Светлая седмица на Коми земле

Пасхальные празднества прошли во всех наших приходах, в том числе в тех, которые открыты недавно. В нынешнем году их довольно много. Вот лишь некоторые картинки общего нашего торжества.

Ижма

Этот районный центр находится далеко на севере, там, где начинается тундра. Последнее время храм там пустовал, а до этого внутри располагался склад. На Благовещение сюда приехали дети – православные следопыты из Ухты, произвели в храме уборку. Успели как раз к Пасхе. Фрески, сохранившиеся на сводах храма, будто ожили. На праздничное богослужение собралось много народа.

А в других сельских храмах района – ныне клубах – в это время гремели ночные дискотеки. Не ведали, что творили. Наутро ижемские прихожане подали молодежи добрый пример – как праздновать Пасху и когда праздновать. Впервые за десятилетия соорудили они, как в старину, пасхальные высокие качели. Конструкция их проста и красива: несколько длинных жердей, стянутых вверху кожаными ремнями. Семь дней, к восторгу молодежи, взмывали к небу пасхальные качели. А в день Радоницы их разобрали – до следующей Пасхи.

Слудка

Это село в Сыктывдинском районе. В нем два храма, но служить в них нельзя, они полуразрушены. И село довольно многолюдное, но верующих немного.

Село Слудка. 1937 год

Недавно сюда поставили священника Виталия Размыслова – уроженца этих мест. Под его руководством один из жилых домов был переоборудован в молитвенный дом. В пасхальную ночь батюшка повел крестный ход от молитвенного дома к заброшенной церкви Троицкой и там возгласил «Христос воскресе!». Затем крестный ход прошел по всему селу, и на улицах к нему присоединялись все новые и новые люди.

Сыктывкар

Первое пасхальное богослужение в сущем сане совершил в Вознесенском кафедральном соборе епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим. В полностью отремонтированном и богато украшенном храме, как всегда, было множество людей, в подавляющем большинстве молодых, и, что благоприятно отличало праздничное богослужение в этом году, почти не было пьяных. И хотя, как видно, «Отче наш» знали среди них немногие, на радостные епископские поздравления пастве «Христос воскресе!» молящиеся отвечали дружным «Воистину воскресе!». Приметна и любопытная новая деталь: после наплыва людей в храм к крестному ходу в полночь примерно через час стало посвободнее, зато к трем ночи – времени окончания праздничного богослужения и освящения куличей – в храме вновь стало тесно. После богослужения верующих во все отдаленные районы города развезли автобусы, и много окон еще почти до утра светилось в многоэтажках: православные, разговляясь, справляли Воскресение Христово.

***

У местной старообрядческой общины пока еще нет своего храма, зал предоставил ей Финно-угорский центр. Сейчас там идет выставка художника В. Осташева, вернувшегося из Болгарии. Думали: снять картины на время богослужения или занавесить? Наставник общины решил их не трогать: на картинах пейзажи, красота природы. Не помешают. Поставили переносный иконостас, который умещается в самодельном фанерном чемодане.

Богослужение длилось более пяти часов. Христосовались по удорскому местному обычаю, на что было дано благословение из Москвы. Он несколько отличается от общепринятого. Прихожане по двое подходят к аналою, говорят приходное начало («Боже, милостив буди мне грешному…»), целуют подножие креста на аналое и, поклонившись друг другу, с возгласом «Христос воскресе!» троекратно лобызаются. Остальные, ожидая своей очереди, поют древний распев: «Христос воскресе из мертвых, смертию на смерть наступи, и гробным живот дарова». Когда пары похристосуются, начинают ликоваться все. Потом общая трапеза.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий