Иконописец Божьей милостью

Невидимая жизнь

Когда я впервые услышал о росоточении иконы Божией Матери «Скоропослушница» в Печорском Скоропослушническом женском монастыре, то подумал, что это чудо являет какая-то старинная икона. Каково же было удивление, когда узнал, что эта икона современного письма и написана она не схимником-монахом в монастыре, а вполне светским художником в городской квартире.

В этой уютной, обставленной старинными вещами двухкомнатной квартире, расположенной в центре Ухты, я и встретился с автором чудотворной иконы – ухтинским художником Олегом Ивановым. Несмотря на обустроенную семейную жизнь, художник произвел на меня впечатление человека, живущего «в себе» своей отдаленной от людей внутренней жизнью.

Немногословный и сдержанный в словах, хозяин как-то сразу вызвал во мне доверие и уважение. Он сразу же пригласил меня за стол, предложил чай. В квартире никого, кроме нас, не было. Только изредка с улицы прибегала озорная шустрая дочка художника Анечка, брала игрушки и снова убегала на улицу.

– Олег Борисович, расскажите, как вы пришли к Богу?

– В школе, как и многие мои сверстники, я не верил в Бога. Правда, с детства любил рассматривать иконы. В 1968 году, помню, отдыхал у родственников в Пятигорске. Было мне тогда 17 лет. Бабушка попросила меня поставить в церкви свечку за упокой. Я пришел в церковь, купил свечку, а куда ее ставить – не знаю. И поставил на первый подсвечник к ближайшей иконе Богоматери. Вдруг вижу, как икона на мгновение ожила и в глазах Богородицы появились слезинки. По мне тогда какое-то сильное теплое поле прошло. Понял я, что делаю что-то не то. У какой-то бабушки спросил, правильно ли я поставил свечку. Она объяснила, что здесь свечки ставятся во здравие, а возле Николая Угодника – за упокой. С той поры, кто бы мне ни говорил, что Бога нет, я никому не верю. Не может быть, чтобы икона, если это простая картина, сама могла плакать…

В следующий раз я специально пришел в храм просить прощения у Богородицы за свою оплошность. Я молился своими словами перед иконой, пока не почувствовал, что прощен и не увидел улыбку на Ее лице. Потом приходил в церковь еще пять раз и смотрел на чудесно меняющийся лик Богородицы. А окрестился я совсем недавно, будучи уже взрослым человеком.

– А как вы стали писать иконы?

– Еще в детстве было сильное влечение к живописи. Любил рисовать и перерисовывать все. Когда мы переехали из Сосновки в Ухту, я стал ходить на кружок рисования к чудесному старичку Николаю Васильевичу (забыл фамилию), талантливому педагогу, обладающему энциклопедическими искусствоведческими познаниями. Мне было тогда девять лет. Через историю картин и жизнеописания знаменитых художников Николай Васильевич заставил меня полюбить живопись. Много помог и мой учитель рисования Виталий Пантелеймонович Попов… Когда я брал в руки кисти и карандаши, забывал про все вокруг. В школе участвовал в городских общешкольных выставках. В армии работал художником: писал плакаты, оформлял интерьеры.

После армии окончил Ухтинский индустриальный институт, долгое время работал по специальности горным инженером по эксплуатации нефтяных месторождений. На этой работе я и написал первую икону.

А о занятии иконописью мне было как бы предсказано.

Лет 6-7 назад жена заболела и лечилась у одной женщины из Шудаяга. Та, не зная меня, описала жене по телефону мой портрет, сказала, что я художник, что скоро буду писать круги и чем больше кругов напишу, тем больше дарований во мне откроется, потом буду музыку сочинять и на фортепьяно играть без подготовки. Я тогда не поверил ей, подумал, мол, что за бред несет, а когда первый круг написал (святой нимб над главою Христа), вспомнил слова той женщины. Музыку я пока, правда, не сочиняю и на фортепьяно не играю (смеется).

А первый заказ на иконы я получил от отца Димитрия в 1991 году для иконостаса только что открывшейся в Ухте церкви. Написать иконы он предлагал и другим художникам, но никто не брался. Одни считали это малоинтересным делом, другие морально были не готовы. Ведь писать иконы – это еще и большая ответственность. Художник сам должен быть верующим и смиренным человеком, лишенным внутренней гордыни. При написании икон важно не отступить от оригинала, соблюсти все каноны…

А заниматься иконописью я стал неожиданно для себя. События, которые этому предшествовали, были не самые радостные в моей жизни. Так получилось, что стал писать иконы после большого греха. Не знаю даже рассказывать или нет…

Сказал это Олег Борисович и надолго задумался…

– Дело в том, что, когда мой отец развелся с матерью на старости лет и уезжал от нас в Сыктывкар к другой женщине, он подарил мне на прощанье репродукцию иконы «Скоропослушница». Не знаю, что за помутнение рассудка на меня тогда нашло, но я взял и разорвал эту икону. Словно с ума сошел. Потом уж только осознал, какой большой грех совершил. Очень большой грех. Не замолить мне его всю жизнь. Тогда я сильно каялся. День и ночь молил Богородицу, чтобы Она простила меня, просил у Господа, чтобы дал мне возможность искупить вину…

А через месяц после того, как я порвал иконку «Скоропослушница», пришел человек от отца Димитрия и предложил написать для храма иконы. Вначале я отказался, но спустя некоторое время понял, что это Господь дает мне шанс. Нашел этого человека и дал согласие.

Получив заказ от отца Димитрия, я взял отпуск и принялся за работу. Просиживал над иконами по 18-20 часов в сутки, с раннего утра и до 4-5 часов ночи. Мне тогда очень хорошо работалось, чувствовал себя окрыленным. Испытывал какое-то сладкое чувство покаяния и очищения, благодарил Бога, что Он даровал мне все это. Свои первые иконы, несмотря на дотошность, с которой я обычно работаю, и постоянную неудовлетворенность сделанным, я написал очень быстро. Спасителя – всего за десять дней, а «Скоропослушницу» – за две недели. Чувствовал, что иконы получились. И отцу Димитрию они понравились, заказал потом еще три иконы. А первые две я подарил храму бесплатно. Сейчас иконы Вседержителя, «Скоропослушница», Стефана Пермского и Николая Чудотворца установлены в иконостасе церкви. И еще я написал для нашего храма большую икону Святой Троицы.

 – Я уже видел ваши иконы, и, признаюсь, поразило то, что они смотрят как живые. А у Николая Чудотворца такой строгий взгляд, что в глаза ему смотреть невозможно.

– Николай Угодник мой заступник. Он мне по жизни постоянно помогает.

Во время освящения икон произошел удивительный случай. Одна прихожанка рассказала мне потом, как из иконы Спасителя вышел голубой искрящийся шар, который пролетел над иконостасом и, минуя Царские врата, вошел во главу Божией Матери, расположенную по другую сторону от Царских врат. Через некоторое время из этой иконы вышел сияющий золотой шар, он начал расти в размерах и во время проповеди отца Димитрия, когда все люди стояли на коленях, рассыпался на мелкие шары, которые прошли по рядам и опустились на головы прихожан. Не знаю, верить или нет, но видело это чудо несколько человек. После этого случая приходили ко мне экстрасенсы, говорили, что я теперь обладаю большой энергией, предлагали научить меня лечить людей. Только я отказался. Все их лечение не от Бога. Они у одних людей энергию забирают, а другим отдают. А лечиться должны не органы, а души. Все наши болезни от болезни души. Надо идти в церковь и молиться о спасении, тогда и болезни пройдут.

– Олег Борисович, расскажите, как вы написали «Скоропослушницу» для Печорского монастыря?

– Когда владыка Пантелеимон приезжал на освящение нашего храма, с ним вместе приезжал отец Питирим. Тогда отец Питирим после службы, наверное, около часа простоял возле иконы «Скоропослушница». Он и заказал мне эту икону. Дал задание написать ее на листе оргалита, высотой 1 м 70 см, только не с гладкой, а с шероховатой стороны. У отца Питирима «Скоропослушница» – самая любимая икона, ею благословил его еще владыка Исидор при пострижении в монахи.

Я писал этот образ все лето и закончил только осенью. Помогала мне дочка Анечка, ей было тогда девять лет. Дочка у нас верующая, молится и крестится с шести лет. Никто ее этому не учил. Я работал, а она все крутилась возле, просила что-нибудь поделать. Тогда я, чтоб она не мешала, дал ей кисть и попросил закрашивать квадратики на одежде Богородицы. Она закрашивала, а я потом подправлял. Так она у меня всю одежду у Богородицы и покрасила.

– А вы знаете, что ваша икона росоточила?

– Да, мне потом об этом рассказали. В том, что икона замироточила, никаких моих заслуг нет. Это все по молитвам владыки Питирима. Ко мне потом приезжала комиссия – расспрашивали, какими красками пишу, попросили сделать отчет. Заросоточила она 20 марта 1993 года, в праздник Торжества Православия, поздно вечером. Первой чудо росоточения увидела игуменья Мария-Магдалина. Отец Питирим помазал ее и всех присутствующих в храме святым миром. Потом отслужил благодарственный молебен и совершил крестный ход с иконой вокруг монастыря. Во время хода отец Питирим видел, как Сама Богородица шла навстречу крестному ходу и как Она, приблизившись, вошла в икону. В это время я был в командировке на буровой в Усинске и во время крестного хода проснулся от необычайного волнения.

От иконы были многочисленные исцеления. Они подробно записаны в тетради в печорском монастыре. Как мне рассказывали, икона первоначально росоточила несколько дней, потом в разное время росоточила еще несколько раз. Святую росу собирали ваткой в лампадку и раздавали прихожанам лечиться. Эта икона является престольной в обители и помещена в иконостасе справа от Царских врат. А монастырь назван в честь явления видения Божией Матери, такой, какая Она изображена на иконе «Скоропослушница». Произошло это чудо в 1992 году в небе над местом будущего основания этой обители.

Потом отец Питирим заказал мне трех Усть-вымских святителей – Герасима, Питирима и Иону. Из монастыря приезжали забирать эту икону в день праздника этим святым. Меня тоже пригласили в Печору на праздничную литургию и на освящение иконы. После ее освящения все подходили и прикладывались к иконе. Я тоже приложился к «собственному творению», которое уже было не моим. Еще я написал для печорского монастыря Николая Угодника.

Печорский Скоропослушнический женский монастырь

– Сейчас над чем вы работаете?

– Сейчас у меня заказов нет. Последние две иконы я написал для частных лиц в прошлом году. Тогда я сидел без денег, очень тяжело было. Так получилось, что почти год оставался без работы. В это время меня нашел один состоятельный человек и заказал большую икону Спасителя. А его друг все его отговаривал: зачем, мол, платишь такие большие деньги для новой иконы, когда сейчас старинные иконы ценятся. А когда пришли получать эту икону, друг встал около нее, долго смотрел да потом взял и себе точно такую же заказал. Так что Господь меня в беде не оставляет. Сейчас тоже испытываю трудности. Со своей работы уволился. Работы по моей специальности нет. Недавно вот устроился сторожем. Но я не расстраиваюсь, верю, что Господь поможет. Ведь всегда в трудные минуты получал помощь Божию.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий