На костях

Рубрика • Перекрестки •

Участок дороги между поселками Емваль-1 и Емваль-2 по трассе Сыктывкар – Эжва по своему состоянию ничем не отличается от остальной дороги. Но почему-то именно этот небольшой (в несколько сот метров) участок отмечен повышенной аварийностью. Машины здесь сталкиваются и слетают в кювет почти что еженедельно, при самой благоприятной для автомобилистов погоде.

Авария в долине смерти

Коварство этого места заметили не только водители. Гаишники установили здесь специальный ограничитель скорости и пост ГАИ. Но и эти меры безопасности не предотвращают аварии, которые продолжают совершаться здесь с той же методичностью и неотвратимостью.

Мне, жителю Эжвы, работающему в Сыктывкаре, постоянно приходится ездить по этой дороге и видеть многочисленные столкнувшиеся и перевернутые автомобили. Много я слышал объяснений столь непонятному явлению.

Часто повышенную аварийность дороги объясняют затяжным спуском от Емваля-1 к човскому мосту. Но спуск этот очень пологий и не представляет никакой опасности для водителей. От многих водителей мне приходилось слышать, что на этом участке дороги они чувствуют на себе какое-то непонятное давление, испытывают необъяснимый страх. Некоторые объясняют это каким-то древним проклятием, наложенным на это место. Кто-то говорит о существовании пустот внутри земли под дорогой, якобы обнаруженных геологами, которые якобы и образуют геомагнитные поля, наводящие страх на водителей.

Происхождение непонятного, вызывающего страх поля связывают также с внутренним разломом земли и руслами двух таежных речек – Емвальки и Човью, протекающих через дорогу в этом месте. Но больше всего разговоров приходилось слышать о Божием наказании за снесенное при строительстве дороги кладбище. Некоторые водители рассказывали мне, что по ночам видят здесь необычное белое свечение, которое встает вдоль дороги сплошной стеной и наводит на людей страх.

Совсем недавно я услышал еще одну версию причин аварий. Проезжая по этому месту на автобусе мимо очередной перевернутой машины, услышал сокрушенный голос соседа, обращенный неизвестно к кому:

– Говорили им бабки: нельзя грунт с кладбища возить, Господь накажет. Дак нет же, не послушались старых людей, только посмеялись над ними…

– А кто возил-то? – спросил я у соседа.

– Да мы и возили по приказу начальства. СУ-8 строило эту дорогу. Там я раньше работал. В 65-м году это было. Песок для отсыпки брали с кладбища, что расположено рядом на берегу Емвальки. Бульдозером все кресты сгребли в одну кучу, расчистили место и экскаватором черпали песок вместе с косточками. Этими костями и отсыпали дорогу, выровняли ее и подняли – вишь на какую высоту! Все здесь костями устелено. Бабки приходили, ругались, да никто их не послушался. Смеялись: “Какой там Господь? Никакого Бога нет”. А сами, чтоб скрыть следы, все могилы потом на кладбище заровняли, а на месте образовавшегося котлована сделали свалку…

Сосед замолчал, а потом сокрушенно покачал головой:

– Вот тебе и нету Бога… Сколько людей уже из-за них разбилось! О-хо-хо…

И так тяжко вздохнул, словно нес на себе нелегкую ношу всех трагических смертей, произошедших здесь за 30 лет существования дороги.

А та “подпольная”, незаконная свалка, расположенная на месте бывшего кладбища между двумя Емвалями, существует до сих пор. Последнее время туда сваливают отбросы испорченных продуктов и сгнивших фруктов незадачливые коммерсанты. Карьер этот, находящийся в высоком сосновом бору, уже снова зарос деревьями. Но почему-то здесь растут не сосны, а густые заросли ольхи и березы. Места эти грибные, и в летнее время здесь полно грибников.

Раньше я тоже любил бродить в этом месте. Я испытывал здесь какую-то необъяснимую грусть и тоску. Собирал в сосновом бору по краям карьера бруснику, которой были усыпаны все холмы. И тогда никак не мог понять: откуда посреди ровного бора взялись эти правильные, вытянутые холмы и почему на них так много красных, словно застывшие капли крови, ягод? А потом я ел их горстями и удивлялся необычайному вкусу. Ягода казалась не кислой, а приторно сладкой и почему-то долго горчила во рту…

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий