Потоп
Разум человеческий любознателен. Исследуя Священное Писание, как того требует от христианина Сам Господь, всякий раз человек задавался вопросами. Одни, многомудрые, искали ответы в толковниках, другие строили свои неспешные умозаключения, разглядывая картинку в старинной книге, подобную публикуемой здесь.
Это – изображение Всемирного потопа. Эта, одна из наиболее ярких страниц Ветхого Завета, вызывала всегда особый интерес наших предков. И множество вопросов, некоторые из которых приводил в своих трудах еще Иоанн Златоуст: «Ной целый год прожил в этой необыкновенной и странной темнице, не будучи в состоянии подышать воздухом. Как в самом деле он мог это?.. Как же они, живя столько времени так, и не ослепли совсем?.. Откуда они получали воду для питья, пока жили в Ковчеге?..»
Впрочем, вопросы есть и у наших современников, на которые нужно, не робея, искать ответы (см. публикацию «ЧТО СТАЛО ПРИЧИНОЙ ВСЕМИРНОГО ПОТОПА?»).
Пока же мы попытаемся зримо вспомнить событие, описанное в 7-8 главах книги Бытия и случившееся как раз в эту позднюю осеннюю пору. Изображение, помещенное здесь, сделано в XVI веке в традициях иконописи, когда все событие, растянутое по времени, присутствует в рисунке полностью.
Вот праведный Ной (поэтому вокруг головы его мы видим нимб) строит топором Ковчег «из дерева гофер» (кипариса), варит пищу, как указал ему Господь; ждут окончания трудов жена Ноя и дети его с семьями. Рядом – «всякой твари по паре», им тоже предстоит укрыться в Ковчеге. Вот Ковчег готов и мы видим, как последней в него за семь дней до Потопа входит лошадь. Разверзаются небеса, отворяются «источники бездны», и 40 дней и ночей льет дождь. «Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли», – сообщает Библия. Вот разрушенные потопом города, Ковчег несется по водам, кстати совсем непохожий на наши представления о нем. Но и св. Иоанн Златоуст пишет: «Нельзя ведь сказать, чтобы ковчег был построен наподобие корабля…» Вот ворон, а затем и голубь, последовательно выпущенные Ноем, чтобы проверить, обсохла ли где земля. Наконец (на другой стороне вод), Ковчег стоит на земле, «на горах Араратских» и «все звери… все, движущееся по земле, по родам своим, вышли из Ковчега»…
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий