Перед началом учения…

«Молебен в сельской школе перед началом учения» – так называется эта наивная картинка из журнала более чем вековой давности. Деревенские мальчики в лаптях и девочки в платочках подходят ко кресту, а батюшка с грустными глазами окропляет их святой водой. Блюдо с ней смиренно держит диакон, а рядом курносый паренек запевает в церковном хоре громче всех: как не постараться перед сверстниками! Истово молятся чьи-то родители, а особенно набожная матушка, тронутая словами молитвы, даже опустилась на колени, желая своему чаду Божьей помощи в постижении грамоты. На стене в раме портрет Государя (кажется, императора Александра III), в красном углу икона с лампадой…

Господи, как же все это теперь от нас далеко! Живем, словно ничего этого не было, словно в другой стране. Священнику вход на порог школы по нынешним законам заказан. На стене в школе вы можете увидеть какие угодно картинки, но ни за что не попадется вам изображение Матери Божией. А из числа родителей, что вот так же в начале учебного года собираются за партами своих детей, найдется один-два энтузиаста, которые при одном упоминании о духовном образовании возмутятся: дескать, нечего нашим детям головы церковными сказками морочить, да еще жалобу куда следует напишут…

Да что тут говорить, если сменяющие друг друга местные, да и московские, начальники от образования на все запросы о необходимости духовного образования отвечают только: «У нас Церковь отделена от государства, а школа – от Церкви!» В пылу борьбы за зарплату учителям, за улучшение материально-технической базы школы, в тисках безденежья, нехватки учителей им просто некогда голову поднять, оглядеться, увидеть, что в XXI век школа входит (скорее даже въезжает по инерции), не имея никакого скрепляющего стержня, никакой идеологии. Система образования сейчас напоминает мне детскую игрушку пирамидку: кольца на стержень вроде бы насажены, а сам стержень вынут. Остается только эти кольца толкнуть – и все повалится. И ведь толкают, подталкивают… Кажется, какая-то стабильность держится теперь лишь на удивительном консерватизме нашей системы образования. И – вот парадокс! – именно из-за этого консерватизма так трудно идет поиск новых духовных оснований нашей школы.

Но мы верим, что все в воле Божией. Раз так, значит, еще не “побелели нивы”, значит, надо, чтобы народ сам, без давления извне, осознал спасительность для России именно православных оснований школы и сказал: не хотим, чтобы наши дети, как и мы, ничего не понимали в вере… С этого номера редакция, как бы начиная свой “учебный год”, возобновляет публикацию материалов о современной школе и для школы. Все новое и “новое старое” в духовном образовании и воспитании представляет для нас интерес. Быть может, какие-то темы или вопросы есть у вас, уважаемые читатели? Пишите…

 

Оглавление выпуска   Следующая публикация →

Добавить комментарий