Два пути

q0I2GnaKl7A

Прощёное воскресенье. Прихожане испрашивают прощения друг у друга, просят взаимных молитв. Большинство в слезах. Души словно расширились, стали больше храма – до небес. В храме собрались любящие люди, поэтому в отношениях между ними излишни всякие законы, постановления, договоры. Любовь всё устраивает и регламентирует. Для тех же, у кого её нет, нужны законы, суды, тюрьмы и прочая юриспруденция. Это реалии для обслуживания безбожных отношений в общественной жизни. Чем больше людей, способных любить, тем общество совершеннее, светлее и тем меньше в нём тех, кто брошен и отвержен.

Но, кроме любви, нужно кое-что ещё. Сказано в Евангелии от Матфея: «Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному… А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному». Так не будем же безрассудны.

Смотрю на отношения между моими дорогими внуком и его папой – моим сыном. Говорю сыну: «Тебя нужно лишить родительских прав, так как твой сын тебя не почитает, а следовательно, не слушает. Значит, не будет слушать учителей, начальников, законы, не будет соблюдать правила дорожного движения и вообще следовать здравому смыслу. Будет жить по своим хотениям, а это может очень грустно закончиться. Если с Божией помощью приведёшь его к послушанию, то “ему будет благо, и он будет долголетен на земле”. Он будет опорой государства, а нам с тобой – радостью и утешением». Нужно быть любящим и не быть безрассудным.

Прощёное воскресенье ещё не закончилось. К шестнадцати часам из храма уехали последние прихожане. Я сильно устал и прилёг отдохнуть перед вечерней службой. Вдруг заходит Дмитрий: «Батюшка, там пьяный амбал тебя зовёт». Выхожу, вижу: стоит парень, сильно нетрезвый. Держится развязно. Поскольку я не танцую перед ним польку-бабочку, он переходит на матерную брань и проклятия в мой адрес. С трудом выпихиваю его за ворота и опять ложусь отдыхать. Только задремал, заходит матушка: «Там Ольга приехала». – «Какая Ольга?» – «Болящая». Ну что ж, надо выслушать несчастную. Все семнадцать лет, что я её знаю, она винит мать, уронившую её во младенчестве. Ольге уже под шестьдесят, а мать давно в могиле. Но память у Ольги цепкая. Кроме матери, винит она мужа, батюшек и всю Церковь, «отступившую от Бога». Пытаюсь объяснить, что ей плохо, потому что потеряла благодать Божию, а мне вот с Богом в любых обстоятельствах хорошо. «Значит, у тебя Бог только на языке! – восклицает Ольга. – А у меня в сердце! Бог с теми, кому плохо. Мне плохо. Значит, я с Богом».

Господи, зачем мне в Прощёное воскресенье ещё пьяница и душевнобольная, которым я не могу помочь, потому что они никого не слышат, кроме себя? Ты показал мне и тех, кто врагов прощает и проклинающих благословляет, и тех, кто любящих их во всём обвиняет. В предисловии к древнему Часослову написано: «Чесому тонкое детство обучено бывает, того дряхлая старость неудобь оставляет». То есть в детстве нужно всему учить. Если бы Ольге был привит родителями навык послушания, насколько счастливее сложилась бы её жизнь. Беда России – это образование. Оно призвано раскрыть в человеке образ Божий. Раскрыв его, школы перестанут выпускать изменников, наркоманов, алкоголиков, срамогласников.

Если взрослые своими законами перестанут препятствовать детям приходить ко Христу, в нашем Отечестве, да и во всём мире, станет посветлее. Мой собрат, иеромонах Николай (Размыслов), говорит прихожанам-родителям: «Адам до грехопадения сам был источником благодати, и всё, что он делал, было богоугодно. Согрешил Адам – и потерял благодать. Пришёл Адам Небесный – Христос, Который этой же благодатью, преподаваемой нам через церковные таинства, возвращает человечество в райские отношения ещё на земле. Вот вы замечаете, что ваши детки после принятия Святых Тайн становятся носителями благодати, несут её в семьи, дома, школы. Возле них и взрослые к добру меняются».

Преступно и перед Богом, и перед человечеством препятствовать этому, особенно в раннем возрасте, когда дети учатся пониманию, что есть добро, а что – зло. На неделе приезжала пообщаться группа студентов. Их знания о христианстве – никакие. Одна из девушек говорит: «Батюшка, вы в прошлом году сказали, что все болезни от грехов. Но я сильно болею, хотя и не грешу». Я не хочу говорить ей про родительские грехи, которые отражаются на детях. Например, когда женщины пьют и курят во время беременности. Не хочу обсуждать всего этого, чтобы моя гостья не ополчилась на мать. Но ещё больше сердит я на её родителей за то, что не привели эту девушку ребёнком в Божью Церковь. Она могла бы получить огромное утешение, могла вырасти Божьим человеком, как святая Матрона Московская. И сейчас ей ещё не поздно встать на путь спасения, но тех высот счастья, которые переживают святые, боюсь, уже не достигнуть.

Соборую в больнице бабушку, она просит пособоровать и другую старушку – соседку. Спрашиваю ту: «Вы знаете, что такое соборование?» – «Нет». – «Давно причащались?» – «Никогда». Рядом с нею крещёная дочь, которая в храм не ходит, и внучка – уже некрещёная. Если не повернуться к Богу, род этой старушки вымрет за её отступничество от Жизни. Почему в школах, где преподают нужные и ненужные знания, нет главного – Истины? Её там не ищут. Говорят, чтобы не вызывать распрей между православными и католиками, мусульманами и иудеями, ну и, конечно, атеистами. Но может, пойти по другому пути, позволив всем нам высказаться? Уж лучше так, чем никак. И тогда дети сами определятся, что есть Истина, а что – заблуждение. Если мы не придём в истину, то будет, как на Украине, одноклассник стрелять в одноклассника.

Посмотрел видео, как убивают католического священника в Сирии. Тысяча человек смотрят, как ему маленьким ножом отрезают голову. Думаете, это далеко, не дойдёт до нас? Но среди этой тысячи боевиков минимум несколько россиян, а среди них есть и крещённые в детстве или те, у кого родители были крещены. Однажды они вернутся в Россию.

У человека два пути: либо к Богу, либо от Него. В своё время Господь взыщет со всех – с родителей, законодателей, вождей народных – за каждую пропащую душу. Я, как священник, вижу, что мы всё больше и больше дичаем. И не знаю, сможет ли горсть любящих, которая пришла на Прощёное воскресенье в храмы, защитить страну от грядущих бедствий?


← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

2 комментариев

  1. С порочными не дружись:

    С порочными не дружись. Святитель Димитрий Ростовский.
    Что же за причина такого всеобщего между людьми развращения? Да та и причина, что люди соблазняют друг друга и вредятся дурными примерами греховной жизни друг друга. Каждый видит дурную жизнь другого и соблазняется, и сам тоже начинает делать зло, и таким-то образом умножается число…

    1. Потомки Сифа, сына Адамова, жили добродетельно и богоугодно во все время, пока был жив Адам, за что Священное Писание и называет их «сынами Божиими»; они не смешивались с беззаконными потомками Каина, которых слово Божие называет сынами человеческими. Но по смерти праотца Адама благочестие сынов Божиих стало ослабевать, по смерти Сифа они и совсем развратились, а причиной сего развращения было то, что они сблизились с нечестивыми потоками Каиновыми, ибо тесное знакомство и дружба с людьми порочными кого не развратят?
    Хорошо сказано в псалмах: «с преподобным преподобен будеши,.. и со строптивым развратишися» (Пс. 17; 26-27). А Иисус, сын Сирахов, душевредную дружбу с людьми порочными уподобляет смоле: «Касайся смоле очернится, и приобщаяйся гордому точен ему будет» (Сир. 13; 1). Так же точно следует рассуждать не об одной гордости, но и о всяком другом грехе, и особенно о нечистоте плотского греха. Всякий, кто заводит дружбу с порочным человеком, от него же научится и пороку его, и очернит себя, как очерняется человек, прикасающийся к смоле.
    И справедливо уподобляется порочная жизнь людей развратных смоле: как смола черна и прилипчива, как она легко пристает ко всякой вещи, а когда загорится, то издает смрадный дым, и пламень ее бывает трудно погасить, так и гнусные дела людей беззаконных мрачны, отвратительны и черны, как эфиопы. И говорит таковым Сам Бог в книге пророка Амоса: «Не якоже ли сынове ефиопстии, вы есте Мне сынове Израилевы?» (Ам. 9; 7). Когда, говорит, вы развратились, не стали ли в очах Моих такими же темнообразными, как эфиопляне?
    Всякий грешник есть черный эфиоп, он «ненавидит света и не приходит к свету, да не обличатся дела его, яко лукава суть» (Ин. 3; 20). И тому, кто водит дружбу с такими эфиопами, как смолой очерненными, своими гнусными делами нельзя не очерниться: ведь зло прилипчиво, оно легко пристает к человеку, который по самой природе своей больше склонен к злому, чем к доброму, как сказано в Писании: «…Прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его» (Быт. 8; 21).
    А как скоро человек, подружившись с порочными людьми, начинает и сам развращаться, и, подобно смоле, возжигаться огнем греховным, то он уже начинает испускать и злосмрадный дым соблазна, злословия, бесстыдства; повсюду, точно дым по ветру, распространяется о нем худая молва, и все люди добрые сторонятся его…
    Когда же грех обратится для него в привычку, то уже трудно исправить его, подобно тому, как нелегко бывает загасить загоревшуюся смолу. Вот почему Бог повелевает: «изыдите от среды их, и отлучитеся, и нечистоте их не прикасайтеся: и Аз прииму вы, и буду вам во Отца» (2 Кор. 6; 17,18).
    А святой апостол Петр так умоляет: «Спаситеся от рода сего строптиваго» (Деян. 2; 40), — спасайтесь, говорит, как от неминуемой погибели, ибо поистине было бы чудом, если бы кто, живя между строптивыми и развращенными, не погиб совершенно. Мы удивляемся праведным мужам: Ною, Аврааму, Лоту, Иову, Товиту, которые спаслись, обитая среди беззаконных народов, мы прославляем их жизнь, как чудное явление в мире.
    Хорошо сказал один из греческих мудрецов, когда его спросили: что в жизни достойно удивления? — “Человек добрый между злыми”, — отвечал он. Если встретишь, говорит, одного доброго человека среди множества людей развратных, то удивляйся ему, как бы чуду какому, потому что такие люди не часто встречаются, — не часто, ибо «вси уклоишася, вкупе непотребны быша, — как говорит псалмопевец—несть творяй благостыню, несть до единаго» (Пс. 52; 4).
    Что же за причина такого всеобщего между людьми развращения? Да та и причина, что люди соблазняют друг друга и вредятся дурными примерами греховной жизни друг друга. Каждый видит дурную жизнь другого и соблазняется, и сам тоже начинает делать зло, и таким-то образом умножается число людей злых и уменьшается число людей добрых.
    Посему и Господь говорит в Евангелии: «Горе миру от соблазн» (Мф. 18; 7), — горе, ибо мир полон соблазнов, как полон и грехов! Соблазняется зрение, ибо сколько видится в мире совершающих беззакония! Соблазняется слух, ибо сколько слышится в мире речей льстивых, хульных, лживых, нечистых! И кто может избежать всех этих соблазнов? Посему — «горе миру от соблазн!» Многие, желая сохранить себя от соблазна, убегали в пустыни, укрывались в горах и пещерах, лишь бы не видеть, не слышать мирских соблазнов, среди которых трудно спастись.
    И если против живущих в пустынях, далеких от мира, воюют многие страсти и некоторых из них даже совсем останавливают на пути к спасению, то тем легче сии страсти побеждают и совсем погубляют людей, живущих среди рода строптивого и развращенного. Один старец, обитавший в скиту в Египетских пустынях, однажды пришел в Александрию продать свое рукоделие и, увидев тут юного монаха, который вошел в корчемницу, весьма опечалился; он дождался, пока монах вышел из корчемницы, отвел его в сторону и сказал ему: “Брат! ужели ты не знаешь, как много сетей у диавола? Разве не знаешь ты, как мы, монахи, повреждаемся и от зрения, и от слуха, когда бываем в городе?

    А ты, молодой монах, ходишь в корчемницу, ведь ты там поневоле и слышишь, и видишь все только грех, умоляю тебя, сын мой, беги в пустыню, там для монаха легче спасение при помощи Божией”. Юный инок дерзко ему отвечал: “Ступай прочь, старик! Бог ничего от нас не взыскивает, было бы только сердце чисто”. Тогда старец воздел руки на небо и сказал: “Слава Тебе Боже! Вот уже пятьдесят пять лет живу я в скиту пустынном, а сердца чистого еще не стяжал, а этот брат, и пребывая в корчемнице, уже имеет сердце чистое”. Сказал же сие старец, чтобы только выразить свое удивление, на самом же деле он вовсе не верил, чтобы кто-нибудь мог, живя среди соблазнов мирских, стяжать сердце чистое. (Из сочинений святителя Димитрия, митрополита Ростовского)
    2. Как тело часто погибает от заразы испорченного воздуха, так точно и душа часто терпит вред от общения с людьми порочными; и как страждущий чесоткой сообщает свою болезнь и здоровым, так точно случается часто и с душой от общения с людьми порочными. Посему и Христос заповедал не только избегать таких людей, но и отвергать их. «Аще же, — говорит Он, — око твое десное соблазняет тя, изми е и верзи от себе» (Мф. 5; 29), — разумея в этой заповеди не глаз, ибо что худого может сделать глаз, когда душа находится в здоровом состоянии? — но друзей, близких к нам и сделавшихся как бы нашими членами, повелевая не дорожить и их дружбой, чтобы безопаснее соделывать собственное спасение.
    Посему и Пророк говорит: «Не седох с сонмом суетным, и со законопреступными не вниду» (Пс. 25; 4). «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» (Пс. 1; 1). Обыкновенно, не столько причиняют вреда дикие звери, сколько порочные люди; те явно производят свои ядовитые действия, а эти нечувствительно и неслышно каждый день распространяют заразу, мало-помалу ослабляя силу добродетели. А ты, когда намереваешься поселиться в городе, то много стараешься узнать все о тамошнем климате, не вреден ли, не сыр ли, не сух ли он, когда же дело касается души, то нисколько не стараешься узнать тех людей, с которыми тебе приходится жить… (Из бесед святого Иоанна Златоуста)
    3. Блаженный Августин так оплакивал несчастия своей молодости: “Я блуждал в такой слепоте, что стыдился не иметь столько бесстыдства, сколько имели мои товарищи; я делался день от дня порочнее только для того, чтобы за честность не прослыть у товарищей моих бесчестным человеком. Боже мой! Ты видел, с каким удовольствием ходил я по улицам Вавилона, и как услаждался, валяясь в грязи порока, как будто это был драгоценнейший бальзам…
    Невидимый враг попирал меня своими ногами и водил по своей воле, а я, бедный, шел за ним везде с радостью”. Отчего же происходила такая слепота? “О враждебное дружество! — продолжает Августин, — ты столько развращаешь сердца молодых людей, что они не для своей выгоды, не для того, чтобы сделать другому вред, но без намерения, для одной шутки делают зло… Ах! бывало только скажут: “Пойдем с нами; сделаем то или это”, — и я стыдился не предаваться всем шалостям!..” (Из творений блаженного Августина)

  2. ЕН:

    Пишите.
    Нужно.

Добавить комментарий