Камень на шею

 Рубрика • Избави от лукавого •

Меня, жителя Коми, камнями не удивишь. Бывал я на Тиманском кряже, на Северном Урале… В Сыктывкарском институте геологии, помню, внимательно изучал стенды: много там разных красивых камешков, минералов, и у каждого свое имя. В общем, в этом деле я что-то понимаю, яшму от рубина отличу. И когда в наш город в начале октября привезли ярмарку «Парад самоцветов», оправился я туда с полной уверенностью, что ничего нового уже не встречу.

Но не тут-то было!

Первая Международная ярмарка камнерезных изделий и минералов «Парад самоцветов» проходила в фойе кинотеатра «Парма». Все было солидно. Входной билет – 7 тысяч. Весь город оклеен объявлениями. Рекламки совали прямо на улицах: «Дамы и господа! На нашей ярмарке вы сможете купить: ювелирные изделия, бижутерию, сувениры и поделки, коллекционные минералы, камни-талисманы, камни-целители, камни-энергетики. Наши услуги: гомологическая и минералогическая экспертиза, работа астролога».

Вот тут-то и познал я свое профанство. Астрологов знаю – они на звездах судьбы читают. Но чтобы на камнях? И что это за камешки-энергетики?

Впрочем, реклама есть реклама. Купи входной билет – и узнаешь, если непонятно. Пришел я туда – и представьте, никакого надувательства. Да, сидят за столиками эксперты, у двух из них таблички: «Астролог. Стоимость консультации от 3000 до 5000 руб.».

– А в чем разница стоимости? – спрашиваю астролога, скучающую девушку.

– За три я скажу вам, какой камень соответствует вашему гороскопу, а за пять – какой камень излечит болезни, – поясняет она. – Консультация в цену камня не входит.

– А что с ними делают, с «целителями», «энергетиками»… В пищу добавляют? – расписался я в своем невежестве.

– Что вы! Их надо с собой носить, повесить на шею или в кармане. Под подушку, когда спите.

Перехожу к другому столику. «Эксперт», мрачного вида мужчина, сразу же предлагает:

– Вот аметист. Предохраняет от опьянения. Отгоняет дурные мысли. Камень-покровитель – февраль, март, апрель. Вы в каком месяце родились?

Сопротивляюсь мрачному его напору. Наконец он дает мне прейскурант, чтобы я сам выбрал. Читаю: «…Гематит (кровавик) – талисман чернокнижников». С опаской спрашиваю:

– А вы… не чернокнижник?

«Эксперт» вдруг озаряется улыбкой:

– Я продавец. Из Челябинска я. Мне товар дали, вот я и предлагаю. Амулеты сейчас в моде, хорошо идут… Книжечку «Магия камня» не хотите? Всего три тысячи.

Потом показывает камень-гематит. Прозрачный минерал, а внутри красная капля. «Кровавик». А по мне, так обычный камень – и при чем здесь магия?

Иду в конец зала, где самая бойкая торговля. За прилавком – чернокожие ребята, приехавшие из Конго. Фирма «Динозавр». Ну, думаю, здесь уж вообще… магия африканская, какие-нибудь камни-зомби.

Нет, смотрю: ребята бусами торгуют, всякими поделками из малахита.

– Прогнозы астрологические даете? – спрашиваю я деловито.

Конголезец, сморщив губы, отрицательно крутит головой, указывает черным перстом на мужика из Челябинска, туда, мол, иди. К нам подходит его напарник, зовут Агатон Оба-Буя, по-русски хорошо говорит.

– Имя у вас вроде от названия камня? Агат? – спрашиваю. – Наверное, в Конго камни очень почитают, поклоняются?

– Нет, что вы! – отвечает. – Я католик. И у нас в Конго все христиане. Раньше язычники, да, колдовали. Я так думаю, камням поклонялись потому, что из камня огонь получается. У нас в Конго камень о камень стукали – думали, магия. Но это было давно. А сейчас же двадцатый век.

– Неужели совсем колдунов не осталось? – я даже несколько разочаровался.

– Нет, не встречал. Один раз говорили нам: вот вы малакитьи в Россию увозите, осторожней с малакитьи обращайтесь, камень может обидеться. Камень для них как живой. Но таких людей очень мало, единицы.

– Это вы о малахите?

– Да. У нас его малакитьи называют, с тех пор как русские геологи в Конго нашли большое его месторождение. На Урале – ну, там где хозяйка Медной горы, книгу читали? – там малакитьи давно кончился, теперь мы вам возим. У нас дешевле. Еще в Германию возим, тоже много покупают, нравится.

Любуюсь на малахитовые чашки, вазочки, фигурки зверей. До чего красив этот зеленый камень: непостижимый мир узоров, словно письмена!

Обработанный  малахит

– Не жалко продавать?

– Некоторые вещи жалко. Расстаюсь как с живыми… Ну, понимаете, не потому что магия какая, а потому что красивые.

– А к этим, – киваю на «экспертов», – как относитесь? Одобряете?

Оба-Буя пожимает плечами:

– У нас в Конго в эти амулеты давно не верят. А если покупают… У каждого свой бизнес.

Смотрим на наших астрологов. Люди подходят, отсчитывают «трешки» и «пятерки». Самые разные люди, пожилые, молодые, каждый со своим «гороскопом» – мои соотечественники. Да, сподобились мы… к концу ХХ века.

Хожу вдоль прилавков: янтарь, сердолик, яшма, нефрит, рубин, пироп, сапфир, альмандин, бирюза, хризопраз, аметист, аквамарин, топаз… Господи! Как прекрасно Твое творение! Но мало, оказывается, нам этой красоты, мало этого дара – ищем власть, ищем магию, чтобы самим повелевать природой. Господи, прости грешных.

М. Выгин

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий