Между Богом и кумиром
В Вологде заканчивают работу над памятником Ивану Грозному, который одно время мечтал перенести в этот город столицу. На очереди возвращение на прежнее место памятника Сталину возле дома, где он отбывал ссылку в 1911–1912 годах. Ещё десять лет назад даже попыток не было увековечить двух этих исторических деятелей на уровне, который можно назвать государственным. Памятники им ставили, но это в частном порядке старались маленькие группы энтузиастов. А тут мы видим одобрение нового губернатора, уловившего некие веяния и в области, и в стране. Если называть вещи своими именами – людей что-то серьёзно не устраивает, вот и ищут они в прошлом наиболее решительных, жестоких лидеров, умевших наводить порядок.
Ведь последние десятилетия были у нас, скажем так, странными. В Общественной палате России недавно презентовали перечень патриотических кинокартин, которые Министерство просвещения рекомендует к семейному просмотру. Из предварительно отобранных 191 фильма только десять были сняты в последние три десятилетия, остальные – ещё в СССР. При этом на поддержку кино Министерство культуры давно уже выделяет суммы, которые в советское время многим режиссёрам и не снились.
В одном только прошлом году поддержали около семидесяти игровых фильмов, но пытаюсь вспомнить, много ли картин о войне – Великой Отечественной, Афганской, чеченских и так далее, снятых после распада СССР, которые глубоко бы меня тронули. Конечно, «Брестская крепость», снятая совместно с белорусами. Наверно, что-то пропустил, но никакого сопоставления с советскими временами. И если бы всё дело было в талантах кинематографистов! Нет, тенденция эта отражает какие-то не очень хорошие процессы, происходящие в государстве, обществе, среди «элит».
Два с лишним года назад мы вступили в войну с половиной мира, если учитывать экономический, военный вес наших противников. Обычные люди, получающие небольшие зарплаты и пенсии, отправляют на фронт кто по сто, а кто и по несколько сот рублей на дроны, средства радиоэлектронной борьбы, кто-то по мере сил шьёт и вяжет для фронтовиков, кто-то заготавливает варенье. При том что государство на военных расходах не экономит. Казалось бы, вновь ставший актуальным лозунг «Всё для фронта, всё для победы!» касается всех. И всё же деньги где-то застревают, а порой разворовываются.
В этом году арестованы уже с десяток высокопоставленных военных, не поддаётся исчислению число уволенных, готовятся новые дела. Году в 1994-м я беседовал с одним из петербургских прокуроров. Это был разгар о приватизации, в которой чиновники участвовали массово, деятельно и далеко не безвозмездно. Спрашиваю: «Сколько у вас арестованных за коррупцию за последние два года?» «Ни одного, – отвечает. – Поймать таких людей за руку, собрать материалы почти невозможно». Сейчас тоже очень трудно, так что на каждого фигуранта уголовных дел приходится неизвестно сколько непойманных.
Отсюда и востребованность Сталина с Грозным, с которыми мы подходим не только к юбилею Победы, но и к юбилею поражения: в следующем году исполняется сорок лет перестройке – началу нравственной деградации нашей страны. Помогут ли Иоанн Грозный и Иосиф Сталин? Многое из того, что они делали, достойно уважения. Но провинившихся в чём-то они губили с тем же рвением, что и невинных, и большая часть жертв – из числа последних. И оба раза страна после них – с некоторым временным лагом – оказывалась на грани гибели. В первом случае это была Смута, во втором – распад СССР. Словно гигантский маятник раскачивается между порядком и хаосом.
Остановить его может только Бог. Но как-то не слышно обращений к Нему, в том числе со стороны сильных мира сего.
Сто с лишним лет метаний между Лениным и Кашпировским, гайдаровскими реформами и памятной доской Маннергейму, прославлением Царя-мученика и станцией метро «Войковская» сильно нас подрасшатали. Нередки сегодня в домах пантеоны, где образ Святителя Николая соседствует с пирамидкой из лавки магии и истуканом какого-нибудь божка из африканских дебрей. Авось что-нибудь да поможет. Так во всём мире, но мало кто столь очевидно нуждается в моральной мобилизации, мало кто находится в нашем положении, когда под угрозой само существование страны.
С нами Бог,
разумейте, языцы,
и покаряйтеся:
Яко с нами Бог…
Вот что могло бы всех нас собрать. Но туговато выходит. Согласно прошлогоднему опросу ВЦИОМ, среди молодёжи до 25 лет 51 процент либо неверующие, либо сомневающиеся, а к православным себя относят 29 процентов – менее трети. Причащается, хотя бы раз в год, во много раз меньше. Прошлой зимой общался с двумя монахами из Архангельской епархии. «У нас самому младшему из братии 39 лет, – сказал настоятель одного из монастырей. – Почти все наши монахи в девяностые в Церковь пришли. Эта мощнейшая волна была, в нулевые ещё не иссякло стремление к монашеству, священству. Сейчас – никого». Второй признался, что последнее рукоположение в Архангельской епархии состоялось четыре года назад.
Как же дальше со всем этим быть? Воистину, страшные события последних лет стали зеркалом, в котором мы увидели себя. Если бы не война, так и остались бы на своих местах казнокрады, не научились бы тысячи отцов и матерей истово молиться за детей. Нет, наверное, храма, где не довелось бы отпевать погибших на фронте детей прихожан, да и за стенами Церкви коснулось многих. Разрушая Покров Божий, мы сами ввергаем себя в бедствия, но начинаем поглядывать на Небо, и мелькнёт у иного мысль: «Господи, помоги, мы тут без Тебя как-то не очень смогли всё устроить, больше расстроили».
Но это ещё не покаяние и тем более не плоды его. Сорок лет у нас немногие спасались, а многие напитывались ядом. А так-то ещё больше, даже не с революции всё началось, и сколько понадобится на исцеление – неизвестно. Если хотя бы начнём выкарабкиваться, пусть по малой пяди, у нас будет другая страна. А нет – тогда не помогут нам жестокосердные кумиры, даже если в каждом селе поставят им по памятнику и начнут приносить жертвы. Понятно, что нет никого, кроме Бога, кто может нас спасти. Понятно, да не всем, вот и колеблются весы, показывающие, чего мы стоим.
Оглавление выпуска Следующая публикация →
Уважаемая редакция Христианской Православной газеты Севера России “Вера”. Сегодня заглянул в электронную версию газеты “Вера”, а именно в колонку комментариев. Заметил, что на мои комментарии в отличии от былых лет, нет никакого отзыва, ни отрицательного, ни положительного. Такого же рода отношение было к моим сообщениям на тему Дарвинизма (эволюции). Безразличное отношение считаю обычным и нормальным, видимо мои комментарии являются не заслуживающих внимания сообщества комментаторов газеты “Вера”. Если у Вас имеется такая возможность, на основании вышесказанного прошу удалить все мои комментарии из статьи Владимира Григоряна “Между Богом и кумиром”.
На будущее, обязуюсь не предоставлять
для публикации свои комментарии.
Всей редакции желаю творческих успехов. С уважением! (о.Александр)
Уважаемый Алексей Иванович! Удалять ваши комментарии было бы, на наш взгляд, некорректно: слова сказаны, в них нет того, что противоречило бы правилам общения на сайте. Другое дело, что люди не вступают в дискуссии с вами… Тут уж мы поделать ничего не можем. Возможно, не задевают за живое, а может, настрой у нашей читательской аудитории не воинственный, не-спорщический. Читают, а выводы делают сами для себя. Это просто надо принять как данность. В свою очередь вам мы можем посоветовать писать не многочисленные комментарии, а цельный отклик непосредственно в газету, для публикации, на какую-либо важную тему или как отклик.
“В свою очередь вам мы можем посоветовать писать не многочисленные комментарии…” — Редакция
—
Хорошо. Благодарю за совет. К сожалению я не сдержал собственного обещания — “На будущее, обязуюсь не предоставлять для публикации свои комментарии.”
Прошу меня извинить. На этом всё.
Уважаемый Владимир, вполне согласен с далеко не радостными мыслями изложенными в Вашей статье. Хорошего мало и к сожалению даже предпосылок для улучшения положения в настоящее время я не вижу. Потому и написал (на другом сайте), что не имею желания впустую писать комментарии.
Вам Владимир и Вашей семье желаю здравия и благополучия в жизни!
– – –
Ниже расположен мой комментарий с другого сайта.
____________________
В последнее время стал замечать потерю желания писать свои авторские комментарии. Если отвечаю, то часто в виде ссылки на ту или иную статью. Почему? Видимо не вижу смысла в своих сообщениях, из-за невозможности изменить что либо в текущих событиях. А констатацией факта и без меня найдутся корреспонденты. Я писал ранее — “Для России не страшны враги внешние, опасны враги внутренние”.
Внутренних врагов у нас хватает. Действуют они открыто, ничего не боясь. А чего бояться внутренним врагам, что даже за все провалы, за невыполнения указов Президента РФ и саботаж, чиновников в России не только не наказывают, а, напротив, раздают ордена, медали и повышают в должности. Разве это не так?
А школьное и ВУЗовское образование?
Риторический вопрос. Впрочем опять я повторяю одно и тоже. Сто́ит ли мне о всём этом писать, в незнамо который раз. Обращусь я лучше к статье В.Н.Крупина — “Шёл старец, видит бесёнка. Тот сидит, ногой болтает. «Ты почему не работаешь?» – «А мне и делать нечего, люди сами за меня работают: пьют, воруют, курят, матерятся, жёнам изменяют».”
Подробнее:
https://ruskline.ru/news_rl/2024/11/13/kak_s_cepi_sorvalis
Отчего у нас все так?
_____________________
“Нравственность поколений Ленина, Сталина, Молотова, Ворошилова и т.д. включая Брежнева, формировалась в их ДЕТСТВЕ, инерцией РЕЛИГИОЗНОСТИ их родителей, дедушек и бабушек и в церковно приходских школах, где они ИЗУЧАЛИ Закон Божий и ВОСПИТЫВАЛАСЬ она на СОВЕСТИ- ЧУВСТВЕ НЕОТВРАТИМОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕД БОГОМ за пребывание в этом мире. По той простой причине, что не было тогда ни книжки Маяковского: “Что такое хорошо и что такое плохо”, как не было кодекса строителя коммунизма высосанного в 1961 году из заповедей Божьих, не знали они и жития “святых” Павла Корчагина и Павлика Морозова, если говорить образно, то ЗАКВАСКА этих поколений была РЕЛИГИОЗНОЙ, а выпечка МАРКСИСТКОЙ. Нравственность поколений, начиная с Горбачева, Яковлева, Ельцина, Шеварднадзе, Шушкевича, Кравчука и т.д. как и 15 МИЛЛИОНОВ коммунистов и 25 МИЛЛИОНОВ комсомольцев, без каких либо УГРОЗ расстрелов или хотя бы репрессий, не ставших защищать ни коммунистическую идеологию, ни соц. строй, ни советское государство, воспитывалась, “выпекалась” на соЗНАТЕЛЬНОСТИ коммунистической идеологии и “научном” атеистическом мировоззрении, во всесоюзных ОКТЯБРЯТСКИХ, ПИОНЕРСКИХ, КОМСОМОЛЬСКИХ и КОММУНИСТИЧЕСКИХ организациях. парадокс в том, что испеченные коммунизмом на РЕЛИГИОЗНОЙ закваске имели пусть зачаточную и приглушенную, но СОВЕСТЬ и ЕЙ они ПОСТРОИЛИ СССР и ЗАЩИТИЛИ его во время ВОВ и до какой то степени развивали его, а заквашенные и испеченные на соЗНАТЕЛЬНОСТИ коммунистической идеологии и на “научном” атеистическом мировоззрении, по факту РАЗВАЛИЛИ его. По ФАКТУ тем, кого называли НАСТОЯЩИМИ коммунистами, УСПЕЛИ привить зачатки СОВЕСТИ, а те у кого ИНЕРЦИЮ религиозности ИСТРЕБИЛИ “научным” атеизмом, а вместе с ней остатки совести и восПИТАЛИ на ЧИСТО соЗНАТЕЛЬНОСТИ коммунистической идеологии, и братском пролетарском интернационализме, оказались НЕ НАСТОЯЩИМИ.
Нравственность в СССР паразитировала на ИНЕРЦИИ тысячелетней православной религиозности и когда ее мощью государства привели к НУЛЮ, коммунистическая соЗНАТЕЛЬНОСТЬ-советская нравственность, советская экономика и советская государственность, без угроз расстрелов или хотя бы репрессий, лопнули как мыльный пузырь.
Если мы не восстановим русский ДУХ, не поможет нам ни кучка утративших реальность жизни фанатиков марксизма, ни ядерное оружие, ни развитая экономика и ОПК, Россию без горячих и холодных войн наши ближайшие потомки “непомнящие своего РОДСТВА”, от которого на определенном этапе нашей истории заставили отказаться, в пользу интернационализма, устроив братоубийственную войну, растворятся без остатка в общечеловеческих ценностях европейства, и развалят Россию своими эксклюзивными хотелками. Сегодня главная проблема после экспериментов с призраком коммунизма, даже не в том, что утрачено единство русских, а в том что русофобия растёт уже внутри русской нации.”
Парадокс – государствообразующая нация не имеет национального государства. В результате событий 1917-2024 г, русские – единственный народ, который не имеет национального государства, власть – как защиту нации. Все народы бывшего СССР имеют национальные государства – от татар до южных осетин и абхазцев. Кстати, многие уже забыли, на почве чего развалился Советский Союз. В своё время именно Борис Николаевич Ельцин сказал, мол, с какой это стати Россия, на территории которой сосредоточены почти все союзные запасы нефти и газа, кормит и питает 14 республик-нахлебников. И вот “нахлебников” уже нет, но означает ли это, что русский народ, русское большинство и все народы России получили в свои руки национальные богатства своего Отечества? НЕТ!
Их получили два-три десятка семей и не более того. Таким образом, подобные вещи всегда оборачиваются обманом и предательством собственного народа.
Возникает вопрос: а как инициировать рассмотрение русского вопроса? Как заставить власть, общество, прессу, СМИ, которые соблюдают то самое табу на обсуждение русского вопроса начать о нём хотя бы говорить, хотя бы его обсуждать. И ещё об одном хочется непременно сказать в этом контексте. Дело в том, что подобная постановка вопроса ни в коем случае не означает наше желание кого-то ущемить. Обычно, как только стоит сказать о том, что русские должны стать государствообразующим народом, что русские должны стать титульной нацией, официально должны быть провозглашены в России, тут же возникает крик – что скажут все другие народы? Им же будет обидно. Слушайте, оставьте эти глупости, почему никого не задевает, что татары в Татарстане – титульная нация, составляя едва половину населения? Почему никого не удивляет, что мордва в Мордовии, где она составляет чуть больше трети, тоже титульная нация. А в Адыгее и вовсе 22% процента адыгейцев, тем не менее, там они – титульная нация, и никого это не оскорбляет и русских, прежде всего. Так что не надо лгать.
Спасибо, так и есть. Откуда цитата?