Как научиться любви

Протоиерей Андрей Ткачёв


ткачев

Здравствуйте, братья и сёстры. Знаете ли вы, что для того, чтобы любить людей, нужно временами, иногда даже часто, от них удаляться?

Это очень важно, чтобы понять, как же научиться, собственно, любви.

Находясь непрестанно среди людей, научиться любить людей трудно. Нужно удаляться для упражнений в любви и возвращаться с накопленными силами, чтобы эту силу любви источать и раздавать. При несоблюдении этого режима могут быть очень печальные последствия.

Есть такое выражение у святого Исаака Сирина: «Хочешь полюбить брата – удались от него. И тогда возгорится в тебе любовь к брату и, увидев лицо его, увидишь лицо ангела». Ну, если упростить, то вы знаете, как любят друг друга, скажем, тёща и зять или свекровь и невестка, когда живут отдельно. Тогда у них хватает ресурса терпения и любви, заботы и внимания друг к другу. Но это когда они приезжают друг к другу. Стоит же им остаться вместе надолго или навсегда под одной крышей, на одной кухне, с одним санузлом и т. д. – как они быстро исчерпывают запас любви. То есть какое-то время они ещё живут в любви, но потом оказывается, что запас любви у них был ограниченным. Только у Бога любовь не имеет конца и начала, она вечна, как Сам Господь, а у людей она имеет свои границы. Люди, как батарейка, отдавшая свою энергию, требуют подзарядки или выбрасываются за ненадобностью.

Но вот ресурс любви отработан, он превратился в озлобленного, уставшего человека. И что делать?

А делать надо вот что. В случае с семьёй можно только советовать по возможности жить отдельно – это, конечно, технически сложно, потому что жильё дорогое и жилищный вопрос весьма испортил несколько поколений наших соотечественников. Но что касается просто отношений с людьми, то надо понимать, что некая удалённость от них рождает любовь. А иногда удалённость от людей является плодом любви. Святой Арсений Великий говорил: «Я всех люблю и всех бегу», – видит Бог, я люблю вас, но не могу быть с вами и с Богом одновременно, но, уйдя от вас, буду молиться о вас.

И это, может быть, даже полезней людям, когда кто-то любит и переживает о них, молится о них, ведь сердечные связи-то – не шутка. Не зря болит сердце у любящего, когда любимый где-нибудь попадает в беду, хоть об этом он не знает – ни из телеграмм, ни из писем или смс. А вот сердце имеет своё знание, свою логику, как говорил Паскаль, которая минует логику ума и нам до конца не понятна. Так вот: чтобы уметь любить, необходимо удаляться от любимых, выстраивать правильные, как бы «режимные» отношения. И потом входить опять-таки в гущу человеческую с накопленными силами, с жаром сердца и с восстановленным духовным здоровьем.

Нам часто говорят, что христианство удаляется от мира, часто устраняется от проблем. В этом есть немало горькой правды. Но в том, что христианство не должно быть до конца растворено в мире, до конца социализировано, тоже есть большая правда. Христианство западного пошиба стремится разменять себя на дела совершенно ощутимые и видимые. Но при этом можно забыть о том, что есть ещё просто идеальный путь – это Бог и ты, и больше никого. Это, собственно, и есть чистое христианство на самом деле.

Когда мы живём в казарме или в лагерном бараке, то любви там нету, братья и сёстры, хотя все и вместе. Все вместе до неприличия. Там невозможно быть одному. Даже выгораживая себе уголок простынкой, всё равно не чувствуешь себя одиноким, потому что ты в улье живёшь, а в улье нет любви.

Даже Господь Иисус Христос показывает нам пример: находясь среди людей, постоянно вращаясь среди них, не имея страстей греховных, то есть внутренних болезней души, Он постоянно, в силу этой святости Своей и чистоты, мучился. Он был Источником исцелений, так что, прикасаясь к Нему, люди могли исцеляться. Он источал из Себя эту силу, эту святость, эту благодать – и Сам мучился, как мучится здоровый человек, находясь в доме умалишённых слишком долгое время, – пришёл на час проведать знакомых, а тебя попросили остаться на ночь. Потому что пребывать здоровому с больными – это наказание.

Господь на земле долго жил среди людей, и именно любовь привела Его на землю – но Он всё равно находил возможность уединяться. И мы читаем о том, что Господь уходил в пустые места и там молился. Отчего? Людей не любит? Любит. Но Он Отца любит. И в одиночестве нуждается. В творческом одиночестве. Потому что личность, братья и сёстры, закаляется в общении, а растёт в одиночестве.

Одиночество и общество – две стороны одной медали, совершенно невозможные друг без друга. Одно другое держит и одно другому помогает. С одной стороны, без общения, без учения, без сложностей межличностных взаимоотношений человек не воспитывается, не вырастает в человека. Он так и будет несмышлёнышем, реальным Маугли, а не сказочным киплинговским Маугли, который разговаривал, был благороден и способен полюбить девушку на пороге юности. Реально маугли, которые воспитывались в джунглях волками или другими животными (такие случаи были в той же Индии), не разговаривали, бегали на четвереньках, выли на луну. Если их люди потом отлавливали и пытались сделать человеками, они оставались асоциальными и быстро умирали. То есть человеку нужно общество. Но человеку нужно и одиночество. Кто не понимает того, что человеку нужна тишина, тот вообще не человек, по-моему, а какой-то странный монстр. Даже уезжая на отдых, ты часто обретаешь какую-то странную реальность: все собрались отдыхать, а вместе с тем все друг другу топчутся по мозгам – музыка, дискотека, какие-то аттракционы, анимация, – точно с ума посходив…

Да, человеку нужна тишина! Чем больше он живёт на свете, тем больше ему нужен звук журчащего ручья. Треск горящего костра. Шёпот листвы. Хоть иногда, я не говорю – каждый вечер. Для психологического здоровья нужно дистанцироваться от общества. Вы попробуйте недельки две-три новостей не смотреть и газет не читать! Конечно, к вам какие-то обрывки фраз в ухо прилетят – будут говорить: «Ты знаешь, тот разбился, а тот подал в отставку…» Но попробуйте намеренно не вникать. С каким же удивлением, с каким чувством внутренней новизны вы вдруг опять посмотрите новости через десять дней! С таким чувством смотрят на болеющую футбольную толпу люди, ничего не понимающие в футболе. Для них это – странное занятие, вызывающее необъяснимый шквал эмоций. На самом деле так оно и есть: странно жить в мире, где футбол занимает такое важное место в сознании людей.

Жизнь в толпе рождает опасную болезнь – недоразвитость личности. Человек, как яйцо, должен быть рождён, а потом «высижен». А если его не «высидеть», не дать ему тепла, тишины и времени, то он так яйцом и останется. Он не станет цыплёнком – он будет яичницей. Так происходит с человеком, который не уединяется от людей, не размышляет в одиночестве, ничего не читает и ни над чем не думает. Я не говорю уж о христианстве – оно вообще не знает себя без подвижничества. Ушёл человек от всех, а потом, побыв один с Богом 10-15 лет, пришёл ко всем. Притом не просто пришёл, а раздаёт то, что накопил. Это правильная схема святости христианской.

А мы с вами просто нуждаемся в духовном здоровье, и для этого нужно перестать заражать друг друга дурными страстями и дурными мыслями. И потому нужно хотя бы немножко уединяться или с природой, или с книгой, а ещё лучше – с Евангелием или молитвенником.

Так что хочешь полюбить ближних – удались от них хоть на немножечко, начни молиться Богу о себе и о них. И потом возгорится в душе любовь к ближнему и, увидав его, ты обрадуешься, как будто увидал лицо ангела. Так говорил Исаак Сирин, и сей святой отец абсолютно прав.

Расшифровка и редактура аудиозаписи – Редакция газеты «Вера»


 Предыдущая публикация     Следующая публикация
Оглавление выпуска

Добавить комментарий