Где пел Шаляпин, где куклы танцевали

Казань1

Храм во имя Сошествия Святого Духа, г. Казань

На сцене происходит чудо: куклы оживают. Не помню, сколько лет мне было, когда бабушка повела меня в кукольный театр, какой спектакль тогда шёл, но хорошо запомнилось ощущение сказки, исходившее от кукол, развешанных по стенам фойе Казанского куколь ного театра. А ещё очень удивили необычные стены и потолок зрительного зала – совсем не такие, как в других театрах. Помню, даже спросила у бабушки, почему они такие, но она промолчала… Ответ на этот вопрос я нашла намного позже, когда сама выросла и сводила несколько раз туда своих детей. Оказалось, театр находился в церкви Сошествия Святого Духа. В той церкви, в которой когда-то сын бедного писаря, мальчик Федя, пел на клиросе, зарабатывая первые свои гонорары. Фамилия мальчика была Шаляпин, он жил со своей семьёй в Суконной слободе – ремесленном пригороде Казани.

Изначально церковь принадлежала суконно-мануфактурному производству – даже вход в неё располагался со стороны производственных цехов.

В XIX веке мануфактура перестала существовать и слобода вошла в городскую черту. У церкви построили часовню, гульбище, то есть холод ную галерею, утеплили, сделав частью притвора, вокруг раскинулась площадь, выросли торговые ряды.

Когда-то здесь велась бойкая торговля зерном, фруктами, овощами.

Старожилы рассказывали, что яблоки, например, крестьяне продавали не килограммами, а возами, так что нагруженные ароматным товаром телеги стояли рядами и никто не обращал внимания на бегающих между ними мальчишек, ухватывающих то там, то здесь по паре плодов. В то время проект, по которому была выстроена церковь, считался типовым, но после эпохи богоборчества, когда более двух третей казанских храмов оказались утрачены навсегда, её ценность возросла.

Решение о возвращении храма, построенного почти три века назад, было принято ещё в начале 90-х годов прошлого века, но возникла проблема – некуда было выселить кукольный театр. Только после возведения для него нового здания переезд, наконец, состоялся.

Казань_еще-недавно-храм-выглядел-вот-так

Ещё недавно храм выглядел так

Средства для восстановления храма собирались всенародно, большую помощь оказали государственные и коммерческие организации города.

Освящение храма состоялось 28 декабря 2015 года. После праздничной службы митрополит Казанский и Татарстанский Феофан сказал: «Народ славянский, запомни, ничто не даст тебе процветания, никакие супер современные разработки, если ты надругаешься над верой. Советское государство основывалось на разрушении храмов и благодаря физической силе, казалось, достигло мощи, но сверхдержава рассыпалась в один момент и вся страна развалилась…» Подхожу к нескольким людям, расспрашиваю о восстановленном храме. Пожилая пара прихожан, представившаяся как «бабушка Вера» и «дедушка Ваня», выразили не просто собственное отношение к событию, а всеобщую атмосферу, царящую в тот день в храме.

– Я после тяжёлой операции, – сказала пожилая женщина, – но на душе так легко, такое ликование! Ведь что было раньше здесь? Запустение! А что стало теперь? Такая красота! И это чудо сотворили наши дети – значит, будет жить наша Россия и народ наш будет счастливым!

Подхожу к другим людям.

– Степан Новиков, – представляется один из них, быть может, самый радостный из всех.

Казань_степан-новиков

Архитектор-реставратор Степан Новиков

Ему есть чему радоваться. Оказывается, Степан – автор проекта реставрации храма Сошествия Святого Духа. Я-то думала, что автором должен был быть маститый специалист, а Степану всего 25 лет, институт окончил совсем недавно.

– Во время учёбы, – говорит он, – я подготовил проект по восстановлению православной колокольни. Работа увлекла настолько, что, думая над проектом колокольни, жил в монастырях. В Седмиозерном мужском монастыре, что под Казанью, производил обмеры всех построек, а на Афоне, в Свято-Пантелеимоновом монастыре, предметно изучал каноны православного храмостроения: измерял, анализировал со ставы строительных материалов.

Приходилось участвовать в жизни самого монастыря – посещал службы, таинства. Там и к вере пришёл по-настоящему – понял, что те законы, по которым живут в монастыре, самые правильные. Надо сказать, что никакого диссонанса между внутренним моим состоянием и профессиональной деятельностью при этом не возникло: к этому времени как-то само собою вышло, что я решил посвятить свою жизнь сохранению исторических памятников.

После защиты диплома в 2012 году всё сложилось удачно – те наработки, которые я уже имел, архивная база пригодились и в работе над проектом восстановления церкви Сошествия Святого Духа.

Огромный объём работ был проведён всего за четыре года, что само по себе удивительно, но не для Степана.

– Всё шло быстро, без каких-то сбоев, – рассказывает он, – вовремя находились благотворители. Думаю, надо поблагодарить за это и театр, который сумел сохранить здание в хорошем состоянии. И энергетика детской сказки, которая накапли валась здесь годами, думаю, тоже оказала благотворное влияние на ход работ, но основная помощь шла, конечно, Свыше, и однажды я явственно это почувствовал.

В самом начале, когда нужно было рассчитать размеры колокольни, я делал замеры на чердаке. Кроме голубей, там никого не было, но я вдруг отчётливо услышал колокольный звон. Удивился, ведь в округе нет ни одной церкви. Прислушался внимательнее: сомнений не было – колокольный звон раздавался откуда-то изнутри здания. Тогда я понял, что должен сделать всё, чтобы этот звон зазвучал для всех.


← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий