Вместе
11 февраля – Собор новомучеников и исповедников Российских. Их скорбной и святой памяти посвящается этот материал.
Рубрика • Мученики•
ТРОПАРЬ НОВОМУЧЕНИКАМ, глас 4.
Днесь радостно ликует Церковь Русская, яко мати чада, прославляющи новомученики и исповедники своя: святители и иереи, царственные страстотерпцы, благоверные князи и княгини, преподобныя мужи и жены и вся православныя христианы, во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия и кровми истину соблюдшия, тех предстательством, долготерпеливе Господе, страну нашу в православии сохрани до скончания века.
В тот год 17-летняя выпускница Устюжского епархиального училища Мария Рогова вышла замуж, ее избранником был выпускник Вологодской духовной семинарии Прокопий Шаламов. Вот снимок, сделанный после венчания с надписью на обороте: «Супруги Шаламовы, г. Великий Устюг, 1899 год». Внимание сразу приковывает ее взгляд, не по-молодому серьезный, углубленный, как будто видящий что-то такое, чего не передать словами… И теперь, когда я узнала об их трагической судьбе, мне кажется, что взгляд ее уже тогда выражал, предвидел, что их ждет впереди.
Сразу же после венчания молодые отправились на родину мужа, в с. Вотча Усть-Сысольского уезда, где Прокопий Шаламов стал служить священником при Богородице-Рождественской церкви, заменив своего престарелого отца Николая Шаламова. Родители Марии жили неподалеку, в селе Чухлом, отец ее тоже был священником, служил в Крестовоздвиженской церкви. Брак Марии и Прокопия не был случаен, родители давно знали друг друга и, как это было принято в их кругу, уже в детстве сосватали их.
Род Марии Роговой издревле считался духовным, и дед ее, Алексей Рогов, служил священником в селе Вишера, а его предки были из села Коквицы Яренского уезда – еще с XVII века все служили при церкви. С такими же древними духовными корнями был род Прокопия Шаламова: его отец, Николай Шаламов, прибыл в Вотчу из Устюжского уезда, где и отец его, Иоанн, и дед его, Максим Шаламов, служили при церквах.
Мать Прокопия, Татьяна Андреевна (Мусникова), тоже была из духовного сословия. В молодости она пережила сильное душевное потрясение: на ее глазах молнией убило одного из ее детей, – и она долгое время страдала нервным расстройством.
Всего у Прокопия было четверо братьев и сестер. Старшая сестра, Ольга (1864 г.р.), вышла замуж за священника Николая Соколова, и жили они в с. Важкурья. Сестра Мария (1873 г.р.) была замужем за священником Михаилом Поповым, который служил во Владикавказской епархии. Сестра Елизавета (1870 г.р.) окончила курсы народных учителей и работала долгое время учительницей в с. Вотча.
Старший сын, Тихон Шаламов (1868 г.р.), после окончания Усть-Сысольского духовного училища окончил Вологодскую духовную семинарию, служил священником на Кадьяке Алеутской епархии в Америке. В 1904 году вернулся в Вологду и служил священником в Софийском соборе. Здесь у него родился сын Варлаам, который стал известным писателем, автором «Колымских рассказов». В своей исповедальной книге «Четвертая Вологда» Варлам Шаламов пишет и о своем отце, и о деде. Отец, по словам писателя, «родился в темной устьсысольской глуши», и сын считал его «полузырянином». Возможно, так оно и было, многолетнее служение в зырянском крае выходцев из Устюга и сделало их «полузырянами» – уже дети Николая Шаламова породнились с детьми зырян. А сын его Прокопий всю свою жизнь отдал служению на коми земле, прослужив в Вотчинском приходе до 1931 года…
Прокопием Шаламовым был составлен уникальный и единственный в своем роде труд «Церковно-историческое описание Вотчинского прихода Устьсысольского уезда Вологодской губернии», который был издан в Усть-Сысольске в 1911 году типографией «Следников и К°». В предисловии к этой книге он пишет: «Цель составления настоящей брошюры дать знать будущим членам приходской церкви и прихожанам о прошедших днях своей приходской церкви и прихода, а также дать краткое пособие для будущего историка Православной Церкви и русского царства».
Книга написана в прекрасном литературном, научно-исследовательском стиле. У автора чувствуется большая любовь к родному краю, к своим родителям. В ней много фактического материала. В частности, он отмечает, что еще около 1390 года в Вотче святым Стефаном, епископом Пермским, был устроен монастырь.
В некрологе «Венок на могилу доброго пастыря», посвященном отцу Прокопия Шаламова, написано: «Ноября 3-го дня 1910 года, в 10 часов вечера, мерные удары колокола возвестили жителям села Вотча о кончине 83-летнего старца-пастыря иерея Божия Николая Шаламова…
Тяжел казался подвиг пастырского служения в незнакомом краю и чужом народе. Нерадостны были первые впечатления по приезде к месту служения: обширный неустроенный приход, разбросанность деревень при полном отсутствии сносных путей сообщения, хотя и родной по вере, но чуждый по языку народ, полное невежество и темнота его, неустройства по храму. Сколько предстояло забот, труда, энергии, сколько душевной крепости, чтобы не пасть духом… С первых же дней служения является у него мысль иметь в приходе школу. И вскоре он приводит ее в исполнение, открыв на свои трудовые скромные средства в своем убогом домике школу грамоты. И долгие годы, вплоть до 1881 года, когда было открыто в селе земское училище, он преподает в ней безвозмездно начатки грамотности и христианского учения.
Немало забот он прилагает и к благоустроению приходского храма. С 1876 по 1879 год он собирает пожертвования и строит каменную ограду вокруг храма с прекрасной железной решеткой и двумя входными воротами изящной архитектуры. С 1880 года изыскивает средства и покупает в 214 пудов благовестник, могучий звон которого разносился по дальним деревням прихода, возвещая им время молитвы. Через семь лет строит в теплом храме новый иконостас с хорошей резьбой и высокой позолотой. В последние же годы служения вещественным памятником неусыпной энергии и пастырской ревности является заново ремонтированный и расширенный каменный кладбищенский Стефановский храм.
После него не осталось никаких денежных средств, кроме скромного домика на церковной земле…
Кто из его прихожан не вспомнит своего батюшку, который и в полуночный час, и в метель, и грозу, под дождем и снегом, по болотам и трясинам, без малейшего замедления шел пешком за много верст утешить Св. Тайнами больных и умирающих?
Проводить своего почившего пастыря в вечную жизнь собрались все прихожане от мала до стара. Погребение о. Николая совершено 7 ноября при участии трех священников и двух диаконов. По окончании Божественной литургии сыном и преемником почившего сказано сердечное надгробное слово, а при отпевании задушевная речь о трудах покойного на зырянском языке…»
Сын его, Прокопий, продолжая традиции своих предков, вступает в сан священника в 1899 году на место отца и служит в этом звании так же, как и отец, 32 года – до своей трагической смерти. Отличался он не только церковным служением. Это и большая исследовательская деятельность по сбору материалов по истории Вотчи и ее церковной жизни. Из наградных знаков и отличий он имел набедренник, серебряную медаль Красного Креста в память деятельного участия в русско-японскую войну 1904 и 1905 гг., и серебряную медаль на Владимирской и Александровской ленте в память 25-летнего существования церковно-приходских школ. Несмотря на награды, он был скромным человеком.
Из воспоминаний бывшего учителя, пенсионера О.Т. Кушманова: «Я учился в Велпоне с 1914 по 1918 год, школа размещалась в крестьянском доме. Прокопий Шаламов всегда в Велпон приезжал на своей белой лошади, у них было свое хозяйство, несколько коров, лошадь. Учился я вместе с дочерью священника Катей Шаламовой, она ничем не отличалась от всех остальных крестьянских детей, хотя была поповской дочерью, одевалась так же скромно, таким же был и ее брат Сергей».
Но вот покатились по стране аресты… В 1931 году священник Прокопий Шаламов был репрессирован.
Из протокола заседания комиссии по разбору кулацких жалоб при Облисполкоме от 29 июня 1930 года. Рассмотрена жалоба «служителя культа» вотчинской церкви Шаламова П.Н.: «Хозяйство отнесено к группе кулаков по признанию получаемого нетрудового дохода от служителя культа. Земельным наделом не пользуется. Решение комиссии: Считать не кулак, а служитель культа».
Из воспоминаний дочери Е.П. Савушкиной: «Увезли отца в 1930 году, больше мы его не видели. По одним сведениям, его вместе с женой отправили на Соловки, по другим – расстреляли где-то недалеко от родных мест, заставив предварительно вырыть себе могилу – таков был циничный ритуал, принятый ОГПУ».
В архиве ФСК РК хранится дело на Шаламова Прокопия Николаевича. В нем приведены такие сведения: «Имущество конфисковано в 1930 году, лоялен к Советской власти, был под следствием в 1922 и 1925 годах как подозреваемый в сокрытии или тормозе сдачи церковных ценностей».
Сам он так пишет об этом: «Виновным я себя не считаю ни в чем, под судом был в 1925 году, обвинялся в том, что будто бы тормозил сдачу церковных ценностей, по суду я был оправдан. Слухи о падении Советской власти и о том, что с падением Советской власти у коммунистов и колхозников будут выжигать на спине клейма, я не распространял. Против коллективизации сельского хозяйства я также не выступал и не агитировал. В части лесозаготовок я также не говорил ни одного слова. На заседаниях церковного совета иногда участвую, но это только по вызову церковного совета, а сам без приглашения ни разу не бывал. От членов церковного совета антисоветской агитации я не слышал. Больше по делу показать ничего не могу».
Прокопия Шаламова арестовали 25 января 1931 года, в качестве обвиняемого был допрошен 19 января. В протоколе допроса он перечисляет своих детей, их у него было семеро.
Еще несколько слов из показаний о. Прокопия: «Как пользовавшийся наемным трудом, я не отрицаю правильности моего раскулачивания, она меня не оттолкнула от политики власти, но я задет тем, что конфискацию провели ночью, в 2 часа ночи, и унесли все имущество, которое куда девалось для меня не известно. Раскулачен был за невыполнение хлебозаготовки, которого не имел. 12.02.31».
Затем следует акт о расстреле: «1931 г. мая 28 дня комиссия в составе: зам. нач. СПО Коми обл. отд. ОГПУ Колованина и уполномоченного ЭКО т. Савельева, сотрудника КО ОГПУ Казакова составила настоящий акт о нижеследующем: с/числа в 24 часа в местности «Дырнос дор» в полутора километрах от окраины города привели в исполнение постановление тройки ПП ОГПУ СК от 13.05.31 г. Направленные за № 7346/8к в отношении:
Морохина Тимофея Тимофеевича, Ракина Ивана Егоровича, Нарбекова Солемтана Усмановича, Тыхтило Федора Георгиевича, Лебедева Якова Дмитриевича, Лама Михаила Павловича, Мальцева Ивана Степановича, Ермолина Петра Васильевича, Шаламова Прокопия Николаевича.
Каковые расстреляны и трупы похоронены на месте, о чем и составлен настоящий акт».
И все… Ни могилы, ни знака, который бы указывал место захоронения, не сохранилось. Но, может быть, кто-нибудь из старожилов города или родственники расстрелянных что-нибудь знают об этом?
Не менее трагическая судьба постигла и жену Прокопия Шаламова – Марию Александровну. Сведения о последних днях ее жизни также хранятся в архиве ФСК РК.
Из ордера на арест Шаламовой М.А. от 23 февраля 1937 года: «…Жена расстрелянного священника, проживающая в с. Кочпон, ул. Колхозная, И, на протяжении ряда лет имеет связь с ссыльным духовенством, систематически проводит, организует антисоветскую деятельность, устраивает нелегальные сборища членов группы у себя на квартире. По поручению актива группы выполняет роль связиста с контрреволюционными элементами – церковниками Сыктывкарского, Сысольского и других районов и епископом Великоустюжским Питиримом, для чего в 1936 году специально выезжала в Устюг и вышеупомянутые районы».
Обыск на квартире был проведен 24 февраля 1937 года. Изъято: 8 фотографий, писем с надписью Шаламовой – 1 пачка, крест серебряный с цепью – 1 шт., маленькие иконки – 2 шт. В анкете отмечено: в 1930 году раскулачена как жена служителя культа. Постановили: меру пресечения избрать содержание под стражей в Сыктывкарской тюрьме НКВД по 2-й категории с 10 марта 1937 года.
Приобщено как вещественное доказательство: 1. Письмо Трусева к Шаламовой. 2. Письмо дочери Лидии Шаламовой, в котором сообщается о голоде в Рязани. 3. Письмо Федотовского, из которого видно, что Шаламова руководит работой по оказанию материальной помощи ссыльным. 4. Два заявления Шаламовой на имя Великоустюжских епископов Николая и Питирима, которые изобличают ее в контрреволюционной деятельности.
Постановление: «Вышеперечисленные документы приобщить к настоящему делу как вещественное доказательство, изобличающее Шаламову М.А. в к-p деятельности». 5 мая 1937 г. Подпись: Выжленцов.
Одно из писем Марии Александровны было опубликовано в № 32 газеты «Вера» за 1991 год, в статье «Будучи антисоветски настроены…». Второе письмо, архиепископу Николаю, публикуется впервые:
«ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ.
Высокопреосвященнейшему Архиепископу Николаю.
От смиренной вдовы, бывшей жены священника ШАЛАМОВОЙ Марии Александровны.
ПРОШЕНИЕ
В селе Вотча вверенной Вам епархии в церкви Рождества Богородицы с 1897 года мой покойный супруг, ныне скончавшийся или вернее лишенный жизни за славное имя Христово в 1931 г. в узах темницы, был священником этого прихода. В течении 33-х лет я вместе с ним несла все невзгоды и радости приходской жизни, стараясь быть не только спутницей, супругой жизни, но и сотрудницей всей его пастырской деятельности.
При последнем, предсмертном свидании с моим супругом в темнице о. Прокопий, так было имя ему, еще раз подтвердил и укрепил мою волю в прежде избранном мною пути следования за Христом. Это свое желание и благословение он подкрепил и, ныне я верю, подкрепляет своими молитвами и предстательством перед Богом.
С первого же момента после его смерти, когда горечь утраты еще была свежа в моей душе, я стала проводить в жизнь все то, о чем я дала внутренний обет перед Богом, – стала служить всем невольным узникам Христовым, находящимся в нашем крае, от своих имений и от трудов рук своих.
Милостивый Господь, источник всякого добра, помогал мне всем потребным. Так во смирении и терпении и до сего дня тщусь быть полезной всем нуждающимся. Молитва и пребывание в храме Господнем сделались необходимой потребностью моей души.
Мысль о монашестве, возникшая в моей душе еще накануне брака, все сильнее и сильнее крепла в моей душе, а ныне явилась неотложной потребностью моего сердца. Поэтому-то я смиренно и припадаю к Вашим архипастырским стопам, раскрывая перед Вашим просвещенным взором тайники своей души, чтобы получить от вас молитвенное архипастырское благословение на начало нового монашеского пути.
21 сентября, в день отдания Воздвижения креста Господня и памяти Димитрия Ростовского.
Раба Божия Мария».
В приговоре к расстрелу от 13 сентября 1937 года говорится: «Жена священника, расстрелянного за к-p деятельность, являлась активной участницей к-p фашистской группы церковников, именовавшейся «Священная дружина». Занималась сбором средств для оказания материальной помощи ссыльным духовникам, среди населения распространяла к-p клеветнические измышления о положении колхозников».
Приговор приведен в исполнение 15 сентября 1937 года. Обоим – и мужу, и жене – на момент расстрела было по 55 лет.
Паспорт и два фото Марии Александровны высланы дочери Е.П. Савушкиной в Ленинград в 1989 году. Она еще в 1947 году обращалась с просьбой о высылке свидетельства о смерти матери в органы КГБ.
Из акта от 15 сентября 1937 года:
«Расстреляны:
- Любимов Михаил Николаевич, 1903 г.р., ссыльный иеромонах.
- Васильев-Жуков Мартемьян Сергеевич, 1875 г.р., ссыльный монах.
- Трофимов Александр Игнатьевич, 1872 г.р., адм. ссыльный офицер.
- Амосов Рафаил Николаевич, 1877 г.р., адм. ссыльный инженер.
- Ряшенцев Герман Степанович, 1876 г.р., ссыльный епископ.
- Смурыгин Александр Васильевич (о. Иоанн), 1906 г.р., ссыльный иеромонах.
- Ермолин Степан Васильевич, 1891 г.р. священник.
- Елькин Павел Николаевич, 1876 г.р., активный церковник.
- Штокович Александра Федоровна, 1874 г.р., ссыльная церковница.
- Шаламова Мария Александровна, 1882 г.р., активная церковница.
- Тарара Лука Дмитриевич, 1861 г.р., ссыльный монах.
- Шевальевский Серафим Макарович, 1873 г.р., ссыльный епископ Серапион.
- Варгун-Секрет Анна Ивановна, 1888 г.р., адм. ссыльная».
Вечная им память.
Анна МАЛЫХИНА
Редакция благодарит Владимира Николаевича Филатова за предоставленные материалы.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий