Без ответа

В июне 2012 года в Ивановской епархии произошло примечательное событие. Как сообщал об этом представитель Иваново-Вознесенской епархии о. Виталий (Уткин), прибывший в Иваново секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых игумен Дамаскин (Орловский) по указанию Патриарха забрал из Введенского монастыря мощи святителя Василия Кинешемского. Сделано это было с тем, чтобы «доставить святыню в то место, которое будет для неё определено Святейшим Патриархом». С тех пор никто не знает, где это место, и помолиться над ними нельзя.

Епископ Василий Кинешемский. Фото hram-goretovo.ru

Так начиналась история «деканонизации», наделавшая много шума. В патриархийном календаре уже на следующий год имени епископа Василия не оказалось, кроме того, православные недосчитались нескольких десятков имён новомучеников, прославленных в основном на Соборе 2000 года. С тех пор я всё жду, когда же синодальная комиссия по канонизации пояснит, за что и куда «сослали» мощи святителя Василия и что произошло тогда вообще. «Мы имеем новый исправленный церковный календарь, – прокомментировал тогда игумен Дамаскин. – Если мы люди церковные и понимаем, что такое церковная иерархия, то мы должны воспринимать этот новый календарь как тот церковный документ, которым мы должны руководствоваться». Полагаю, все мы достаточно хорошо понимаем, что такое церковная иерархия. Однако Церковь не армия, а архиереи не полковники, раздающие безукоснительные приказы. Церковный народ имеет право знать, что происходит в его Церкви. Если кто знаком с житием (или теперь так нельзя называть – можно «жизнеописанием»?) исповедника Василия Кинешемского, с тем, какой трагический путь он прошёл, тому небезразлично «приостановление почитания» его. Полжизни он провёл в ссылках и заключении – и что за «порочащие сведения» накопали на него в синодальной комиссии? Не слишком ли там доверяют следователям времён Большого террора – то, как произвольно тогда клепались протоколы, недавно рассказал нам в беседе Михаил Рогачёв, один из крупнейших специалистов по этой теме. Синодальные функционеры утверждают, что никакой «деканонизации» не было. А что же было? Ответа нет.

Уже не ожидая пояснений от синодальной комиссии, я надеялся, что созданный в конце 2012 года Церковно-общественный совет при Патриархе по увековечению памяти новомучеников внесёт ясность – всё-таки это не такая заформализованная структура. В конце концов, надо же что-то объяснить скаутам из деревни Бирилюссы в Сибири, где закончил свои дни епископ Василий и где они установили в своё время сень над его могилой и плиту с надписью: «Святителю отче Василие, моли Бога о нас». Да и надеяться, что жители Кинешмы и Иваново просто забудут этот инцидент, было бы странно. Ведь епископа-исповедника почитали ещё до его прославления, хотели освятить в честь него храм. Прославленный как исповедник, он теперь таковым перестал быть? Или как?

22 ноября 2019 года в Храме Христа Спасителя состоялось очередное заседание Совета. «Недопустимо, – заявил на нём в докладе митр. Ювеналий, – когда произвольно дают новомученикам имена по наименованию тех мест, где новомученики некоторое время служили…» Ещё одна поднятая проблема: на иконах одних и тех же святых изображают где-то с бородой, а где-то без, у кого-то иконописцы отобрали палицу… Несомненно, важные темы. Однако конфликтные вопросы канонизации при этом вряд ли удастся замести под ковёр – история с попыткой деканонизации благоверной Анны Кашинской в XVII веке это красноречиво показывает.

Право же, вычеркнуть из календаря святого нетрудно. Но окончательно решение всё-таки принимается не в Издательском отделе. Пока же нам остаётся только привычно повторять слова о том, что всех Своих святых Господь знает – придёт время, и Он всё расставит по местам.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

1 комментарий

  1. Алексей Иванович:

    Святителю отче Василие, моли Бога о нас.

Добавить комментарий