В глубинку

 Рубрика • Православная жизнь •

ДНЕВНИК МИССИОНЕРСКОЙ ПОЕЗДКИ

28 июня группа из четырех человек во главе с настоятелем Свято-Казанского храма г. Сыктывкара выехала в Усть-Куломский район Республики Коми. Мы решили остановиться в с. Мыёлдино и отсюда объездить окрестные деревни.

Приехав на место, устроились, посетили храм в честь св. Иоанна Предтечи. Сразу же занялись уборкой алтаря: перевесили некоторые иконы, установили хоругви и т.д. Стараниями местных жителей, а особенно Евстолии Паршуковой, этот многострадальный храм был восстановлен. Некоторые бабушки помнят, как его ломали в годы безвластия. Возглавил тогда группу «воинствующих безбожников» Павел Опарин, который, разбивая большой колокол, приговаривал: «Мы делаем культуру, а здесь будет дом, где молодые будут веселиться». По его указке были отправлены в «места не столь отдаленные» самые работящие, верующие люди. Он же организовал здесь колхоз. О деятельности его и подручных Василия Кучева, братьев Ивана и Афанасия Паршуковых, Петра Попова свидетельствуют сохранившиеся в селе иконы: вырубленные лики, выцарапанные глаза. Глядя на все это, я никак не мог понять, что двигало этими людьми. С кем они воевали? С позиции голого человеческого разума, эта лютая злоба ко крестам, колоколам, к «доскам» необъяснима. Только Священное Писание открывает нам подлинный смысл происходившего: подобная ненависть к святыне присуща только одному существу – сатане. Поэтому дела этих людей иначе, как сатанинскими, не назовешь.

Слава Богу, были и другие, такие как Сергей Ефимович Паршуков (ныне о. Сергий), который, еще будучи мальчишкой, выкрал большую икону Спасителя. Она хранилась в их семье, пока не открылся храм. Всеволод Ильич Ермолин († 1994), который, играя однажды в детстве в прятки, залез под трибуну, поднял голову и увидел образ св. великомученицы Екатерины – эта икона служила полом для «строителей светлого будущего».

Много икон было собрано в сторожке возле церкви. Тогдашний сторож сельсовета Анна Мишарина раскалывала их топором и топила печку. Именно отсюда Сарра Петровна Паршукова, будучи еще школьницей, утащила и спрятала образ св. Иоанна Предтечи. Долго так его и держали, собираясь в узком кругу для молитвы. И вот однажды было откровение одной женщине. Явился ей некто и строго сказал: «Кто у вас в погребе сидит?» – и повелел вынести его оттуда. После этого женщины внесли образ в дом и часто пели перед ним молебны, а затем он занял место в открывшейся церкви.

Андрей Александрович Тюрнин сохранил у себя образ Казанской Божией Матери из часовни в Ваполке (недалеко от Мыёлдино). Через некоторое время он стал переезжать в Мыёлдино. Захватив все вещи, он оставил на потом эту икону (было это накануне 4 ноября). И вот ночью он видит сон и слышит разговор: «Меня ты, Андрей, здесь не оставь, но и завтра пока не бери, завтра мой день, а потом бери». Рассказывая об этом верующим, он все время плакал. Так и принес с молитвой и со слезами. Сейчас она в храме у правого клироса.

Удивительны судьбы и других икон. Так, здесь сохраняется небольшая выносная икона также Казанской Божией Матери, которая принадлежала, по местному преданию, пустыннику Александру, жившему на реке Нем. После его ареста все его вещи блюстители нового порядка распродали с молотка. Верующие все выкупили и сохранили до наших дней. И все же сохранилось очень мало. В настоящее время большинство икон и вся утварь в Предтеченском храме – это пожертвование сыктывкарского Св.-Казанского храма.

Не преминули мы посетить одно из почитаемых здесь мест. Это крест на берегу реки Вычегды, место явления Тихвинской иконы Божией Матери. Никто уже не помнит подробностей, но с давних пор сюда в этот день ходил многолюдный крестный ход, пелись молебны.

1 июля с утра с группой верующих ходили на новое кладбище, шли около трех километров: прекрасные места, но очень много комаров, оводов. Здесь спели панихиду по усопшим, обошли все могилы. Два других кладбища еще дальше. На старом, которое сразу за селом, к сожалению, построили скотные дворы.

После возвращения стали готовиться к вечерней службе. В 18 часов всенощное бдение, помазание елеем. Верующих – около 50 человек, в основном пожилые. Молодежь на лугах – страда. В конце службы – краткое слово на коми языке о храме, о следующих службах.

В храме прекрасная акустика, служится очень легко. Певчие Мария Артеева и Вера Паршукова, приехавшие из Сыктывкара, сразу это почувствовали. «Умели все-таки раньше строить», – восхищался диакон о. Аркадий. Только что закончивший полный курс Московской Духовной семинарии, все четыре года он пел в известном всему православному миру хоре архим. Матфея (Мормыля), служил в академическом хоре старшим диаконом, прекрасно знает Богослужение.

Почему-то вдруг встал вопрос о назначении его куда-нибудь. Мне же хочется поделиться своим мнением. Все мы знаем, что следующий год у нас в Коми – юбилейный, 600-летие святителя Стефана, намечается открытие здесь и епархии. Строится духовный центр, думается, здесь место и духовному училищу: издревле духовные школы были при архиерейских домах. Грамотные священнослужители будут нужны. Конечно, по деревням тоже нужны батюшки, но выиграет ли от этого край в целом? Столицы всегда были центрами не только административными, но и духовными, только после этого в деревнях и начнут медленно, но стабильно открываться приходы. Нужна целостная программа духовного развития нашего региона, а ее, к сожалению, сегодня нет.

…На следующий день после Божественной литургии служили молебен святителю Стефану. Затем, после проповеди о подвигах св. Стефана, крестилось 33 человека. Таинство совершалось безвозмездно, кроме того, каждому крещаемому бесплатно выдавались крестики и брошюрки. Люди были очень довольны.

В понедельник руководитель администрации села Мыёлдино В.А. Паршуков помог нам с транспортом, и на «уазике» мы отправились в Тимшер. Уже во время обеда в дом к Сарре Тимофеевне Игнатовой, у которой мы остановились, стали заходить жители поселка, спрашивать, где будут крестить. Единственным подходящим местом оказался клуб. Да и тут крестили в две партии, сначала 63 человека, а потом еще 104. Во время помазания такого большого количества людей, когда возникали довольно длительные паузы, хор тихо пел молитвы. После Таинства люди со вниманием слушали проповедь о Боге, о вере и Церкви. Закончили глубоким вечером, но, кроме усталости, была и внутренняя, сердечная радость.

4 июля выехали на автобусе в Лопьювад. Здесь остановились в доме гостеприимного хозяина Якова Яковлевича Рейнгардта. Поволжский немец, с 4-летнего возраста он в Коми, полюбил этот суровый край, разговаривает на коми языке. У него большая, крепкая семья. Под стать ему и хозяйка, простая коми женщина. В этом доме останавливаются все приезжающие священнослужители, совершают молебны и другие требы. Комната у него хоть и большая, но крестить все же пришлось в два приема.

На следующий день в Мыёлдино по многочисленным просьбам посещали местных жителей. За чашкой чая вели разные беседы о деревне и ее проблемах, о закрытых храмах. Безбожная жизнь принесла свои горькие плоды. Постепенно размываются вековые нравственные устои, забываются старые добрые традиции.

Но есть и другая тенденция. Меньше стала молодежь уезжать из деревни – строятся, обзаводятся хозяйством. И когда слышишь сегодня, что «деревня умирает», в это не очень-то верится при виде добротных домов и резвящейся на реке молодежи.

7 июля был праздник Обретения Честной Главы Иоанна Предтечи – в этот день после Божественной литургии был совершен водосвятный молебен и сразу – крестный ход с хоругвями, иконами, чтением Св. Евангелия и пением св. Иоанну Предтече. Сюда, на престольный праздник, приехали верующие и из других деревень. Проповедь – о св. Иоанне, учителе покаяния, о его крепком заступничестве, которому свидетелем был этот Предтеченский прекрасный храм, который надо всем любить и беречь.

После Божественной литургии 9 июля было желание возобновить местную традицию, и мы уже готовились к крестному ходу (2 км от храма) к месту явления Тихвинской иконы Божией Матери, но обстоятельства помешали нашим намерениям.

10 июля в 9 часов отслужили панихиду по усопшим и молебен о путешествующих. В 11 часов выехали в Сыктывкар. Господи, благослови!

Священник АНДРЕЙ Паршуков

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий