Дорогие следы сибирские

Здравствуйте, редакция газеты «Вера»!

Хотелось бы поделиться с вами впечатлениями о поездке в Сибирь, знакомстве со своими сибирскими корнями.

Нас уже давно приглашали родные по маминой линии, которые живут в Томске. Нам, северянам, в декабре отправиться в Сибирь было совсем не страшно, да и сибирские морозы оказались не сильными.

В кругу гостеприимных родственников услышали мы много историй. Как оказалось, предки наши были переселенцами из Белоруссии, носили фамилию Рымша. В начале XX века из Витебской губернии они поехали по аграрной реформе Столыпина. Были из «вольных»: решили начать на плодородной земле новую жизнь. Поселились в деревне Покровка. Раньше она называлась Юкара, там жили татары. Как говорили, всякий люд сюда ехал. Ныне названия деревни уже нет, но она считается одной из первых, заселённых белорусами. Представление о дороге дал нам местный краеведческий музей, где есть реконструкция деревянного вагона переселенцев. Везли необходимое: иконы, одежду, картошку. И зачастую люди жили в тех краях уже до конца.

Нашей самой старшей рассказчице – бабе Кате, внучке первого переселенца деда Сазона – уже более 90 лет. В своём доме с большими окнами и банькой внутри она до поздней ночи рассказывала о семье. Дед Сазон и бабушка Христина держали скот и жили зажиточно. В деревне растили семерых детей, в том числе мою прабабушку Любу. Она окончила четыре класса церковно-приходской школы, потом жила в соседней деревне Гусево. По взаимному чувству вышла замуж за земляка, военного, в 30-е годы. Его портрет теперь участвует в акции «Бессмертный полк». Для официальной свадьбы фату невесте сделали из марли, с бумажными цветами. У них появилась дочка, моя бабушка. Но началась Великая Отечественная война, и случилось личное испытание, после чего они разошлись и уже не были вместе. Работала санитаркой в больнице, ухаживала за больными. Говорили, что не могла без людей. Позже у прабабушки появился сын (его семья и пригласила нас в гости). Прабабушка Люба часто приезжала в Сыктывкар и гостила у дочери. Удивлялась: как так живут, дрова и воду не носят?!

В наш обиход перешли от прабабушки и слова: «маленько», «глянь», «вихотка» (мочалка). А ещё помнят про «исподки» (рукавицы), «юрок» (катушка ниток). В нашей семье вспоминают пирожки с черёмухой и калиной, которые она пекла.

Дожила прабабушка Люба у себя на родине до преклонных лет. Письма писала карандашом. В 80-х благословила внучку на свадьбе в Сыктывкаре, потом прислала святую воду и напутствие с телеграммой перед появлением правнука… Светлая ей память.

Богородице-Алексеевский монастырь в Томске. Казанская церковь. Справа – часовня святого Феодора Томского. Фото: temples.ru

В Томске мы побывали на вечерней службе в Богородице-Алексеевском монастыре, где находятся мощи святого Феодора Томского, небесного покровителя города. В трудные годы многие берегли православную веру. В том числе и наши предки. Тяжёлого в жизни было немало, когда пелись только грустные песни. Война, коллективизация, раскулачивание. Был случай, когда со двора прапрадеда увели жеребёнка. Тот продолжал сам приходить на двор, и у хозяина случилось плохо с сердцем. Кто-то из наших родных говорил, что советская власть тоже от Бога. Всё же как-то жили и радовались, например первой новогодней ёлке после войны.

Хочется дальше познавать историю нашего рода. И благодарить, ступая по оставленным следам.

Алёна УСКОВА, г. Сыктывкар

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий