В памяти народной
Рубрика • Предания старины •
Основоположник коми литературы Иван Куратов называл время, когда жили и трудились пермские (усть-вымские) епископы Стефан, Иона, Питирим, Филофей и другие, «оазисом» в пустыне зырянской истории. Он называл их «владыками края, маленькими папами в лучшем смысле духовной и светской власти». Чувство досады вызывало у него то, что они, по его словам, «уже отжили свой полезный век» и что «перевод епископской кафедры» из Усть-Выми в Вологду «был достоин сожаления зырян».
Главными источниками знаний наших современников о жизни и деятельности Стефана Пермского являются «Житие Стефана Пермского», написанное святым Епифанием Премудрым, и многие народные предания, зафиксированные собирателями фольклора на русском и коми севере. Еще в 1911 году в статье «О современности» Максим Горький привел, например, такое предание: «Шел Стефан однажды в бурю и ветер. Упала к его ногам птица, и он сказал ей: «Не опускай крыл, птица Божия. В непогожий день легче летать и выше взлетишь!»».
Утешительный, назидательный смысл этого предания применим ко многим случаям и явлениям жизни. И сам Стефан показал пример именно такого поведения.
Народные предания сообщают нам и такие подробности его жизни, которые не зафиксированы в письменных памятниках. Так, известный исследователь жизни и трудов Стефана коми лингвист и историк Георгий Стефанович Лыткин со ссылкой на предание пишет, что мать Стефана родом была из семьи коми купца Дзебаса (с коми это слово переводится как «место, куда прячут»; видимо, от «дзебас» произошло и русское «лабаз» – лесной охотничий тайник) из селения Пырас (Вход). Такое селение действительно существовало недалеко от нынешнего Котласа. Именно с селения Пырас начал Стефан христианизацию народа коми. Воодушевленный тем, что здесь его хорошо приняли (причиной такого приема, видимо, было то, что его здесь знали как сына пырасской крестьянки Марии), он пошел затем на Вилядь. Здесь, в селении Гам (по преданию, имя этому селу в Усть-Вымском районе дал сам Стефан, удивленный гамом, который подняли жители при виде его), он впервые испытал сопротивление христианизации со стороны народа, подстрекаемого местными жрецами-тунами. Но не повернул назад, а пошел вглубь Пермской земли и остановился в устье реки Вымь, впадающей в Вычегду. Он не без основания полагал, что встретит здесь людей, не испытавших в такой мере, как западные коми, набегов новгородских ушкуйников. И его расчет оказался правильным. Именно здесь, в центре легендарной Биармии, позднее была установлена кафедра Пермской епархии. Именно сюда привез он переведенные им на коми язык в стенах ростовского монастыря Евангелие, Апостол, Псалтырь, Часослов и необходимые книги Священного Писания. Именно отсюда он начал распространять изображенную им пермскую азбуку.
Как свидетельствует одно из преданий, была при нем и охранная грамота, данная ему московским князем св. Дмитрием Донским. Стефан носил ее на груди в амулете, сделанном из двух металлических пластинок. Во многом благодаря этой грамоте Стефан не был убит противниками христианской веры, как его предшественник монах Кукша. Эта грамота, если исходить из существующих версий, мифов и описаний, сохраняла его не хуже меча и брони. И шел он в Коми не с войском. И если все же в некоторых преданиях упоминается при нем вооруженный отряд, то он был создан уже позднее в Усть-Выми из новообращенных христиан для отражения многочисленных нападений со стороны вогулов и других воинственных племенных групп.
Охранной грамотой он пользовался и тогда, когда шел в своих бахилах в глухие дебри Севера, распространяя христианские идеи и грамотность среди тамошних жителей, обращая их в веру во Христа.
Несколько коми преданий о Стефане Пермском зафиксировано в книге «Коми предания и легенды», составленной фольклористом Ю.Г. Рочевым и изданной в 1984 году. В одном из своих походов на Вишеру Стефан сталкивается с чудью. В комментарии Ю. Рочев пишет: «Чтобы не допустить к своему жилью крестителя Стефана Пермского с его войском, чудь перегораживает реку Вишеру камнями и выставляет форпост, который в случае необходимости обязан известить большим костром о приближении противника». Недоверчивое отношение к Стефану со стороны чуди здесь объясняется тем, что она уже сталкивалась с иноязычными племенами, от которых терпела урон. Но столкновение Стефана с чудью заканчивается не военной баталией, а словопрением.
Различные предания о Стефане Пермском встречаются и на Русском Севере. Как раз одно из таких преданий было использовано М. Горьким. Обращаясь к фольклорным сборникам северных областей, можно, видимо, собрать немало нового и интересного о равноапостольном святителе Стефане.
Валерий МАРТЫНОВ
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий