Памяти святителя

Выступление Святейшего Патриарха на торжественном собрании в честь юбилея 600-летия преставления святителя Стефана Пермского

Перед своим выступлением Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II огласил только что поступившую поздравительную телеграмму Президента России:

«Ваше Святейшество! Примите самые сердечные поздравления со знаменательной датой 600-летия со дня кончины святого Стефана, епископа Пермского, выдающегося православного просветителя, апостола Русского Севера. Для нынешних поколений россиян этот святой подвижник является достойнейшим примером жертвенного служения Отечеству и живущим в нем людям, примером преданности делу духовного просвещения. Убеждён, что, следуя этому примеру, наши современники, церковные и светские просветители умножат свои труды ради блага россиян, ради созидания будущего отчизны. Б. Ельцин».

Далее Алексий II сказал:

…В последние годы в нашей стране огромное значение приобрёл праздник славянской письменности в прославление памяти святых первоучителей Кирилла и Мефодия. Святые равноапостольные братья стали зачинателями целой семьи славянских национальных культур. Создание новой письменности – событие не столь частое в мировой истории. Это явление характерно для времени христианизации Римской империи. Завершение эпохи христианизации ознаменовано созданием славянской письменности.

Святитель Стефан Пермский продолжил традицию, идущую от апостолов и святых просветителей Кирилла и Мефодия, подвигам которых многие народы, ставшие христианскими, обязаны созданием национальной письменности. Миссионерское служение святителя Стефана, приобщение зырянского народа к христианству неотделимо от его культурной деятельности – создания азбуки, литературного языка, письменной культуры.

В отличие от равноапостольного князя Владимира, крестителя земли Русской, святитель Стефан не использовал власть, чтобы побудить язычников к принятию святого крещения. Святитель Стефан с неутомимым усердием прошёл по Пермской земле тысячи километров, основывая церкви, часовни и ставя кресты. Святитель Стефан нёс зырянскому народу богооткровенную религию с её богатейшими тысячелетними традициями, и его труды принесли свои плоды. Евангельское слово мира и любви он обращал прежде всего к молодому поколению, оказавшемуся более восприимчивым к святому православию. Поэтому нынешний юбилей 600-летия со дня кончины святителя Стефана Пермского очень важен для осознания того, кто мы есть, каково наше призвание, кто наши великие предки, к чему нам нужно возвращаться.

Мы живём в такое время, когда многим государственным и церковным деятелям устанавливаются памятники. Уже стоит памятник духовному другу святителя Стефана – Преподобному Сергию Радонежскому. Сегодня мы были на закладке храма в память и в честь святителя Стефана, епископа Пермского, просветителя этого края. Я думаю, что воссоздание этого храма будет лучшим памятником святителю Стефану в память о его просветительской деятельности. Но думается, что нужно подумать о том, чтобы именем «великого зырянина», как его называет один современный автор, назвать и улицу, селение, чтобы тем самым его память стала еще более неотъемлемой собственностью, нашим живым историческим духовным достоянием.

Встреча Стефана и Сергия

Образование новой епархии Русской Церкви в Усть-Выми имело огромное значение для Коми края. Как Москва со времени митрополита Петра (1326 г.) становится церковным центром,  государственным – значительно позднее, так и здесь начинается вхождение в Московскую Русь с приобщения к христианским ценностям. С этого времени начинается духовный подъем епархиального города, ставшего административным и религиозным центром огромного края.

Став епископом, святитель Стефан ещё усерднее продолжает начатое миссионерское служение. В его житии мы читаем: «И грамоте пермской учил их, и книги писал им, и святые церкви ставил им и освящал, иконами украшал и книгами наполнял, и монастыри устраивал, и в чернецы постригал, и игуменов назначал, священников и дьяконов сам поставлял, и иподьяконов ставил. И священники его на пермском языке служили обедню, заутреню и вечерню, по-пермски пели, и канонархи его всякое пение по-пермски возглашали».

Святитель Стефан создавал школы, дома для престарелых и странников, основал несколько монастырей: помимо Архангельского в Усть-Выми, Архангельский в Яренске, Спасский и Стефановский в районе Усть-Сысольска. Благодаря поездке владыки Стефана в дом к Новгородскому архиепископу Алексию удалось добиться мирного отношения Новгорода к Перми. Святитель Стефан – это просветитель, миротворец, молитвенник, собеседник святых современников. Многогранная деятельность просветителя вызывает у наших современников благоговейное чувство преклонения пред ним и пред его трудами».

История русских святых – это история лучших сил нашего народа, внесших вклад в развитие нашей истории, культуры, письменности, морали, нравственности и духовности. В жизни святых мы нередко видим соборное начало в их подвижнических трудах. Это хорошо отметил наш знаменитый историк Василий Осипович Ключевский, когда он говорил о духовном друге святителя Стефана Пермского – Преподобном Сергии Радонежском. Он говорил:

«В начале 40-х годов XIV века совершились три знаменательных события. Из Московского Богоявленского монастыря вызван был на церковно-административное поприще скрывавшийся там скромный сорокалетний инок Алексий. Тогда ещё двадцатилетний искатель пустыни, будущий Преподобный Сергий, в дремучем лесу Радонежа поставил маленькую деревянную келью с такой же церковью. А в Устюге в семье бедного соборного причётника родился сын, будущий просветитель Пермской земли святой Стефан.

Ни одного из этих имён нельзя произнести, не вспомнив двух остальных. Эта присноблаженная триада ярким созвездием блещет в нашем XIV веке, делая его зарей политического, нравственного и государственного возрождения Русской земли. Тесная дружба и взаимное уважение соединяли их друг с другом. Митрополит Алексий Московский навещал Преподобного Сергия в его обители и советовался с ним, желая иметь его своим преемником. Припомним задушевный рассказ из жития Преподобного Сергия о проезде святителя Стефана Пермского мимо Сергиева монастыря, когда оба друга на расстоянии десяти с лишним вёрст обменялись братскими поклонами (я хотел бы напомнить, что за братской трапезой в Троице-Сергиевой Лавре прерывается трапеза и вспоминается этот случай, и произносится молитва: «Молитвами святителя Стефана, епископа Пермского и Преподобного Сергия, игумена Радонежского, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас»). Все три пастыря подвизались каждый на своём поприще, делая одно общее дело, которое простиралось далеко за пределы церковной жизни и широко захватывало политическое положение всего народа. Это дело укрепления Русского государства, над созиданием которого трудились московские князья четырнадцатого века. Это дело было исполнением завета, данного русской церковной иерархии величайшим святителем Древней Руси митрополитом Петром. Они приложили к делу могущественные духовные силы, это были образованнейшие люди своего века. Поэтому ведь и удалось московским князьям так успешно собрать в своих руках материальные, политические силы русского народа, что им дружно содействовали добровольно соединившиеся духовные его силы. Святитель Стефан пошел с христианской проповедью в Пермскую землю продолжать дело просвещения заволжских иноверцев. Так церковная иерархия благословила своим почином те народные цели, достижение которых послужило основанием самостоятельного государственного существования нашего народа. Это сосредоточение раздробленной государственной власти в московском княжеском доме и приобщение восточноевропейских инородцев к Русской Церкви и народности посредством христианской проповеди».

Это слова нашего великого историка Ключевского.

Совместные труды трёх названных церковно-исторических деятелей далёкого четырнадцатого столетия и в наши времена являют нам яркий пример необходимости объединения усилий всех здоровых и созидательных сил нашего общества в преодолении кризисного состояния и возрождении духовности. Русская земля всегда спасалась в трудные времена обращением к Богу, совокупным единением всех соборным разумом.

Святитель Стефан прожил многотрудную жизнь. Блаженная кончина постигла его в Москве, где он и был погребён в кремлёвском соборе Спаса-на-Бору. «Положили его в преславном граде Москве, в монастыре Святого Спаса, в церкви… на левой стороне», – читаем в житии святителя. О его трудах и подвиге мы знаем прежде всего из летописей и его жития, написанного троицким иноком Епифанием Премудрым.

Необычайно окончание жития. Это плач пермской паствы, плач по нем верующих людей Перми, когда он отошёл ко Господу. Но и нам, ныне отмечающих 600-летний юбилей, есть над чем сокрушаться. В 1930 году кремлёвский храм Спаса-на-Бору был снесён. Утеряно захоронение святителя Стефана. В 1896 году отмечалось 500-летие со дня кончины святителя Стефана Пермского. В день его памяти в центре Усть-Сысольска был освящён главный Стефановский престол нового собора-памятника, построенного по утверждённому в 1852 году Николаем Первым проекту. Возвышавшийся на 45 метров, он был самым крупным зданием в Зырянском крае. Весной 1932 года он был снесён. Святитель закладывал духовные и культурные основы зырянского народа. Наши отцы и деды в революционном угаре надругались и уничтожили наши святыни, связанные с именем святителя Стефана. Нашему поколению выпала задача возродить и восстановить уничтоженные святыни. Наступило время не разбрасывать, а собирать камни.

Я поздравляю всех вас со знаменательным юбилеем северного края – 600-летием блаженной кончины святителя Стефана Великопермского. Я поздравляю всех вас с 51-й годовщиной Великой победы в Отечественной войне нашего народа. Этот подвиг не должен быть никогда забыт. Он имеет огромное воспитательное значение. Мы были едины – все народы Советского Союза вместе ковали Великую Победу. И сегодня в мире и согласии в России мы должны продолжать подвиг наших великих – и далёких, и близких – предков. С праздником!

  (Печатается по стенограмме)

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий