Собор

Рубрика • Собор•

С 4 по 6 декабря в Москве, в Свято-Даниловом монастыре, проходил III Всемирный Русский Народный Собор. Сообщение о нем было в телевизионных вестях, сообщалось, что туда приглашены известные политики – и ни слова о содержании и итогах Собора. Мы публикуем некоторые документы и впечатления участницы Собора Н.А. МИРОШНИЧЕНКО.

Надежда Мирошниченко: “Впервые я вернулась с патриотического собрания счастливая… ”

Надежда Мирошниченко

– Несколько слов об идее самого Собора. Отличие его от других общественных движений в том, что оно создано по благословению Церкви, духовно окормляется Церковью, непосредственно в работе его участвует священноначалие. У нас раньше много говорили: почему Русская Православная Церковь бездействует, молчит, когда в стране происходит такое… Но Церковь не может напрямую заниматься политикой. Вспомните, Сергий Радонежский посылал с войском Димитрия Донского монахов, конечно, не для военной поддержки, а только лишь чтобы поднять дух ратников. И в наше время Церковь собирает людей, общественные организации разных политических направлений, чтобы они сами, при духовном церковном окормлении, определили пути спасения России. Кстати сказать, в первый день Собора и Черномырдин, и Рыбкин, и Лужков заверили участников в том, что все документы и решения Собора будут внимательно изучаться и приниматься к сведению высшими органами власти России и города Москвы.

Главное впечатление… Впервые я вернулась с патриотического собрания счастливая. Те форумы, на которых бывала раньше, угнетали спорами, сшибками разных “фракций”, было что-то безысходное. А сейчас меня потрясло, как из различных противоборствующих группировок получилось единство. Слава Богу, за эти годы страсти поутихли, и Собор прошел ровно, без единой заминки. Хоть у нас и существуют несколько десятков партий и тысячи мнений, собственно, самих идей вывода страны из кризиса не так много. И договориться мешают лишь личные амбиции, гордыня, которые можно преодолеть в Церкви. То, что форум начался с богослужения в Успенском соборе Московского Кремля, что священники принимали участие в выработке решений, сыграло свою роль.

Второе впечатление: авторитет Собора резко вырос. Представители 18 крупнейших предвыборных блоков, партий и движений, присутствовавшие там, старались понравиться Собору. Даже Жириновский заметно волновался перед выступлением: наверное, впервые перед ним была такая упорядоченная сила.

Кстати, лучше всех выступили Рогозин из “Конгресса русских общин” и Зюганов. Довелось познакомиться с разными людьми, например с А.В. Шахматовым, русским эмигрантом из Австралии. Он, верующий, православный человек, на свои деньги провел в Омске фестиваль русского искусства – первый в России. Шахматов не против организовать такой фестиваль и в Коми. Как бы глядя со стороны на свою родину, он пришел к выводу: “Россию не требуется “восстанавливать” или “возрождать”, о чем толкуют некоторые политики, ее надо
лишь очистить от всякой наносной дряни”.

Работа Собора велась по секторам, я участвовала в секторе национальной безопасности. Запомнились слова офицера МВД П.В. Свиридова: “Мягкотелая политика приводит к еще большей крови”. Пример Чечни: все происходящее там – от слабости государства. К сожалению, до сих пор в мире больше всего уважают силу. Если бы не ядерное оружие, которым обладает Россия, ее бы давно затерли… И сейчас к России пренебрежительно относятся на мировой арене (пример – Босния), но это не от нашей слабости, а из-за политики заигрывания наших дипломатов. Когда политика изменится, то все встанет на свои места.

О событиях в Чечне рассказывал и митрополит Ставропольский и Бакинский Гедеон. Он считает, что на первом месте там не религиозная война, а борьба за деньги и сокрытие правды. Встреч интересных было много.

Еще одно отличие III Собора от предыдущих – уже идет конкретная работа. Русские писатели сотрудничают с Патриархией в издании книг. Создана программа русской национальной школы – она уже включена в государственную систему. Сейчас разрабатывается русская университетская программа. Работы было много, и никто не уходил с середины заседаний, залы были полны.

Записал М. СИЗОВ

СЛОВО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II
при открытии III Всемирного Русского Народного Собора

Достоуважаемые представители высшей законодательной и исполнительной власти Российской Федерации!

Уважаемые руководители предвыборных объединений!

Преосвященные архипастыри, дорогие отцы, братья и сестры – участники III Всемирного Народного Собора!

Сегодня Господь собрал нас здесь, дабы мы сообща размыслили: как жить Отечеству нашему и народу его на пороге нового тысячелетия по Рождестве Христовом. Наверное, каждый русский человек задает себе этот вопрос в нынешнее неспокойное, но судьбоносное время, когда через трудности и неустройства наша страна и наш народ стремятся встать на путь возрождения.

Церковь – не просто спутница народа в этом благом делании. Она всегда была и, верю, остается душой народа, его доброй советчицей во всех делах. Она, Святая Православная Церковь, и есть наш народ, ибо мы должны вспомнить, что каждый из нас, кто крещен в православии и кто чувствует духовное родство с этой верой, есть частица тела церковного…

Великий подвижник земли Русской святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: “Общество растленно именно от недостатка воспитания христианского. Пора христианам понять Господа, чего Он от нас хочет; именно, Он хочет чистого сердца…” Десятилетия забвения Правды Божией породили в нашем народе духовную опустошенность, отягощенность людских сердец неправдами и грехами. Именно в этом видятся глубинные корни кризисных явлений. И именно в возвращении к отеческой вере – исправление исторического пути России, просветление ее лика.

В наше время, говоря словами Пушкина, “новорожденная свобода, вдруг онемев, лишилась сил”. В этой связи особо напомню, что ныне русскому обществу недостает подлинной соборности, то есть такого состояния, когда б мы – какими бы разными ни создал нас Творец – вдохновенно работали на общее благо, воспринимая любой труд как служение Господу и Отчизне, помня каждый час и каждую минуту, что мы несем ответственность пред Богом за нашего ближнего, за нашу семью, за наш народ, за нашу Родину, за мир и благополучие всего мира.

Мне радостно свидетельствовать, что […] Собор органично объединяет священноначалие, духовенство и мирян разных призваний, став отображением церковной полноты, обращенным к современному миру, с его насущными потребностями и проблемами. […]

Выражаю уверенность, что в этих стенах, в присутствии сонма иерархов и духовенства, обмен мнениями между вами будет наполнен духом мира и согласия, столь необходимым стране в преддверии парламентских выборов…

Мы же, пастыри Церкви Христовой, будем молиться о том, чтобы приложить все возможные усилия, чтобы политические процессы не разъединяли людей, но помогали им хранить единство в многообразии.

СОБОРНОЕ СЛОВО

Мы, участники III Всемирного Русского Народного Собора… обращаемся ко всем русским людям, живущим в России и за ее пределами, ко всем, от кого зависит будущее, к единоплеменникам и единомышленникам.

Наш Собор, представляя интересы большинства общественных сфер, вправе выразить свое понимание русской действительности и предостеречь россиян от возможных бед. Главная из них – это назревающее в обществе опасное и разрушительное противостояние различных политических сил.

Собор решительно заявляет о своем неприятии любого экстремизма, подрывающего государство и обескровливающего нацию. Политики не имеют права превращать борьбу идей в поле битвы, в арену кровавых конфликтов и революций…

Не расправы и репрессии, но мудрость и терпение созидают справедливый, осененный Божественной благодатью мир.

Мы обращаемся к вам, русские женщины. Вашим словом, вашей любовью могут быть предотвращены худшие из бед – разрушение семьи, распад традиционной системы воспитания русского человека, нравственное разложение общества. Женщина – охранительница рода и семейного очага – должна стать оплотом и защитой здоровых общественных устоев России.

Мы взываем к сердцам и душам молодых россиян в надежде, что пример ваших ровесников – героев русской истории – напомнит вам о высоком предназначении жить не только ради удовлетворения сиюминутных желаний, честолюбивых соблазнов, но и во имя ваших близких, сограждан, братьев по православной вере и во имя высокого долга служения Отечеству. Само слово «подвиг» пусть руководит вашим сознанием в минуты исполнения воинского долга и в дни мирного труда…

При всех разговорах о “выгоде”, “интересе”, “экономической пользе” нам следует помнить о нравственной первооснове экономики, о развитии ее в интересах общего благополучия, а не личной корысти. Об этом мы, участники Собора, напоминаем создателям новых экономических теорий, реформаторам, государственным деятелям, ответственным за благосостояние народа.

Особо беспокоит Собор состояние отечественной культуры. Компрометация ее высших достижений, площадная бесстыдность печати и телевидения, разрушение многовековых установлений на созидательную духовную суть творчества как Божественной данности могут обернуться бедствием распада единой нации, стать источником новых потрясений и смут. Долг русского человека – оберегать свою историческую культуру, ее святыни, дополнять ее в традициях духовного наследия, всемерно изживая пошлость и всеядность.
Русская Православная Церковь каждодневно возвращает нас к сознанию целостности бытия, учит традиции сбережения духовных сокровищ, помогает каждому русскому человеку обрести волю и уверенность в своих устремлениях и трудах…

Русские люди! Все добрые люди России! Прислушайтесь к голосу Собора, обретите в нем свой голос, найдите силы к духовному стоянию и помните о великом, от Бога данном и от предков наследуемом долге собирания и сбережения Отечества в духовной чистоте и исторической целостности!

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ИТОГОВОГО ДОКУМЕНТА СОБОРА

Русский народ переживает трагедию разделения: около 25 миллионов наших соотечественников не по своей воле оказались за пределами нынешней Российской Федерации. Покуда не решена эта проблема, народ не может жить полнокровной жизнью. Мы убеждены, что ни один политик, ощущающий свою ответственность перед народом и историей, не может сегодня самоустраняться от проблемы разделённости нации.

Русский народ имеет право на воссоединение. Осознание этого должно стать неизменной составляющей российской политики. Мирное, ненасильственное стремление к объединению на новой основе стран, некогда составлявших единую державу, способно положить конец трагедии разделения. Оно, как единственный реальный путь к воссоединению
нации, должно поддерживаться каждым, кто не на словах, а на деле заботится о народном благе.

Мы призываем к восстановлению исторического единства трех братских народов, чья духовная традиция вышла из одной киевской купели – белорусского, русского и украинского. Воля подавляющего большинства этих народов по-прежнему направлена к восстановлению их общности.

Нам нужно вновь осознать, что Церковь Русская – это все мы, православные христиане, призванные трудиться во славу Божию, к созиданию Тела Христова, употребляя дарованные нам Господом таланты и принося добрый плод. Как бы ни различались наши политические убеждения, культурные, профессиональные и иные особенности, мы должны вновь ощутить себя одним общецерковным организмом, братьями и сестрами во Христе Иисусе.
Необходимо преодолеть все еще сохраняющуюся отчужденность Церкви от общества, духовенства от мирян, жизни сугубо узкоцерковной от жизни страны и народа. Церковь должна быть голосом народной совести и в полной мере исполнять присущее ей пророческое служение перед лицом народа и власти.

Нам надо найти верное соотношение между такими приоритетами внутренней политики, как ускоренная социально-экономическая модернизация, политическая стабильность, социальная защищенность “слабых” слоев и групп, традиционные для России общинность, соборность, коллективизм, уважение к собственности, общественная нравственность, сильная государственность, широкое местное управление и самоуправление.

Собор считает, что обеспечение национальной безопасности России будет в целом способствовать выходу из общего кризиса, в котором страна сейчас находится. Это означает, что необходимо решить следующие срочные задачи.

Во-первых, согласие и стабильность в стране должны быть достигнуты на основе равновесия интересов личности, государства и отдельных социальных групп. Это возможно только в правовом государстве…

Во-вторых, должна быть создана конструктивная и доступная для понимания идеология преобразований, способная обеспечить целостность, безопасность и процветание России, примирение и согласие в российском обществе. Эта идеология могла бы сыграть роль своего рода центра, вокруг которого на основе совпадения интересов устойчиво объединились бы различные слои и группы нынешнего населения России. Такая идеология должна исходить из особенностей российского народного самосознания, учитывать приверженность традиционным ценностям русского и других населяющих Россию народов, ценностям, которые воплощает, в частности, Русская Православная Церковь.

В-третьих, должна быть возрождена и укреплена активная, регулирующая роль государства при сохранении всей полноты индивидуальных свобод, в том числе и тех, что связаны с многообразием форм собственности.

Возрождение земских, крестьянских, казачьих общин и других форм самоуправления – одно из условий воспитания будущего гражданина России. Вот почему Всемирный Русский Народный Собор придает такое большое значение восстановлению института земства, утверждению местного самоуправления, преодоления рецидивов бюрократической централизации.

Необходимо вернуться традиционно русской терминологии в обозначении властных структур различных уровней, отражающей исконно национальные формы народовластия.

Собор полагает, что только нравственная экономика, основанная на национальных традициях, на честном, должным образом оплачиваемом труде, позволит создать условия для достойной жизни всем гражданам России. Экономика должна быть эффективной, а распределение благ – справедливым.

Признавая правомочность различных форм собственности на землю, Собор считает недопустимым введение частной собственности на землю без восстановления функции государства по контролю за использованием земли и недопущения спекулятивных сделок с землей.

Важнейшую роль в этом деле призвано сыграть возрожденное земство как институт народовластия и контроля со стороны общества за деятельностью административных структур.

Мы свидетельствуем, что Соборное движение приобретает все больший авторитет, преодолевает внутренние трудности, способствует началу положительного диалога между ведущими политическими силами страны. Опыт III Собора показывает, что такой диалог, проходящий по инициативе и при участии Церкви, вполне возможен и должен продолжаться. Собор предлагает провести в ближайшем будущем собрание представителей органов законодательной и исполнительной власти, субъектов Федерации, политических сил, национальных организаций всех народов России, традиционных религий и конфессий, на котором можно было бы выработать соглашение о главных принципах преодоления кризисного состояния Отечества. Собор готов взять на себя инициативу по организации и проведению подобного форума.

Мы считаем необходимым приступить к созданию печатных органов Собора (газета и журнал), а также к формированию региональных отделений ВРНС и призываем епархиальных архиереев, местные органы власти, учредителей Собора, российскую общественность всячески этому способствовать.

Сегодня нам предлагается великое множество способов, методов и проектов возрождения России. Но мы в канун грядущего перехода в новое тысячелетие от Рождества Христова уверенно свидетельствуем, что, только опираясь на исконные народные традиции, прислушиваясь к голосу Русской Православной Церкви, мы сможем спасти, уберечь Отечество и русских людей от новых смут и еще больших потрясений, обновить тысячелетний лик нашего великого Отечества.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий