Живой кладезь

ПРАЗДНИК ПРАЗДНИКОВ

– Почему крестный ход в ночь Пасхи идёт против часовой стрелки? Вообще играет ли какую-то роль движение по часовой стрелки или против во время православных обрядов?

– Совершая крестный ход, православные идут навстречу солнцу, так как Спаситель мира Иисус Христос, по определению Церкви, является Солнцем Правды. Мы идём навстречу нашему Господу.

– Почему празднуют Пасху Христову, если праздник Пасхи праздновался ещё до рождения Христа и, естественно, означал не воскресение Христово?

– До рождения Христа существовали ветхозаветные праздники, которые, по слову св. апостола Павла, были лишь тенью будущего, а тело – во Христе (Кол. 2, 17). Они – прообразы новозаветных праздников. Древнееврейская Пасха совершалась в память чудесного избавления из египетского плена (Исх. 12, 1–24). Праздник этот получил название Пасха (евр. «пэсах» – от глагола, означающего «перескочить через что-то, оставить нетронутым»), потому что ангел Господень, поражая первенцев египетских, прошёл мимо домов евреев, у которых косяки и перекладины дверей были помазаны кровью жертвенного агнца.

Наша Пасха – Христос (1 Кор. 5, 7), Который, как Агнец, принёс Себя в Жертву на Кресте за наше искупление и воскрес в третий день. Воскресение – победа над смертью и надежда на будущее общее воскресение. «Я живу, и вы будете жить» (Ин. 14, 19).

– Когда и кем установлен обычай на Пасху печь кулич из квасного теста и готовить творожную пасху? С какого времени христиане начали праздновать Пасху не по закону Моисееву, а по-своему?

– Ветхозаветный пасхальный агнец – прообраз Иисуса Христа, принёсшего Себя на Кресте в Жертву для спасения мира. «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5, 7).

Святые отцы изменили в слове две согласных (вместо phaska сделали pascha). В результате название новозаветной Пасхи приобрело другую этимологию: от греч. глагола pascho – страдать.

Пасха (Воскресение Христово) является первым среди христианских праздников не только по значению, но и по времени. Его торжествовали ученики с самого момента этого величайшего события и заповедали всем верующим. Св. апостолы установили время празднования христианской Пасхи: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина (Апостольские правила. 1, 7).

Обычай готовить к Светлому празднику сладкий сдобный высокий белый хлеб (кулич) и сладкое творожное кушанье в форме четырёхгранной пирамиды (в Требнике это яство названо «млеко огустевшее») возник не ранее XVI века.

– Многие на пасхальное освящение, кроме пасхи и яиц, приносят вино, колбасу и мясо. Можно ли приносить в храм мясные блюда? Есть ли какое-то установление, что должно освящаться?

– В Триоди Цветной и Требнике перед молитвой «во еже благословити сыр и яйца»  написано: «Яйца же и сыр принесённые поставляются в притворе, в церковь же отнюдь не подобает вносить», а перед молитвой «во еже благословити брашна мяс, во святую и великую неделю Пасхи» сказано: «Ведомо же буди и се, яко мяс православнии христиане к церкви не приносят, но в дом ко иерею». Этим указано, что мясо и мясные продукты в притвор или во двор церковный вносить не должно. Всё это священник раньше освящал у себя дома, который был рядом с храмом. Жизнь изменилась. От современных прихожан требуется, чтобы они не вносили мясо в храм или притвор, а ожидали священника в церковной ограде.

Ответы иеромонаха Иова (в миру Шамиля Абильхаировича Гумерова), насельника Сретенского монастыря Москвы, кандидата богословия, кандидата философских наук (Православие.ру)

* * *

– Какие надо читать молитвы в пасхальный период: утренние, вечерние?

– По давней традиции обычные утренние и вечерние молитвы заменяются в Светлую седмицу Пасхальными часами. Все часы – 1-й, 3-й, 6-й, 9-й – совершенно одинаковые и читаются одинаково. Это последование Пасхальных часов содержит основные Пасхальные песнопения. Начинается, конечно, «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», «Воскресение Христово видевше…» трижды поётся, затем поются ипакои, экзапостиларий и так далее. Это последование по времени прочтения гораздо короче, чем обычное утреннее и вечернее правило. Обычные молитвы, которые содержат и покаянного характера молитвы, и другого рода – все заменяются Пасхальными песнопениями, которые выражают нашу радость от этого великого события.

– Можно ли поминать усопших на Страстной неделе и на Светлой седмице?

– По традиции в Церкви не принято совершать панихиды в Страстную и Светлую седмицы. Если человек умирает, то его отпевают особым, Пасхальным, чином, а первое массовое поминовение усопших, которое совершается после Пасхи, – это Радоница: вторник второй недели после Пасхи. Он, строго говоря, не предусмотрен уставом, но тем не менее это традиция, уже давно установившаяся. В эти дни часто посещают кладбища, служат панихиды. Но келейно и вы можете поминать. На литургии, если мы совершаем проскомидию, конечно, мы поминаем и живых, и усопших. Можете и записки подавать, но публичного поминовения в виде служения панихид обычно не принято в это время.

– Можно ли на Светлой седмице читать акафисты, хотя бы келейно? Может быть, только Господа можно славить на этой неделе, а Божию Матерь и святых не положено?

– Действительно, сейчас все наши духовные переживания устремлены к этому главному событию. Поэтому в храмах вы замечаете, что священники на отпустах не поминают чаще всего дневных святых, а произносят праздничный пасхальный отпуст. В службах мы тоже не задействуем память святых, хотя молебен в Святую Пасху если и совершается, то там предусмотрено поминовение святых дня, и тропарь может быть пропет. Такого жёсткого уставного правила, что категорически запрещено поминовение святых в этот период, нет. Но такого рода богослужения, как акафисты и другие, которые посвящены событиям, не связанным с Воскресением, несколько расфокусируют наше духовное внимание. И может быть, действительно в этот период не стоит слишком внимательно исследовать календарь и смотреть, какие там события, а больше погружаться в переживания Пасхальных событий. Ну, если уж такое есть вдохновение большое, то келейно, безусловно, можно и акафист прочитать.

Ответы протоиерея Александра Степанова, настоятеля храма св. вмц. Анастасии Узорешительницы

(радио «Град Петров»)

* * *

– Можно ли приветствовать знакомых неверующих словами «Христос воскресе!» и угощать освящёнными куличами или другими продуктами? Как быть, если не уверен в его вероисповедании?

– С приветствием «Христос воскресе!» можно обращаться и к неверующим людям. Кстати, по Преданию, именно с такими словами обратилась святая Мария Магдалина к римскому императору (который был язычником). Что касается освящённых куличей, яиц, пасхи, то ими можно угостить и неверующих, но только предупредите о том, что эти продукты освящены – возможно, люди другого вероисповедания не смогут (по канонам своей веры) принять ваше угощение. Не обижайтесь на них в таком случае и не настаивайте.

– Нужно ли людям, которые не придерживаются христианской религии, отвечать на приветствие «Христос воскрес!» – «Воистину воскрес!»? Или это нужно делать хотя бы затем, чтобы соблюсти культуру общения с человеком и лишний раз не травмировать его религиозные чувства?

– Конечно, нужно относиться с осторожностью и уважением к вере ближнего. Но тут нет какой-то обязанности, если человек не верит в Воскресение Христово, если он не хочет разделить пасхальную радость верующего, то он может ответить так, как сочтёт нужным. Некоторые отвечают «Воистину воскресе», а другие просто в ответ поздравляют с праздником Пасхи. Но, что бы мы ни думали, Христос воскрес – это факт. С этим фактом я вас поздравляю. Христос воскресе!

Ответил протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель московского храма Всемилостивого Спаса (Православие и мир)


← Предыдущая публикация     Следующая публикация →

Оглавление выпуска

Добавить комментарий