Живой кладезь

– Можно ли христианину есть свинину? В Ветхом Завете написано, что нельзя. Почему Ветхий Завет так отличается от Нового?

– Свинину есть можно. Иерусалимский собор апостолов, описанный в книге Деяний, как раз и рассматривал вопрос, насколько ветхозаветные обрядовые правила являются обязательными для христианина. Собор признал их необязательными. «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (Деян. 15, 28-29). Ветхий Завет был детоводителем ко Христу (Гал. 3, 24), сила закона была не в букве его, а в духе (2 Кор. 3, 6). Предназначение закона было воспитать еврейский народ. Многие постановления закона направлены были на то, чтобы сдержать яростное начало в человеке, через хотя бы малое обуздание научить человека работать над собой и одновременно познавать своё бессилие перед грехом. С приходом Христа на землю Ветхий Завет уступил место Новому, более совершенному. Ветхий готовил человека к Новому.

– Совсем недавно начала соблюдать пост в среду и пятницу. А сейчас очень сильно и серьёзно заболела. Могу ли я до выздоровления отказаться от него?

– Подобного рода вопросы, в принципе, нужно обсуждать с духовником. Но в целом общий подход таков: если из-за болезни организм ослабевает и нуждается в укреплении, то возможно послабление или полная отмена поста. Смотря по тяжести болезни и телесной крепости больного.

– Я года два практически не ем мяса, в результате чего имею низкий гемоглобин в крови и, как следствие, заболевания, связанные с недостатком белка в организме. Нужно восполнять белок, но хотелось бы обойтись без мяса. Говорят, хорошо попринимать спирулину – биологическую добавку из морских водорослей. Можете ли вы поделиться мыслями по этому вопросу?

– Такие аскетические упражнения, как отказ от мяса, самовольно брать на себя нельзя. Если у вас есть на это благословение духовника, тогда у него и проконсультируйтесь, как поступить. Если вы сами взяли на себя такой подвиг, то лучше отказаться от него и есть мясо, когда это разрешает Церковь. Тем более что такой подвиг вредит вашему здоровью. Все святые отцы говорят, что самовольные подвиги – прямой путь к гордости и самомнению.

– Я, к примеру, съела яйцо в пост. Неужели я нарушила пост и нет смысла поститься дальше?

– Мысль о том, что раз уж пост однажды нарушен, то больше нет смысла соблюдать его, – неверна. С такой логикой можно решить, что, согрешив однажды, нет смысла более бороться с грехом, допустив греховную мысль, нет смысла более бороться с греховными помыслами. Если вам по какой-либо причине случится нарушить пост, нужно каяться в своей слабости и продолжать поститься. Ведь смысл поста – не в максимально точном исполнении Устава, а в стяжании Святого Духа. Церковный Устав поста – это веками выверенное средство (ещё раз можно подчеркнуть – СРЕДСТВО) для стяжания Святого Духа. Поэтому, даже если случилось оступиться, нужно снова подняться и стремиться жить с Богом.

– Моя сестра и её муж окрестили своего младенца, но после этого не предлагали угощения, т. е. не делали праздничного стола. А недавно я прочитала, что всегда угощают. Как теперь нам быть и как правильно сделать? И вообще, когда священника приглашают домой, всегда принято делать стол с угощениями?

– Совсем не обязательно «накрывать поляну» для священника. Если это друг вашей семьи и у вас с ним дружеские и доверительные отношения, то, конечно, можно было в качестве дружеского жеста угостить батюшку в честь крещения вашего младенца. Обычно за стол дома садятся близкие родственники (конечно же, не допьяна), а священнику просто дают пожертвование на храм после совершения Таинства крещения, о чём договариваются с ним заранее.

– Моему ребёнку скоро исполнится два годика. День рождения приходится на пост. Сама я соблюдаю пост, муж мой – нет. Я готовлю ему скоромные блюда. Как мне накрывать праздничный стол, если практически все приглашённые гости, кроме меня и моей мамы, не постятся? В принципе, я морально готова накрыть стол из постных блюд и не принять во внимание, что обо мне подумают. Но будет ли это правильно? Я сама раньше дала обет Богу всегда соблюдать посты, и речь о том, чтобы я ела скоромные блюда, не идёт.

– Насильно мил не будешь. Мы не можем заставить других поститься. Это их выбор. И не нам судить их за такой выбор. «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силён Бог восставить его» (Рим. 14, 4). На мой взгляд (отнеситесь к этому как к совету), вам стоит накрыть непостный стол. Сами ешьте постное, стараясь не привлекать к этому внимания. Окажите любовь вашим гостям, снизойдите к их немощам.

– Сейчас на некоторых продуктах питания появился знак, на котором написано, что он кошерный. Что это значит и можно ли эти продукты употреблять православным?

– Кошерной называется та еда, которая разрешена для употребления соблюдающим все еврейские законы и обычаи иудеям. Некоторые пищевые запреты, которыми руководствуются евреи, можно найти в Ветхом Завете. Но в целом пищевая регламентация по сравнению с ветхозаветными временами у них значительно усложнилась. Если Ветхий Завет запрещал варить мясо в молоке (Исх. 23, 19), то ныне раввины запрещают любое совмещение мяса и молочных продуктов. Например, бутерброд с сыром и колбасой по нынешним представлениям иудеев некошерный.

Приведу приблизительный перечень основных пищевых запретов у иудеев.

1. Все животные, у которых нет раздвоенного копыта и которые не жуют жвачку.

2. Хищные животные и птицы.

3. Рыбы и продукты моря, не имеющие чешуи.

4. Насекомые, беспозвоночные, змеи и земноводные.

5. Мясо животных и птиц, не убитых кошерным способом (одним порезом горла, с истечением крови на землю; седалищный нерв должен быть удалён).

6. Мясо животных, которые не были убиты (звучит отвратительно, но есть конкретное запрещение против того, чтобы, например, отрезать у барана ногу и съесть её, а животное оставить в живых).

7. Смесь молочных и мясных продуктов (а также мясные продукты, которые были приготовлены или хранились в «молочной» посуде; и молочные продукты, которые были приготовлены или хранились в «мясной» посуде).

8. Яйца и молоко животных и птиц, которые некошерны по своей природе.

9. Кровь и кровяные продукты, а также мясо, которое не было обескровлено согласно раввинским предписаниям.

10. Внутренний (не подкожный) жир.

11. Непастеризованное вино или виноградный сок, а также оливковое масло, выращенные и приготовленные неевреями (в некоторых ультрарелигиозных сектах – если эти продукты были в контакте с неевреями).

12. Любые продукты, приготовленные евреями в нарушение субботы.

13. Любые продукты, которые были в контакте с некошерными продуктами или с некошерной посудой.

14. Любые продукты, которые были приготовлены или хранились в металлической посуде, сделанной за пределами Израиля и не освящённой в микве.

15. Фрукты, родившиеся первые три года плодоношения.

16. Мясо животных или птиц, которые были больны или ранены до того, как их зарезали.

17. Фрукты и овощи, выращенные в Израиле, с которых не была взята десятина.

18. Злаки, произросшие после 16-го числа месяца Нисана.

Кроме того, в период еврейской Пасхи вступают в силу дополнительные правила кошерности.

Православным есть кошерную еду, в принципе, можно, поскольку кошерность еды означает лишь то, что она соответствует понятиям евреев о позволенной еде. Вспомните слова апостола: «Всё, что продаётся на торгу, ешьте без всякого исследования, для [спокойствия] совести; ибо Господня земля, и что наполняет её» (1 Кор. 10, 25-26). Апостол советует не есть идоложертвенного. Кошерность не означает посвящённости идолам или богам, она означает соответствие еды определённым внешним правилам.

Когда на продуктах размещается знак «Кошер», это значит, что местный раввин освидетельствовал производство этого продукта и нашёл, что состав, способ приготовления и т. п. соответствуют всем правилам иудаизма, а значит, продукт может употребляться иудеями. Тут появляется новый аспект: такие услуги раввинов по освидетельствованию продуктов стоят недёшево. Раздача «сертификатов» кошерности – один из важных источников доходов раввинов. Производители продуктов со знаком «кошер» платят приличные суммы раввинам за возможность разместить на своих товарах этот знак. Вот о чём стоит думать при покупке данных товаров, которые по своей сути для православных не представляют «опасности». Поэтому выбор за вами. Или же действуйте, как вам подскажет духовник.

Отвечал иеродиакон Савва, насельник киевского Свято-Троицкого Ионинского монастыря

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий