«Ешь, пей, веселись»?

Рубрика • Вонмем •

Фреска с изображением евангельской притчи о неразумном богаче.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ, 68-е зачало, 12, 16-21.

И сказал (Иисус Христос) им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;

и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих.

И сказал: вот что сделаю; сломаю житницы мои, и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.

Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

Так бываете тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

Положено к чтению в храмах в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, день воскресный, 3 декабря.

 

Сегодня мы вновь возвращаемся к разговору о бедности и богатстве, начатому в позапрошлом выпуске газеты. «Ешь, пей, веселись» – слова эти, ставшие одной из многочисленных русских “евангельских” поговорок, всегда произносятся с особым выражением: дескать, ешь-пей, да знай, что заплатишь сполна… Соборное сознание наших предков четко усвоило урок, преподанный в этой притче Самим Христом.

Попробуем, однако, и мы из дней сегодняшних понять, отчего безумен, по слову Божию, богач.

Посмотрим, чего же хочет богач сделать с теми богатствами, что внезапно привалили ему? Может быть, хочет предаться удовлетворению безумных похотений? Или удариться в отчаянный разгул? Ничего подобного. Тогда «скажу душе моей: …покойся». Покоя и отдыха ищет его душа.

Участь большинства людей общая в том, что всю жизнь мы работаем и знаем, что перестань трудиться – и назавтра нечего будет есть. И признаемся, мало ли в жизни нашей бывает таких мгновений, когда вдруг одолевает нас мысль: хорошо бы как-нибудь вдруг, враз обогатиться, хоть бы через лотерею или какая-нибудь неведомая нам бабушка наследство б оставила – и зажить на проценты вроде рантье…

И вот случилось у одного человека так, что по воле Божией вырос у него на полях невиданный урожай. Вот она, удача! Наконец-то можно избавиться от унылых забот по постоянному пополнению своих житниц – теперь-то от такого урожая мне на всю оставшуюся жизнь хватит! Собрать, сложить, а потом, может, управляющего всем этим хозяйством нанять, чтоб забыть о проблемах мира вокруг. Пусть, если повезет, тоже богатеют… Таков ход его мыслей.

И что же он делает? Попадается на извечную уловку лукавого: в бегстве от одних забот попадает в суету забот вдвое больших: решает разрушить амбары старые и строить новые, большие.

«Такому скажу я, – пишет святитель Василий Великий, – и хорошо ты делаешь; ибо житницы нечестия точно достойны разрушения. Бедняк! разрушь сам своими руками то, что худо создано тобою. Разори житницы, от которых никто не порадовался… освободи из-под стражи твои скованные богатства; восторжествуй над темным жилищем нечестивой мамоны!

 Сломаю житницы мои и построю большие. А когда и их наполнишь хлебом, что еще замыслишь? Не безрассудно ли так мучить себя без конца, созидать и опять разорять? Если хочешь, имеешь где полагать хлеб твой – чрево бедных. Собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут (Мф. 6, 20).

 Но, скажешь, тогда буду давать, когда наполню новые житницы. Ты обещаешь себе долгую жизнь: смотри, чтоб конец, назначенный твоей жизни, не постиг тебя внезапно. – И что препятствует подавать ныне? Не всегда ли есть убогие? Не полны ли твои житницы? Не готова ли мзда от Господа? Не явна ли заповедь? Вот один истаевает от голода, другой цепенеет от холода, иного истязуют за долги; а ты откладываешь милостыню на завтра? – Ты избегаешь встречи с бедными, чтоб не принудили тебя что-нибудь выпустить из рук твоих. Одно умеешь говорить: “Не имею, не дам, потому что сам я беден”. Ты точно беден, во всем нуждаешься. Беден ты человеколюбием, беден верою, беден упованием».

«Жизнь человека не зависит от изобилия его имения» – этими словами Христос предваряет притчу о безумном богаче. Как же не зависит!? – могут воскликнуть. Еще как зависит!

Но Спаситель здесь, как и во многих других случаях, говорит не о существовании, но именно о жизни, той самой, что дана нам Творцом, и отчет о которой нам рано или поздно держать перед Ним. Для этой жизни – да, безразлично, сколько богатства у человека, как, впрочем, не дает спасения душе и бедность сама по себе.

Вот что писал один из серьезных исследователей этой богословской проблемы прот. Сергий Булгаков:

«Карпократиане, учащие, что не может спастись имеющий собственность, были осуждены на Гангрском Соборе. А Климент Александрийский в трактате “Какой богач спасется” возводит учение к внутренним источникам: истинная бедность не есть отсутствие имущества: если отдашь имущество и будешь его оплакивать, то не будешь истинным бедняком. Самое имущество должно рассматриваться как дар Божий. Подобные мысли развиваются Оригеном и св. Иоанном Златоустом: “Если какой-нибудь распутник, будучи юн, растратит богатство или на блудниц, или на колдунов, или на другие какие-нибудь подобные похоти и обнищает, не ясно ли, что это произошло не от Бога, а от его собственного распутства”. Итак, богатство или осуждаемо, или нет – в зависимости от его происхождения, но никогда богатство не наше, а принадлежит Господу… «Если Он отобрал имущество, если честь, славу, тело и самую душу, – Он взял свое; и если бы Он взял твоего сына, то Он взял не только сына, а Своего раба”.

 Блаженный Августин, хотя и стоит на точке зрения отрицания собственности, говорит, что богатство создано во славу Творца. “Создатель мира и Вседержитель Бог так распределил людей, золото и серебро, что само по себе по природе и характеру оно благо, хотя не высшее и большее благо”. О богатстве и бедности мы читаем у св. Григория Нисского:

 “Из Св. Писания мы узнаем двоякого рода богатство: одно превозносимое, другое осуждаемое. Превозносится богатство добродетелью, презирается же бренное, земное богатство, ибо одно есть приобретение души, другое же служит к обману чувств”. У св. Амвросия Медиоланского: “Не все бедные блаженны, ибо бедность сама по себе безразлична; бедные могут быть хорошими и дурными”.

Вообще святые отцы оценивают собственность в зависимости от ее употребления. Раздача имущества – удел праведников, а даяние милостыни – долг всякого христианина. Чтобы сие было возможным, нужно ограничивать свои личные расходы, т.е. избегать роскоши и расточительности».

В этом, собственно, и состоит ответ на вопрос, что значит «богатеть в Бога».

«Все избытки разделяй с нуждающимися, это будет то же, что данное Богом возвращать Богу. Кто бедному дает – Богу дает. Истощая как будто богатство, таковой истинно богатеет… богатеет в Бога, а не себе, ибо не считает себя хозяином, а только приставником и расходчиком, вся забота которого состоит в том, чтобы удовлетворить всех приходящих к нему с нуждою…» (свят. Феофан Затворник).

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий