Алое сердце и крест золотой
Дорогие друзья, вы, конечно, уже знаете о том, что начавшийся год объявлен в России Годом защитника Отечества. Защищать страну могут не только отдельные люди, её граждане, но и целые города. Об одном из таких городов мы сегодня и расскажем.
Старинный Боровск находится в Калужской области, всего в ста километрах от Москвы. Тихие старинные улочки, невысокие дома, утопающие в зелени – как будто обычный среднерусский городок… А ведь когда случались войны, он принимал на себя удар неприятеля, служа щитом для столицы нашей Родины. Немало испытаний выпало на его долю. Но и мужество жители Боровска показали великое.
В память об одном из геройских подвигов боровчан, совершённом в 1610 году, императрица Екатерина II спустя 167 лет даровала городу герб. На нём изображено окружённое лавровым венком – символом воинской доблести – алое сердце. Сердце символизирует верность Отечеству, а находящийся внутри его золотой крест указывает на то, что сердца защитников горели любовью к Богу и Его святыням. Что же за славный подвиг совершили жители Боровска в 1610 году?
К тому времени город служил крепостью на подступах к Москве, однако крепость эта была деревянная. А вот находившийся в городской черте Пафнутьев Боровский монастырь и святые мощи его основателя – преподобного Пафнутия – жители почитали так сильно, что при строительстве в Боровске каменных укреплений в конце XVI века стенами и рвами обнесли именно обитель. В Смутное время Боровск оказался на пути у польских интервентов и войска Лжедмитрия II. И когда в 1610 году к городу подошёл неприятель, он стал штурмовать одетый в «броню» монастырь. Воевода князь Михаил Волконский укрыл в нём весь городской гарнизон – несколько тысяч человек. Осада длилась 10 дней и продлилась бы дольше, если бы не измена двух младших воевод: они, как говорит летопись, «изменя отечеству и государю, град и монастырь сему злодею сдали», открыв ворота. Жестоким было последнее сражение. Рубясь с врагами, князь Волконский пал в Рождественском соборе, полегли и остальные защитники крепости. В память об этом подвиге Екатерина II и даровала Боровску его герб.
В 1634 году случился сильный пожар, поставивший точку на военной истории Боровска. С той поры он развивался как обычный мирный город. Местные ремесленники изготавливали кирпич и свечи, масло и пиво, в городе появились замечательные мастера серебряных дел, иконописцы. И всё же оружие всегда было хоть и не на виду, но наготове, чтобы в случае нападения было чем встретить неприятеля. В Пафнутьевом монастыре находился обширный арсенал, в том числе артиллерия. А в Отечественную войну 1812 года храбрых боровских партизан фельдмаршал Кутузов ставил всем в пример. Французы шли через Боровск дважды: когда наступали на Москву и когда, разорив Белокаменную, отступали под напором русских войск. На Боровск они выплеснули злобу – спалили город, разорили и Пафнутьев монастырь с его прекрасной, одной из лучших в России библиотек.
Шли годы, городок и его главная святыня возродились, снова тысячи верующих шли поклониться преподобному Пафнутию. Удивительно, но поток паломников не иссяк даже после закрытия монастыря в 1923 году. Рушили храмы, из икон мастерили клетки для кроликов… а мощи святого Пафнутия не трогали.
Зато обширную монастырскую территорию старались использовать с пользой: тут находились и музей, и школа трактористов и механизаторов, и танцплощадка, и даже общественная баня… Люди уже давно не вспоминали о почтении к святому месту. Но Господь напомнил: в 1954 году в ночь на 14 мая, когда Церковь празднует память св. Пафнутия Боровского, обрушился центральный купол монастырского собора Рождества Богородицы, раздавив стоявшие внутри два зерновых комбайна. Призадумались люди. После этого начались реставрационные работы, что спасло монастырь от дальнейшего разрушения.
В 90-е годы обитель была передана Церкви, и восстановление её продолжилось. Было очень трудно, но, как рассказывает бывший наместник монастыря владыка Серафим (Савостьянов), Господь помогал. Однажды нужно было срочно заплатить за электричество, а денег неоткуда было взять. Настал день, когда должны были отключить свет, а это означало, что все работы встанут и даже хлеб не на чем будет испечь, ведь печи монастырские работали от электричества. Тогда отец Серафим упал на колени перед ракой преподобного Пафнутия и заплакал, умоляя о помощи. А когда вышел из храма, его догнала какая-то женщина, вручив пухлый пакет, и тут же скрылась в толпе. Развернул батюшка конверт – а в нём денег ровно столько, сколько нужно было, чтобы заплатить за электричество. Эта история лишний раз убеждает нас в том, что Господь и Его святые всегда рядом.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий