Богомазы из Ванвиздино
Рубрика • На ниве господней•
С художниками отцом и сыном Выборовыми я познакомился на престольный праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня в Кылтовском Крестовоздвиженском женском монастыре. Простые и скромные люди. Мы легко нашли общий язык, а когда прощались, они пригласили меня в гости в деревню Ванвиздино, которая находится рядом с селом Усть-Вымь. Я узнал, что они будут расписывать фронтоны собора Соловецких чудотворцев святых Зосимы и Савватия. Настоятель Ульяновского монастыря посоветовал художникам заканчивать с мирскими заказами и работать только на церковь, и они приняли это предложение.
Вскоре я воспользовался приглашением и поехал к ним в гости, но не один, а вместе с телевизионщиками, захотевшими сделать фильм о православных художниках. Было это 18 октября. Дом, в котором живут художники Выборовы, расположен на берегу Выми при впадении ее в Вычегду. Места здесь необычайно красивые, привольные, чувствуется на них Божия благодать. Неслучайно люди здесь живут с самых древних времен. Недавно недалеко от их дома археологами была обнаружена одна из древнейших стоянок человека на территории России: 3 тысячи лет до нашей эры. Напротив, через Вымь, открывается вид на церкви села Усть-Вымь – некогда могучего владычного града Стефана Пермского. Отсюда началось распространение православия на Зырянской земле. Здесь древние зыряне в благодарность Стефану Пермскому насыпали руками целый курган, на котором затем была выстроена Благовещенская церковь. На основании этой церкви, взорванной в советское время, ныне строится часовня.
Здесь каждый камень дышит историей. Кажется, разве можно, родившись в этих местах, не стать художником, поэтом, мыслителем?! Вениамин Пантелеймонович вместил в себя все эти таланты. Добротный деревянный дом достался ему в наследство еще от прадеда, а талант художника – от деда. Но он занимается не только живописью, но и также скульптурой, резьбой по дереву, чеканкой.
Когда мы приехали, нас встретил около калитки его сын Александр. Он пригласил нас в дом, сказав, что отца придется подождать, он бегает. Меня это удивило, потому что погода в этот день была явно не для занятий спортом: шел мокрый снег и дул сильный ветер.
– И долго он уже бегает?
– Да уже, пожалуй, два часа, скоро прибежит.
– И в такую погоду тоже?
– Он бегает в любую погоду, каждый день.
Войдя в дом, мы были удивлены. Всюду находились картины, скульптуры, иконы. Дом художников представляет из себя мастерскую. В мастерские превращены сарай и чердак дома. Большинство работ на библейские сюжеты. Это и оригинальная резьба по дереву, и большие рельефные панно. Среди них «Вознесение Иисуса Христа», «Распятие», целый цикл работ с Богородицей и ангелами, большая икона Стефана Пермского.
Пока мы рассматривали дом-музей, весь мокрый, в легкой спортивной одежде прибежал Вениамин Пантелеймонович. Ничуть не смутившись заезжих гостей и расставленных в доме осветительных установок, он радушно приветствовал нас: «Вот и хорошо, что приехали. Саша, ставь чайник! У меня как раз сегодня день рождения». Конечно, никакого застолья в привычном обывательском смысле не было. Ни Вениамин Пантелеймонович, ни его сын зелья на дух не переносят, вредных привычек не имеют. Да и спартанский быт их больше похож на быт пустынников. А вот теплый чай и душевная беседа – это сколько угодно. Вениамину Пантелеймоновичу исполнилось 62 года. Несмотря на почтенный возраст и седую бороду, он еще крепок и выглядит моложе своих лет, в нем чувствуются мощные, еще нерастраченные силы. А гостям в этом доме всегда рады. Его имя известно не только в России, но и за рубежом. К нему приезжают из Швеции, Германии, Болгарии…
Трудный и интересный жизненный путь прошел этот удивительный человек. Судьба носила его по всей России. Он окончил военное авиационное училище в Тамбове. Служил в Чите, Иркутске, Улан-Удэ. Уволившись в запас, работал мастером-электриком в Кирове, инструктором по парашютному спорту в Ленинграде. После окончания Ухтинского горного техникума работал на шахте в Инте. Затем художником-скульптором в Коми художественных производственных мастерских Художественного фонда РСФСР. Оттуда поступил на вечернее отделение Академии художеств в Ленинграде, работал в Эрмитаже, в Музее Пушкина в Москве, скульптором в Ленском районе Архангельской области. Сколько в своей жизни ему пришлось выполнить поделок на заказ, слепить гипсовых идолов Ленина, никто не знает. Набрав богатый жизненный опыт, Вениамин Пантелеймонович возвращается в свой дом, на родину, и начинает работать для души. Он все больше осознает, что без Бога невозможно творчество, все больше в своем творчестве напрямую обращается к подвигу Иисуса Христа, к библейским сюжетам, открывая в них новый для себя смысл. И библейские сюжеты он видит по-своему.
Как-то его пригласили расписать больницу в поселке Айкино. Он расписал ее стены картинами на библейские сюжеты, а на одной из стен сделал огромное панно из дерева. На нем изобразил Богородицу в лучах восходящего солнца, идущую над куполами церквей Святой Руси. Эта работа олицетворяет не только Покров Пресвятой Богородицы над Русью, но и возрождение России.
С детских лет он один растит своего сына Александра. Александр пошел по стопам отца и тоже стал художником. Специально отец его ничему не учил, но свое художническое дарование Саша обнаружил еще в раннем возрасте. В три года в садике он вылепил из пластилина Ленина на броневике, чем немало удивил воспитателей. С малых лет он сам себе делал игрушки, особенно любил лепить солдатиков. В школе вместе с бюстами Ленина он ваял из гипса Пушкина, Лермонтова, Толстого, Есенина, Высоцкого. После армии и учебы в Московском университете гуманитарных наук он возвратился домой. Сейчас над новыми работами он трудится вместе с отцом, начиная от замысла, эскизов и до полного художественного воплощения задуманного.
В июне-июле этого года в Сыктывкаре, в Доме искусств «Серпас», с успехом прошла первая выставка художников, где было выставлено свыше 50 работ. Я уверен, что их творческая судьба только начинается: уверовав во Христа Спасителя, они решили всю свою жизнь посвятить Богу, расписывая храмы Божии. А что может быть прекрасней этой судьбы?
Е. СУВОРОВ
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий