Что ты знаешь о св. Стефане?
Рубрика • Конкурс•
В соответствии с Указом Главы РК определены сроки и условия проведения в Республике Коми детских олимпиад, конкурсов и викторин, посвященных 600-летию святителя Стефана Пермского. Решено, что будут проводиться две отдельные олимпиады. Одну из них организует Министерство образования республики – она будет в основном краеведческой, с добавлением вопросов о миссионерской деятельности Стефана, храмостроительстве в Коми и т.д. Заключительный II тур ее намечен на 7 февраля. Другую олимпиаду организует Институт повышения квалификации учителей, она начинается 15 января и заканчивается 15 апреля. Победители обеих олимпиад встретятся в III туре в Сыктывкаре накануне торжеств – и уже тогда определятся лучшие по знаниям. Предполагается, что дети будут представлены Святейшему Патриарху и из его рук получат награду – каждому по библиотечке православной литературы.
Интересна программа, разработанная ИПКУ. Сначала конкурсы будут проводиться в школах, от детей потребуется знание жития святителя. Причем есть вопросы довольно сложные: “Для доказательства своих мыслей, для выражения собственного отношения к изображаемому автор использует один прием. Что это за способ?” Эти вопросы мы публикуем ниже. Если и взрослые наши читатели не сразу ответят на них (хотя в “Вере” довольно много писалось о свт. Стефане в последние годы), то можно представить, какие вдумчивые, серьезные занятия с детьми должны предшествовать олимпиаде. Столкнутся школьники и с неожиданными задачками, например: “Попробуйте написать стефановской азбукой свое имя и фамилию”.
Один из вопросов первого тура явно упрощен, адаптирован для школьников: “Какие качества личности человека (добродетели) определяют, на ваш взгляд, святость Стефана?” Как видно, нашим школьным учителям еще сложно толковать о святости как о благодати Божией, которая даруется человеку не за заслуги, а за стяжание Духа Святого. И понятие “добродетель” им приходится расшифровывать как “личностные качества”, хотя это не совсем верно: например, добродетель любви к ближнему утверждается лишь в Христе (любовь во Христе), то есть любовь даруется извне, Господом, и чисто человеческих личностных качеств здесь недостаточно. Каким бы добрым человек ни был, но по-настоящему любить другого человека он может только в Боге… Для наших светски образованных педагогов все это звучит дико, поэтому и приходится искажать смысл русских слов, понятных каждому культурному православному человеку. Когда еще наступит время, когда богатейшая, древняя культура нашего народа (а православие – это также и культура) возродится в школах?
Если в первом туре вопросы касаются одного лишь жития святого, то во втором туре, который будет проводиться в райцентрах по итогам первого, тематика значительно расширена. Основана она на книге “Сказание о Стефане Пермском”, знакомой нашим читателям (эту книгу наша редакция рассылала своим подписчикам), – вопросы даны со ссылками на нее. Составлены они толково, и наши читатели вполне могут заочно поучаствовать в викторине, задав эти и другие вопросы своим детям после прочтения ими “Сказания”.
В III туре по условиям конкурса от детей требуется также “знание научных исследований, гипотез, открытий о жизни и деятельности просветителя, знание основ иконописи (для анализа стефановской “Зырянской Троицы” – Ред.), учения Иисуса Христа (содержание Евангелия)”.
В рамках олимпиады будут проводиться также конкурсы на выразительное чтение отрывков из Жития, на лучшие иллюстрации к Житию и рефераты-сочинения. Оценивать работы будут профессиональные декламаторы, художники, писатели и ученые.
Готовясь к проведению конкурса, школьные учителя обнаружили, что нужной литературы недостает и по сей день. В России есть один единственный перевод Жития с церковнославянского на русский язык, осуществленный сыктывкарцем Г. Тираспольским в 1993 году и изданный малым тиражом – 3300 экземпляров. Единственная книга, которая достаточно полно описывает деяния Стефана, предания о нем, его время и историю православия в Коми в последующие века – “Сказание о Стефане Пермском”, изданная нашей редакцией в 1992 году тиражом 20 тысяч экземпляров. Но и она, как стало известно, имеется на руках у трех учителей-филологов из десяти. Литературы, действительно, мало, и нашей редакции было предложено выпустить отдельный номер с перепечаткой прежних материалов о св. Стефане тиражом 3 тыс. экземпляров. К сожалению, у редакции нет такой возможности. Нет средств и у ИПКУ. Видимо, придется снимать ксерокопии с прежних номеров газеты.
Так что те из наших читателей, которые сохранили старые номера “Веры”, находятся в более выгодном положении и могут помочь своим детям принять участие в конкурсе, в том числе и заочном. Условия его мы публикуем.
М. ВЫГИН (Михаил Сизов)
УСЛОВИЯ КОНКУРСА
Будем рады заочному участию в конкурсах “Жизнь и деятельность св. Стефана Пермского” всех школьников, учащихся ПТУ, техникумов не только из Республики Коми, но также из Архангельской, Вологодской, Мурманской и других областей, где выписывают и читают газету “Вера”-“Эском”. Ответы на вопросы викторины I и II туров, а также иллюстрации к житию, рефераты и сочинения присылать по адресу: 167000 Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Советская, д. 49. ИПКУ. Кабинет гуманитарных дисциплин. На конкурс.
Участие в заочных конкурсах будет отмечено оргкомитетом и жюри. Понравившиеся художественные сочинения и иллюстрации будут опубликованы в “Вере” с высылкой по почте определенного гонорара автору.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ
1. “Житие Стефана Пермского” и культура земли Коми.
2. Епифаний Премудрый как личность и писатель.
3. Образ святого подвижника в “Житии Стефана Пермского” и в “Житии Сергия Радонежского”.
4. Коми земля и коми человек в “Житии Стефана Пермского”.
5. Жанр жития в древнерусской литературе и “Житие Стефана Пермского” Епифания Премудрого.
6. Стефан Пермский и сотник Пам в житии и Вычегодско-Вымской летописи.
7 . Чудо как элемент жития и роль чуда в идейно-художественной структуре жития Стефана Пермского.
8. Композиция “Жития Стефана Пермского”.
9. Язык и стиль “Жития Стефана Пермского”.
10. Роль плачей в “Слове о полку Игореве” и “Житии Стефана Пермского”.
ЛИТЕРАТУРА
1. “Житие Стефана Пермского” пер. Тираспольский Г.И. Сыктывкар, 1993г.
2. “Сказание о Стефане Пермском” Сыктывкар, 1992г.
3. “Житие Сергия Радонежского” в книге “Памятники литературы Древней Руси XIV-XV вв ”. М., 1981г.
4. Или “Изборник” М., 1969г.
5. Вычегодско-Вымская летопись в кн.”Родники Пармы”. С., 1989г.
6. Коми легенды и предания. С., 1984г.
7. Федоров Г.И. Святые Древней Руси. М., 1990г.
8. Дробленкова М.Ф., Прохоров Т.М. “Епифаний Премудрый в кн. “Словарь книжников и книжности в Древней Руси”. Л., 1988г. выпуск 2, стр. 211-220.
9. Или в книге “Русские писатели XI-XX века”. Библиографический словарь. М., 1995г.
10. Или “Житийный словарь писателей Древней Руси”.
11. Или “Литература в школе” № 1 – 4 1994г.
12. Лихачев Д.С. “Человек в литературе Древней Руси”. М., 1970. стр. 72-92.
13. Дмитриев Л.А. Сюжетное повествование в житийных памятниках конца XIII-XV вв. в кн. Истоки русской беллетристики”. Л., 1970г.
14. Лихачев Д.С. “Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого”.
15. Зайцев Б.К. “Преподобный Сергий Радонежский”.
16. Лихачев Д.С. “Великое наследие”. М., 1976г.
17. Газета “Вера”-“Эском”, номера за 1991 г.: 10,13,14,18,31; за 1992 г.; 65,78; за 1993г.: 88-89, 92 (спецвыпуск), 97-98; за 1994 г.: 122-123, 152-153; за 1995г.: 172-173, 181-182 и др. номера.
ТРЕБОВАНИЯ К КОНКУРСНОМУ СОЧИНЕНИЮ
– Оригинальность жанра. Возможна форма эссе и др.
– Соответствие содержания форме.
– Красота, чистота, правильность языка, отсутствие речевых штампов и ошибок разного рода. Индивидуальный стиль речи.
– Личностный подход. Самовыражение автора.
– Грамотное оформление (титульный лист, тема, эпиграф, план, красная строка).
– Объем сочинения произвольный (обусловлен особенностями жанра, возможностями и желаниями автора).
– Разрешается в виде сочинения оформить сказания, предания, легенды из устного источника (услышанные от жителей села, деревни, района).
ТРЕБОВАНИЯ К ИЛЛЮСТРАЦИИ К ЖИТИЮ СВ.СТЕФАНА
– Размер 0,25 ватманского листа.
– Используется любой вид живописи (краски, акварель, графика, карандаш и т.д.).
– Умение наиболее полно передать идейное содержание жития, исторический фон событий, национальный колорит быта, характеров; красоту природы Севера.
– Художественное мастерство рисунка.
ВОПРОСЫ ПЕРВОГО ТУРА
1. Что такое житие? Какие жития вы знаете?
2. Когда предположительно написано житие Стефана Пермского? Автор. Что знаете о нем.
3. Какие качества личности человека (добродетели) определяют, на ваш взгляд, его святость?
4. Кто такой Стефан Пермский? Откуда родом? Что знаете о его родителях, их быт, судьба.
5. Прокопий Праведный и Стефан Пермский. Как связаны в истории эти два имени?
6. Как автор жития объясняет причину путешествия Стефана Пермского в зырянский край?
7. Когда и где он составил пермскую азбуку? Как она называется?
8. Когда и где он начал проповедовать и обращать зырян в христианскую веру?
9. Кто предсказал, что он будет первым пермским епископом?
10. Прочитайте, что здесь написано (графикой Стефана Пермского – на обложке книги “Житие Стефана Пермского” перевод Г.Тираспольского)? Попробуйте написать стефановской азбукой свое имя и фамилию.
11. Какое благословение получил Стефан Пермский, отправляясь в землю зырян? Кто его дал? Как в тексте жития подчеркивается главная мысль напутственной речи?
12. Какие книги перевел он с русского языка на коми?
13. Определите основные причины обращения языческого народа в христианскую веру? Что пишет об этом Епифаний?
14. Назовите, по вашему мнению, главное событие в житии, которое навсегда закрепило победу Стефана Пермского? Как это произошло?
15. Где находилась резиденция первого епископа? Какие здания были им построены?
16. Кто были самые близкие друзья Стефана Пермского?
17. За что ценил его московский князь? Подтвердите текстом.
18. Как называются две последних главы жития? Какова их основная мысль?
19. Перечислите те слова, какими определяет личность Стефана автор. Какая это часть речи? Почему?
20. Перечислите те слова, какими автор определяет его деятельность. Какая это часть речи? Почему?
21. Для доказательства своих мыслей, для выражения собственного отношения к изображаемому автор использует один прием. Что это за способ? Почему автор прибегает к нему?
ВОПРОСЫ ВТОРОГО ТУРА
1. Укажите главные сведения о житии Стефана Пермского и его авторе.
2. Какие знаете переводы, переложения, пересказы (авторы).
3. В какой традиции написано житие? Назовите ее отличительные особенности.
4. Имеет ли значение в православии национальность святого (язык, культура, национальные черты личности)?
5. Какое важное действо предшествовало миссии Стефана в землю зырян? Что можете сказать о роли молитвы в жизни просветителя? Что говорит об этом автор?
6. С кем из величайших просветителей человечества сравнивается Стефан Пермский? Почему?
7. Что говорит автор жития о марте месяце? Почему он так знаменателен в жизни св. Стефана? Назовите эти даты.
8. В честь кого назван святой Стефан? Что знаете о его небесном покровителе?
9. Назовите места, где на территории нынешней республики стояли храмы и часовни, посвященные Стефану Пермскому. Сделайте вывод по этому факту. Стр. 54-55.
10. Что знаете о создании Стефанов-ского собора в Усть-Сысольске? Стр. 54.
11. Какие храмы, монастыри, часовни построены в зырянском крае благодаря деятельности св.Стефана? Какое значение это имело для коми народа?
12. Определите главные духовные и культурные процессы, происходящие на Руси и в Европе в эпоху святителя Стефана Пермского. (Назовите век. Искусство, наука, духовное состояние общества). Стр. 27-28.
13. Почему Стефана Пермского называют святителем и равноапостольным. Стр. 33-34.
14. Расскажите о посохе святителя. О чем говорят надписи на нем? Стр. 20,61-62.
15. Назовите дату празднования 500-летия памяти Стефана? Как оно отмечалось? Стр.52-53.
16. Определите главное значение Св. Стефана для Коми края.
17. Что знаете об иконе “Зырянская Троица”?
(Страницы указываются по книге “Сказание о Стефане Пермском”, Сыктывкар, “Вера”, 1992 год).
ВИКТОРИНА
Викторину, посвященную предстоящему юбилею святителя Стефана, объявили на днях Национальный музей Республики Коми совместно с редакцией газеты “Вечерний Сыктывкар”. Вопросы викторины опубликованы в номере “Вечернего Сыктывкара” за 27 декабря 1995г. В викторине, ответы на которую следует присылать до 1 апреля, могут участвовать все желающие. За победу учредителями викторины установлены призы.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий