Что стало причиной всемирного потопа?

Рубрика • Православная энциклопедия •

 

С  этого номера в нашей газете открывается новая рубрика – «Православная энциклопедия». В отличие от обычных энциклопедий вопросы с ответами будут даваться не по алфавиту (всей тематики в рамках газеты все равно не охватить), а по степени интереса и важности для православного образования. Постараемся дать справку по тем «редким» вопросам, ответы на которые трудно найти в море литературы.

Один мудрец сказал: если ты по-настоящему познал какой-то предмет, познал его до конца – значит ты постиг все знание мира. И в нашей энциклопедии читатель, разбираясь в отдельных вопросах, сможет открыть для себя необъятный мир православия. В православном учении все наполнено смыслом, все важно – даже из-за одного слова, понятого и истолкованного неправильно, человек и целый народ могут впасть в ересь и духовную погибель. Об этом – в первой статье энциклопедии, подготовленной В. Григоряном.

ЧТО СТАЛО ПРИЧИНОЙ ВСЕМИРНОГО ПОТОПА?

Потоп. Фреска северной паперти церкви Ильи Пророка в Ярославле. 1680-1681 гг.

Когда люди стали умножаться на земле, и родились у них дочери,

Тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал.

И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками… (Бытие, глава 6).

Едва ли много найдется людей, которые ничего не знают о Всемирном потопе. Даже у дикарей в самых глухих уголках планеты существуют легенды, повествующие об этой страшной катастрофе.

Что же стало ее причиной?

Легенды, в лучшем случае, отделываются общими фразами, что люди были наказаны, наверное, за какие-то грехи. В худшем случае, говорится о необъяснимом капризе богов. И только в Библии мы можем найти полноценный ответ на этот вопрос. Книга Бытия повествует нам о том, что сыны Божии стали брать в жены «дочерей человеческих» и родились от них исполины, т.е. очень сильные, гордые люди, герои («издревле славные люди» – Быт. 6, 4) того времени. И восскорбел тогда Господь и сказал: «истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил…» (Быт. 6, 6-7).

Кто же такие сыны Божии? На этот вопрос есть две точки зрения. Одни считают, что сынами Божьими были благочестивые сифиты. Другие убеждены, что сыны Божии – это падшие ангелы.

Как известно, у Адама было три сына: Каин, Авель и Сиф. Все они считались сынами Божьими – в том смысле, что Бог создал людей. Но Авель был убит. Каин – проклят и лишен сыновства как убийца. На земле остался только один сын Божий – Сиф, потомки которого должны были хранить чистоту сыновства, не смешиваясь с проклятыми.

Моисей, написавший со слов Господа первые пять книг Библии, в том числе и книгу Бытия, из личного опыта знал, как тяжело уберечь своих соплеменников и чистоту веры от заразы «просвещения», от смешения с нечестивыми. Евреи ведь долго жили среди египтян.

Версию же об ангелах впоследствии выдвинуло послепленное иудейство. Эта мысль перекочевала и в раннее христианство. Стройного православного учения тогда еще не было, поэтому в вопросах не слишком насущных первохристианам приходилось довольствоваться мнениями иудейских книжников. «Ангельскую» гипотезу принимали Иустин Философ, Ириней Лионский, Климент Александрийский, Тертуллиан и др.

В результате развития православного богословия эта точка зрения была опровергнута такими учителями Церкви, как Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, блаженный Феодорит, Кирилл Иерусалимский, Иероним, Августин и др. Они видели в «сынах Божьих» потомков верного Богу праведного Сифа, а в дочерях человеческих – порочных представительниц рода Каина.

Другая гипотеза – о соитии девушек с ангелами – отдает низкопробной мистикой, что противоречит всему строю Библии. По духу это мнение вполне соответствует языческим верованиям, оккультным учениям, но не находит никакой моральной опоры в других текстах Писания и Предания. Противоречит она и элементарному здравому смыслу. За что, спрашивается, было наказывать человечество потопом? Если ангелы переступили свое естество, взяв в жены женщин, то их и наказывать нужно. Причем здесь все человечество? Таких доводов существует множество.

Тем не менее в научных кругах «ангельская» гипотеза сегодня является доминирующей, потому что отвечает их представлениям о Библии как о сборнике поэтических мифов. Привлекает она, естественно, и мистиков теософского толка. Доказательства они находят как в апокрифических текстах, не вошедших в Ветхий Завет из-за своей сомнительности, так и в Талмуде – сборнике работ, составленном раввинами после распятия Христа. Определенное смущение вносит в умы и то, что в синодальном переводе Библии, предпринятом в XIX веке с позднеиудейского текста, сынами Божьими действительно именуются только ангелы. Но в латинском Пятикнижии, переведенном в IV веке блаж. Иеронимом с древнееврейского текста, сынами Божьими называют и людей. Например: «Праведники, сыны Божьи, будут навеки соединены с ангелами, сынами Божьими» и т.д.

* * *

Но, конечно же, не на почве борьбы с нелепицей, а только с помощью положительного взгляда на этот вопрос мы можем утвердиться в том, что именно сифитов имел в виду Моисей при составлении Пятикнижия.

Известно, что потомки Каина (каиниты) были гораздо цивилизованнее сифитов – они преуспели в развитии культуры, ремесел, наук, но вместе с тем и порока. Каинитки, много внимания уделявшие зову плоти, нарядам и украшениям, были, несомненно, женщинами обольстительными – недаром сестра Тувалкаина (Тубал-Каина) Ноэма, как полагает Иоанн Златоуст, была изобретательницей проституции.

Насколько трудно противостоять прелестям и порокам цивилизации, нам сегодня хорошо известно. Не справились с этим искушением и сифиты. О том, сколь велико было милосердие Господа, сколь долго Он ждал раскаяния от людей, свидетельствует то, что одна лишь семья – семья Ноя – сохранила ко времени потопа преданность Богу, послушалась предупреждения Господа о надвигающемся возмездии. Даже звери дикие и те взошли на построенный Ноем Ковчег, люди же им пренебрегли. Они пали слишком низко. Умри Ной – и эта участь постигла бы и его семью, последний оплот веры. Поэтому потоп стал неизбежностью.

Три ключевых событиях, описанных в Ветхом Завете, – это исход Ноя, исход Лота из Содома и исход евреев из Египта. Тема исхода из среды нечестивых пронизывает Предание красной нитью.

Степень важности истории исхода Лота подчеркивается в Предании тем, что единственный раз в истории ветхозаветного иудейства людям дано было узреть Троицу. Бог Отец, Бог Сын и Дух Святой явились людям, но только праведный Лот смог понять, Кто перед ним. И снова потоп, на этот раз погубивший не все человечество, а только два города, безнадежно погрязших в распутстве.

Подобно Ною, бежал от цивилизации и Моисей. Как и каиниты, египтяне весьма преуспели в делах земных, но утратили трепет перед Богом Истинным. Смешение с египтянами представляло для будущего народа Божьего смертельную опасность. И Господь вывел сынов Своих из этого страшного места, а войско фараона, бросившееся вдогонку, погибло от наводнения. В напоминание о Всемирном потопе Господь повелел Моисею создать Ковчег – эту величайшую святыню иудеев, в которой хранился текст десяти заповедей.

Именно смешение с нечестивыми людьми является самым страшным грехом для ветхозаветных иудеев. Тема же ангелов в Предании находится почти в полном забвении, чего, конечно, не случилось бы, если б Моисей при описании причин потопа имел в виду служебных духов.

Чтобы осознать важность поднятого здесь вопроса, вспомним, как трактуется история потопа в Талмуде – главной книге тех иудеев, что отвергли Христа. Из этой книги мы можем «узнать» не только о том, что сыны Божьи были ангелами, но и о том, что женой Ноя была Ноэма («Бере-шит рабба» – 23,4) – та самая каинитка, которая, по мнению многих православных богословов, и стояла во главе «дочерей человеческих», растливших сифитов.

Талмуду вторит и древняя секта каинитов (фактически сатанистов, которые родословие свое ведут от самого Каина: будто бы несколько потомков его смогли проникнуть на Ковчег и поэтому сохранились на земле). И создатели Талмуда, и каиниты-сатанисты с каким-то непонятным упорством настаивают на «ангельской» версии причины потопа. Что двигает ими?

На протяжении нескольких тысячелетий экуменизм уже растлил сотни народов и погубил миллионы душ. Но от начала мира до наших дней всегда существовала хотя бы маленькая группка людей, ничем не запятнавшая себя, почитающая истинного Бога, правильно славящая Его. Веру в это и пытаются подорвать враги христианства.

Крови Каина-братоубийцы в нас нет. Корабль, останки которого до сих пор, говорят, покоятся на горе Арарат, уберег нас от нее. И все мы знаем: Ковчег, спасающий людей среди гибнущего мира, есть символ нашей Христовой Церкви.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий