Живой кладезь

– Чем отличается время поста от обычного времени? Я и так стараюсь вести строгую духовную жизнь… как и что менять во время поста?

– Пост – особое время познания собственной немощи и преодоления собственного «я». Почему Церковь выделяет особые постные периоды? Для того чтобы человек мог закрепить достигнутое в это особое время в повседневных реалиях: обстановка поста мобилизует нас. Мы что-то осознаём, встаём на путь борьбы с теми или иными склонностями – эти осознание и борьбу мы вносим из поста в повседневную жизнь. Следующий пост приносит нечто своё. Поэтому и говорят отцы, что посты – это лестница, которая ведёт нас в Небо. Если же у вас есть ощущение, что пост даётся вам легко, посоветуйтесь с духовником или с тем священником, у которого постоянно исповедуетесь: вам помогут понять, что именно не так, в чём причина этой расслабляющей лёгкости. Бывает, что благочестивые упражнения поста даются нам легко в силу естественных склонностей – есть, к примеру, люди, которые не любят мясо или развлечения. Но у каждого из нас есть нечто, что может стать предметом особого попечения в дни поста – несовершенство не снаружи, оно внутри нас, и пост помогает увидеть его.

Иерей Алексий Колосов

– Почему белый хлеб можно в пост? У вас на сайте сказано было. Там же яйца в состав могут входить?– Мой день рождения выпадает на Страстную Субботу, говорят, что отмечать нельзя! Как мне быть?

– Мне кажется, в этом вопросе можно быть несколько попроще. Хлеб есть хлеб. Мы же не покупаем в пост сдобных изделий, только обычные батоны и буханки, а уж что наше государство туда «благословило» положить – на его совести. Да и есть ли там яйца-то, зная опять-таки наше государство? Впрочем, если вас этот вопрос смущает, то спокойствие совести превыше всего, тогда не кушайте. В конце концов, пост должен быть не «химический», а духовный, а это, прежде всего, борьба со страстями, в том числе с гортанобесием. Гораздо хуже, на мой взгляд, употреблять в пост соевые майонез, сметану и прочие подобные продукты – вот тут получаем гортанобесие в чистом виде! Продукт по вкусу как скоромный, а той питательности не имеет, зато услаждает вкус, питает привычку и страсть, но не тело. И получается, что и в пост мы остаёмся при своих страстях.

Игумен Никон (Головко)

– Я хочу соблюдать пост по всем правилам и обычаям для очищения своей души, но у меня проблема, даже вопрос: когда готовлю еду своим родным, если не пробую на вкус, она или пересолена, или недосолена. Что мне делать и есть ли какие-то послабления во время поста?

– Не будет грехом пробовать при готовке, не смущайтесь. А послабления в посте существуют. Например, для кормящих матерей, в путешествиях, при заболеваниях, требующих определённой диеты. О таких особых случаях лучше лично спросить священника на исповеди и поступать, как он благословит. Помоги вам Бог. Хорошего поста!

Иерей Сергий Осипов

– Ни я, ни мой муж не держим Великий пост. Возможно, что я беременна и зачатие выпало на первые дни поста. Скажите, пожалуйста, считается ли это грехом и будут ли в дальнейшем у нас и малыша проблемы? Говорят, что зачатые в пост рождаются больными.

– Мне рассказывали про одного опытного духовника из Петербурга, который не поленился и на основании данных житий некоторых святых вычислил, что они были зачаты постом. Конечно, это вовсе не означает, что зачатие постом обязательно должно привести к рождению святого ребёнка, это лишь показывает, что ничего страшного в этом нет. Зато теперь у вас есть лишний повод поупражняться в воздержании.

Диакон Илия Кокин

– Родители мне не разрешают поститься. Недавно моя бабушка сказала, что самые основные недели поста – это первая и Страстная. Родители предложили мне компромисс: поститься только эти две недели. Можно ли так поступать?

– Да, можно. Но если родители разрешат, можно было бы прибавить и ещё одну недельку – Крестопоклонную.

Игумен Никон (Головко)

– Мой день рождения выпадает на Страстную Субботу, говорят, что отмечать нельзя! Как мне быть?

– Зачем вам отмечать свой день рождения в Великую Субботу? Это строгий пост, когда нельзя есть практически ничего, только строго постную пищу. В этот день в церкви поют «Да молчит всякая плоть человеча», то есть нельзя в этот день справлять день рождения. Это день приготовления к Великому празднику – Святой Пасхи. Мы освящаем куличи, яйца. Самое лучшее – справить ваш день рождение на Пасху, 5 мая. У вас праздник будет вдвойне, и перед Богом не согрешите. В Пасху можно любые продукты. И повеселиться, и в ресторане отметить.

Иеромонах Викторин (Асеев)

– Является ли грехом съесть случайно молочную конфету во время поста? Я пощусь.

– Если мы постимся, то пост должен быть во всём – и в большом, и в малом. Не нужно есть продукты, содержащие непостные компоненты. Кто-то может сказать, что это мелочь, но из мелочей складывается вся наша жизнь. «Будь верен в малом, над многим тебя поставлю», – говорит нам Евангелие. Конечно, ничего страшного, что вы съели скоромную конфету, это не является грехом, тем более что вы её съели случайно. Но всё же вы смотрите за собой, это воспитывает в вас волю. Через соблюдения мелочей душа закаляется. Будете удерживать себя от мелочей в греховном плане – потом и в большем сможете противостоять соблазнам.

Иеромонах Викторин (Асеев)

«НИЩИХ ВСЕГДА ИМЕЕТЕ С СОБОЮ»

Отец Павел Адельгейм

В Великую Среду нынче Церковь будет читать в храмах следующий отрывок из Евангелия:

«Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокажённого, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете» (Мф. 26, 6-11). Мы предлагаем размышления на этот текст священника Павла Адельгейма, размещённые в его дневнике.

Быть нищим означает быть «ни с чем», не иметь ничего. Это не те «нищие духом», которым Христос обещает Царство Небесное за надежду на Промысел Божий. Те обнищали собственным духом, чтобы жить в духе Святом.

Христос называет здесь «нищими» касту отверженных, не имеющих дома, имущества и близких по разным причинам: по несчастью или лени; часто в силу зависимости от своих и чужих пороков. Они одиноки и бесприютны, живут как птицы небесные: не сеют, не жнут, в надежде, что Бог и добрые люди напитают их. Некоторые полагаются на свою ловкость и тянут, что плохо лежит. Общество не может избавиться от этой касты, как невозможно отцепить последний вагон. Христос говорит: «Нищих всегда имеете с собою, Меня же не всегда имеете» (Мф. 26, 11).

В ста метрах от храма Святых Жён Мироносиц в г. Пскове возвышается колокольня. Под ней просторная подворотня. Здесь зимой и летом живут нищие: грязные, заросшие, нетрезвые. Запах тяжёлый, даже в насквозь продуваемой подворотне. Состав нищих обновляется, но подворотня никогда не пустует. У них разная вера, мораль, судьба; только участь общая: ни надежд, ни перспектив впереди.

Зимой ночуют в склепе. Рано утром вылезают, поёживаясь от холода, согреваются выпивкой, приходят погреться в храм. Пока не мешают, их не гонят и терпят запах. Цыганка Вера, невысокая, худая, но крепкая женщина лет пятидесяти, почти совсем глухая. Иногда заходит в храм пьяная, говорит сама с собой, поёт, иногда буянит. Двое мужиков возьмут с двух сторон под руки, выведут, отпустят. Изредка вызовут полицейских. Они тоже выводят за ворота и отпускают. Ничего не изменишь: «нищих всегда имеете с собой».

Бывает, Вера крестится, подходит к помазанию, целует икону, просит благословить. В среде нищих другой образ жизни, мысли и потребностей. Не только милостыня, но сам храм притягивает сердце. Нищие тянутся к храму, бессознательно чувствуя его значимость, и медленно меняются.

Один из нищих, Димитрий, был поэтом. Вёл себя кротко: пил, писал хорошие стихи о Христе и Деве Марии, о любви и целомудрии, выдерживая стихотворный размер и рифму. Димитрий не был графоманом. В его стихах чувствуется поэзия. Он много раз обещал переписать и принести стихи. У меня было желание издать их небольшим тиражом. Внезапно он умер, как и жил, в подворотне, и рукописи пропали. Жаль.

Иногда нищие доставляют существенные хлопоты и неприятности храму. Некоторые воруют, и не знаешь, как объяснить прихожанам, чтобы следили за своими сумками. С одной стороны, нехорошо публично указывать вора. С другой стороны, жалко прихожан – большинство живёт на пенсию. Вором был нищий Х., высокий, худой, с бледным лицом и хищными глазами. Однажды у военного доктора он унёс куртку с документами и деньгами, пока тот молился в храме.

Как-то Х. и мне насолил. После богослужения я вышел. Краем глаза видел, что вор остался в храме один, но не придал этому значения. Вернулся в храм через пять минут. Х. уже не было, а с престола исчез мой наперсный крест. Это был небольшой серебряный с позолотой крест, которым я дорожил.

В 1994 году из Детройта впервые приехала дочка с внуками. Они вошли в храм, когда я заканчивал литургию. Трёхлетний Паша направился прямо ко мне. В руках у него был тот самый крест. Он привёз его из Америки. Этот крест был дорогой памятью.

Одна из нищих, Тамара, несколько странная немолодая женщина, привязалась ко мне. Она часто приходит в храм, часто причащается. После службы дожидается меня и провожает до ворот. У неё всегда множество наивных вопросов. Тамара приносит мне подаяние, даёт 10 рублей. Несколько раз приносила банан или яблоко. Спрашиваю:

– Где же ты берёшь фрукты? Их покупать надо…

– Нет, они мне даром достаются. Около базы есть свалка, и туда выбрасывают фрукты. Я отыскиваю хорошие фрукты, без гнили. Кушайте на здоровье.

Инородным для этой компании выглядит благообразный дедушка с чёрной бородой. Чистоплотный, не пьёт, не курит и не матерится. В храм не ходит, не причащается. Ведёт себя степенно, пользуется уважением остальных. Одежду берёт и носит аккуратно.

Храм помогает нищим обувью и одеждой. Уже 20 лет народ приносит в храм ненужную одежду. Отслужила срок или вышла из моды, морально устарела – несут в храм. Моя жена собирает эти вещи, приводит в порядок, сортирует мужскую, женскую и детскую одежду, пакует в картонные коробки. Приезжают машины из психоневрологического интерната, из дома инвалидов, даже из райцентра и освобождают нашу веранду. Потом она снова заполняется. Игрушки и одежду отвозим в Детский фонд. Из этого second hend одеваем и обуваем подворотню. Они радуются нарядным курткам, джинсам и свитерам. Приятно видеть их нарядными и довольными. Как мало нужно для счастья! Но проходит день, другой, и они снова стоят извалявшиеся в грязи, раздетые, босиком.

– А где же твоя куртка и ботинки?

Смотрит молча и вздыхает. Понятно без слов: пропил. Вера снова подбирает одёжку.

Живут они мирно, изредка поругаются, а то и подерутся, но ссоры гаснут быстро, и опять все вместе дружно тянут руки за подаянием. Их настроения напоминают погоду. То солнышко выглянет, то тучка найдёт, то ветерком подует.

Нищие создают проблемы для храма. С человеком всегда проблемы. Нам бы хотелось видеть его послушным и смиренным, а он упрямится и хулиганит. Что делать?

Можно прогнать его, задействовать полицию и другие силовые структуры или терпеливо сосуществовать, не насилуя совесть и не отказывая во внимании и заботе. С доверия, терпимости и уважения к человеку начинается любовь. Она приводит к взаимопониманию и диалогу. Человек способен сознавать свои ошибки, способен к покаянию, если мы добры к нему. Конечно, приходится терпеть ущерб и идти на сознательные жертвы. Таким был путь Христа навстречу человеку.

8 апреля 2012 г.

ЦАРЬ-ПТИЦА

andrey_rublev_evangelie_hitrovo_eagleВ Библии орёл упоминается 18 раз. В Книге Ездры говорится об орле, поднявшемся с моря, «у которого было 12 крыльев пернатых и 3 головы». Хотя по Моисееву закону орёл, как хищная птица, считался нечистым, во Второзаконии Господь сравнивается с орлом, защищающим своих птенцов. В Библии орлу уподобляли тех завоевателей, перед которыми бежали в ужасе слабые народы. Так, с орлом, парящим над землёй, сравнивали Навуходоносора. Орёл – один из четырёх зооморфных образов Апокалипсиса: он находится у престола Бога – возможно, именно он громко провозглашает: «Горе, горе, горе живущим на земле». Орёл со змеёй в клюве обозначает триумф Христа над сатаной, с распростёртыми крыльями – Божественное вдохновение, послание небес и духовную силу. Орёл – символ евангелиста Иоанна. В средние века орёл стал символом крещения и возрождения, а также символом Христа и Его Вознесения. Мистики сравнивали образ взлетающего в небо орла с возносящейся к небу молитвой. В библейской метафорике орёл служит воплощением Божественной любви, силы и мощи, юности и бодрости духа, а также гордыни.

Культ орла универсален. Он широко распространён по всему миру, встречается у народов самых различных культур и рас, причём далеко удалённых друг от друга. Везде орёл, так или иначе, ассоциируется с солнцем: то совершенно отождествляется с ним, то представляется его хозяином и в качестве такового – творцом, верховным божеством либо священной птицей верховного божества. Он является благодетелем и покровителем как отдельных людей, так и целых народов, птицей счастья, плодородия и т. п. Быть может, самое поразительное для древнего человека – это обычная неагрессивность орла по отношению к человеку, и это-то превращало в его глазах птицу в благодетельное существо и покровителя.

Отношение русских к орлам всегда было особым. Можно вспомнить хотя бы русские поговорки об орле, чтоб убедиться в этом: «Орёл мух не ловит», «Всем птицам птица орёл», «Куда орлы летят, туда сорок не пускают». По частоте упоминания в русских народных песнях и былинах орёл стоит среди птиц на втором месте после сокола.

Аристотель считал, что только орлам дано прямо смотреть на солнце. Люди наделили его способностью переносить души на небеса, отсюда произошёл и древнеримский обычай выпускать орла во время сжигания тела умершего императора. В Англии и Дании в средние века казнили за убийство орла.

Пернатые хищники испокон веков занимали важное место в символике. Орёл всегда был олицетворением силы, зоркости, прозорливости, благородства. Сидящий орёл у древних ацтеков был на знамени, белоголовый орлан – национальная эмблема США. У Чингисхана был герб: серый кречет с чёрным вороном в когтях. Индейцы украшали свои уборы орлиными перьями и разбивали свои лагеря только там, где в небе парили орлы. Использование орла скульпторами в качестве символа дожило до наших дней. Его можно увидеть на памятнике Пржевальскому, на обелиске русским воинам под Тарутино, на здании Киевского вокзала в Москве.

Орлы чаще других хищных птиц изображаются на гербах. Как гербовая птица, орёл равен льву. Орёл был внесён в гербы Белгорода, Орла, Якутска, Иркутска, Москвы, Коломыи, Ростова, Сокаля, Суздаля, Кингисеппа, Нерчинска, а также входил в состав герба Рюриков, государственного герба Российской империи, Польши, княжества Финляндии, Астраханского, Казанского, Сибирского ханств, Российской Федерации.

Прообразом гербовых орлов является беркут – наиболее сильная и величественная из этих птиц, к тому же широко распространённая на различных континентах. Его изображения были на оружии, гербах, печатях уже в глубокой древности. Как символ высшего достоинства и доблести, орёл часто изображается на орденах. В средневековой Европе, как у древних римлян, орлов помещали на знамёнах. Интересно, что древний египетский иероглиф, обозначающий орла, в конце концов превратился в хорошо известную нам букву А. «Палочки» обозначали спину и хвост, грудь и ноги, на верхушке была голова птицы.

Распространены поверья о необычайном долгожительстве орлов. У пророка Исаии говорится, что он обновляет свои перья в преклонных летах и получает новую жизненную силу; «обновляется подобно орлу юность твоя» – поёт псалмопевец. В России «орлов камень» тёмно-красного цвета привязывали к ноге роженицы – как символ вечности бытия и жизни. Наши предки считали, что орёл живёт дольше всех пернатых (за исключением врана): достигнув почтенного возраста, улетает на край света, где, искупавшись в озере с живой водой, снова обретает молодость. В индийской культуре Агни, бог огня, в образе орла сорвал с Мирового древа плод и был наказан. Когда его перо упало на землю, превратилось в таинственное растение, из которого добывалась «сома» – напиток бессмертия.

Есть поверье о том, что орёл создаёт ветер. Коршун, ястреб, кобчик были символами внезапных порывов ветра, бури. Чтобы подчеркнуть высокую скорость ветра, средневековые художники изображали его с головой коршуна. Латинское название его соответствовало юго-восточному ветру.

Появление парящего орла над войском служило предзнаменованием победы и у древних славян. Орёл – символ победы над неприятелем, но вместе с тем и один из главных элементов в птицеволхвовании. Мать называет своих сыновей сизыми орлами, а девица своего возлюбленного – сизокрылым орлом. Полёт орла – символ быстроты. Орлы, товарищи казаков, сопровождают их в походах в степях. Орёл приносит горестные вести родителям убитого казака. По другой песне, казак встречает орла и спрашивает, как дела у него дома. Орёл отвечает, что милая даже заболела от тоски по нему. А потом летит к дому казака и извещает его родных о скором прибытии героя. Есть немало мифов, когда орлы предвещают героям победу или верховную власть, являются их кормильцами, спасают от смерти и даже жертвуют ради них своей жизнью.

Раньше украинский охотник, прежде чем выстрелить в орла, спрашивал его три раза: нажился ли тот на свете? Если нажился, орёл посмотрит прямо на охотника, если нет, то отвернётся, и тогда стрелять орла нельзя. В украинской сказке о Покатигорошке рассказывается, как во время грозы и бури Покатигорошек влез на дуб, нашёл там гнездо орла с орлятами и накрыл их своей одеждой. Когда же прилетел орёл и хотел убить человека, птенцы заступились за него, рассказав, что он спас их от бури. Орёл в знак благодарности отнёс Покатигорошка на его родину.

Чехи верили, что не аист, а ястреб приносит в дом младенцев. У болгар и черногорцев сон об орле – к счастью. В Болгарии верят, что, если в тех местностях, где обитают орлы, их не беспокоить, никогда не пойдёт град. Поэтому, говорят болгары, убивать орла и разорять его гнездо запрещено, а нарушившему этот запрет грозит страшная кара – увечья, болезни и несчастья в семье. По мнению гагаузов, стрелять орла большой грех, так как евангелист Лука, когда ему нечем было писать, вырвал перо у орла, за что его изображают всегда с орлом.

1300822460_25Рыбаки на Оби весьма почитали и оберегали орлана-белохвоста. Он очищал от снулой рыбы их большие резервуары, в которых пойманная добыча содержалась живой до осени. Рыбаки Поморья считали большим грехом убивать в море орлов. Магическими способностями наделялись перья хищных птиц. В Архангельской губернии их маховые перья назывались «огнивом» из-за связи хищных птиц с солнцем. Считалось, что оснащённая такими перьями стрела обретала их скорость и точность нападения на добычу.

Ханты считают священным любое дерево, на котором орлы строят гнездо несколько лет подряд, и берегут и это дерево, и самих птиц. Орла буряты именовали Большой Птицей, Князь-Птицей, Великим отцом Ольхона. В 1189 г. буряты подарили Чингисхану орла в знак уважения.

Тотемическое почитание орлов до сих пор отмечается у народов – «сыновей Солнца»: якутов, австралийцев, североамериканских индейцев. Коршун у тунгусов и самагиров – священная птица, его хоронили как человека. Орёл – носитель счастья (ненцы), его не убивают (зыряне, ламуты, кеты, мезень). У финнов Калев, бог, давший имя стране Калевалы, был принесён в страну в клюве орла, да и сам он тоже орёл.

Очень развит культ орла (могильника и беркута) у сибирских народов. Для якутов крик орла заставляет солнце подниматься из-за горизонта. Он также хозяин огня. Орёл – возродитель природы, а также бог плодовитости. Весна и тепло приходят благодаря его силе. Орла молят бесплодные женщины о детях.

Убивать и просто причинять вред орлу, даже ругать его, запрещалось. По представлениям бурят, орёл – это сила, которая является источником бытия всех живых существ и управляет их судьбой. Считалось, что орёл может посещать как горний мир, так и подземный. Именно он наделяет сознанием вместе с жизнью, а затем отбирает во время смерти. Как считают бурятские шаманы, орла способны воспринять только видящие, то есть люди, которые обрели целостность самих себя.

Наказание, которое может наложить орёл на провинившегося якута, самое страшное. Человек тогда бесследно исчезает с лица земли, не оставив после себя потомства, и о нём скажут: «его дым исчез». Хомпоруун Хотой (горбоносый орёл) наказывает тех, кто убил орла или непочтительно к нему относился. Бог сводил виновника с ума или насылал кожные болезни. Человек, спасший орла от гибели, мог получить от божества «камень счастья», дающий богатство.

«Ко всем хищным птицам якуты вообще относятся с некоторой боязнью, почтением», – писал В. Ионов (1913 г.). Как-то четверо якутов, возвращаясь из Охотска, убили какую-то птицу и съели её. Только присмотревшись, обнаружили, что съели орла. И кто какую часть съел, у того та часть тела и заболела. Кроме того, они потом часто слышали клекотание орла, им чудились везде его кости. Один политический ссыльный убил орла. Вскоре у него пропал конь, и сам он заболел. Для орла, прилетевшего к дому якута, самый бедный человек не пожалеет своей последней скотины, дабы накормить благодетеля. Орлы часто являлись к жилищу якута на зимовку. В таких случаях хозяин половину своего скота скармливал орлу. Уходя весной из юрты, орёл клёкотом благодарил хозяев, и тогда они быстро и необычайно богатели. Не только орёл считается неприкосновенным, но и скотина, им задранная. У хантов считалось священным дерево, на котором орлы несколько лет подряд гнездились. Строго запрещалось ломать гнездо или рубить дерево. Случайно найденное перо орла крепилось на самом почётном месте в чуме.

По тунгусской легенде, во время всемирного пожара спаслись лишь орёл, мальчик и девочка. По индейской, во время потопа – лишь орёл и женщина. От них и пошли все краснокожие. Культ орла сохранился в Индии и Персии в различных обрядах. По их легендам, орёл – носитель грома – никогда не поражается молнией.

Об орлах сложено немало красивых и поучительных легенд. У эстонцев есть такая. Один лесник очень любил охотиться. Однажды зимой он разжёг костёр, к которому прилетело греться два орла. Лесник зарядил ружьё серебряной пулей и выстрелил в одного из орлов. Раздался визг, глухой гром, и орёл, превратившись в прекрасного юношу, схватил охотника за шиворот: «Ты, безжалостный старик, убил мою жену! Пусть не видать теперь тебе никогда добычи!» С тех пор этот лесник всегда возвращался с охоты с пустыми руками.

Материал подготовил И. Иванов


Предыдущая публикация     Следующая публикация →

Оглавление выпуска

Добавить комментарий