубями и бумажными змеями – исследователь пытался понять, какая сила сможет поднять человека в небо. А «парус», на котором он летал, стал первым планером в мире. Следом были изобретены и испытаны планеры в странах Европы, но наш был первым.
Мечта летать подобно птице жила в народе всегда. И воплощалась не только в сказках о ковре-самолёте. Старинные документы скупо рассказывают о попытках полёта, предпринятых простыми русскими людьми. Например, в 1699 году рязанский стрелец Серов смастерил «крылья из крыльев голубей великие» и пытался на них взлететь. А спустя 30 лет, тоже в Рязанской губернии, один кузнец «сделал крылья из проволоки, надевая их как рукава: на вострых концах надеты были перья…». Правда, все эти попытки подражать птицам были очень наивны. Тогда же, в середине XVIII века, в Рязани (вот неугомонные люди рязанцы!) подьячий по фамилии Крякутный изобрёл воздушный шар. Но его затею никто не оценил. Вот что сообщает исторический документ: Крякутный «сделал как мяч большой, надул дымом поганым и вонючим, от него сделал петлю, сел в неё, и нечистая сила подняла его выше берёзы и после ударила его о колокольню, но он уцепился за верёвку чем звонят и остался тако жив». Думая, что и правда тут дело нечисто, бедного испытателя даже хотели предать лютой смерти, еле он успел уйти из тех мест.
А русский человек упрямо продолжал мечтать о полётах. Не только русский, конечно. В середине XIX века во многих странах пытались придумать свою «летунью» – так тогда называли летательный аппарат. Но слишком слаба была техника того времени. Да и исследования шли по неправильному пути: западные изобретатели считали, что будущий самолёт должен в полёте махать крыльями, как птица. А Можайский утверждал совершенно другое: основой будущего летательного аппарата должно быть неподвижное крыло, наклонённое под некоторым углом к горизонту и получающее тягу от специальных винтов. Этот принцип и был положен в конструкцию самолётов в будущем.
От теории Можайский немедленно перешёл к практике. В 1876 году в Петербурге он уже продемонстрировал почтенной публике полёт небольшой модели самолёта. Заводил её ключиком, и «летунья» плавно отрывалась от стола, летела через весь зал и так же плавно садилась. Но ни рукоплесканья публики, ни поддержка знаменитых учёных (Д. И. Менделеева, например) не помогли изобретателю получить от правительства достаточно денег на постройку самолёта в натуральную величину, и ему пришлось заложить и продать всё своё имущество, вплоть до обручальных колец, чтобы воплотить мечту. Ради благородного дела находились и жертвователи. Самую крупную сумму пожертвовал легендарный генерал Скобелев, посильно помогали даже простые рабочие, трудившиеся на строительстве. И в конце концов аэроплан был построен!
20 июня 1882 года (на 26 лет раньше инженеров Райт, которые считаются пионерами авиации) в Красном селе под Петербургом состоялся полёт первого в мире самолёта.
Он поднялся в воздух и, пролетев некоторое расстояние по прямой, сел. При посадке аэроплан повредил крыло, но всё же это была настоящая победа! Александр Фёдорович бежал по полю за своим детищем, словно помолодев от счастья.
…В 1890 году его не стало. Один из родоначальников авиации умер в нищете, так и не получив государственной поддержки на строительство более совершенного самолёта. В газетах сообщили о кончине известного моряка, контр-адмирала Можайского, ни строчкой не упомянув его трудов по освоению неба. По-человечески это грустно и несправедливо. Но главное – труды его на благо Отечества не пропали. На основе опытов Можайского русские инженеры-конструкторы создали в 1913 году тяжёлый самолёт «Русский витязь», за ним – мощные военные самолёты «Илья Муромец» и «Святогор». Небо для нас стало открыто. И до сих пор русские мальчишки мастерят модели аэроплана Можайского и мечтают летать.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий